Войти
В помощь школьнику
  • Кристаллические решетки в химии Ионная кристаллическая решетка
  • Отличительные черты личности
  • Аномальные зоны тверской
  • Про легендарную разведывательную "Бешеную роту", позывной "Гюрза" История роты гюрзы
  • Общая характеристика кишечнополостных, образ жизни, строение, роль в природе
  • Современные инновационные технологии в образовании
  • Правописание суффиксов -ик-, -ек-, -ок. Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных Суффикс ок в словах

    Правописание суффиксов -ик-, -ек-, -ок. Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных Суффикс ок в словах

    Правописание слов

    с суффиксами -ок, -ек.

    Черничкина Галина Валентиновна



    Четвёртое апреля

    Классная работа


    СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

    А птека, библ ио тека, б о лото, д о рога, зап ад , м о л о ток, кр о вать, р а кета, тр а мвай, ш о фёр.

    Проверь и оцени себя!


    о к ко ок

    горошки окошки пушок

    Какие сочетания букв могут являться суффиксами?

    Спишите слова. Разберите слова по составу.

    О каком слове можно сказать, что оно «лишнее»? Почему?

    Над правописанием какого суффикса мы будем сегодня работать?


    ТЕМА

    «НАПИСАНИЕ СУФФИКСА –ОК- ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ» ЦЕЛИ

    Учиться…

    Находить…

    Различать…

    Узнать…

    Повторить…

    Продолжить…

    Употреблять…


    • Спишите слова.
    • Поставьте ударение
    • Выделите суффикс
    • Сформулируйте правило о написании в словах суффиксов -ок, -ек.

    Правило.

    -ок : бережок, волчок, петушок, сапожок.

    Суффикс -ек после шипящих пишется в том случае, если на него не падает ударение: ножичек, орешек.


    • Образуйте от слов снег, жук, паук, язык однокоренные слова при помощи суффикса –ок.
    • Подчеркните букву в корне, которая изменилась при образовании нового слова.

    Поставьте ударение

    Подчеркните согласную перед суффиксом

    После шипящих под ударением пишется

    суффикс –ок .

    Суффикс -ек после шипящих пишется в том случае, если на него не падает ударение

    бережок

    волчок

    петушок

    сапожок

    ножичек

    орешек


    Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась. Три нагнулась и присела, На четыре – улетела.


    Сапог

    Сапож ок

    Быч ок

    Пирог

    Пирож ок

    Старик

    Старич ок

    Друг

    Друж ок

    Паук

    Пауч ок

    Снег

    Снеж ок

    Корень

    Кореш ок


    Чердак

    Чердач ок

    Кулак

    Кулач ок

    Башмак

    Башмач ок

    Судак

    Судач ок

    Стих

    Стиш ок

    Смех

    Смеш ок

    Пастух

    Пастуш ок

    Пуш ок


    Составь словосочетания.

    Разбери слова по составу.

    маленький


    Распределите слова на две группы

    Мышонок, слонёнок, зайчонок, медвежонок, козлёнок, собачонок, котёнок.

    • Спишите слова в два столбика
    • Поставьте ударение
    • Выделите суффикс
    • Подчеркните согласную перед суффиксом
    • Сформулируйте правило о написании в словах суффиксов -онок, -ёнок.

    Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

    Каких целей вы достигли?


    Слова с суффиксами –ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме.

    Общие сведения

    Назовите 2 слова с суффиксом –ик-. Следует отметить, что сделать это несложно, но только в том случае, если вам известно основное правило русского языка, которое объясняет правописание буквы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некоторая часть людей постоянно совершает одни и те же ошибки, и вместо «ключик» пишут «ключек», вместо «кустик» — «кустек», «мячик» — «мячек» и проч. Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание.

    Когда следует ставить букву «и»?

    А какие слова с суффиксами –ек-/-ик- знаете вы? К ним относятся следующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, кустик, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождик, орешек, садик, котёночек и пр.

    Как вы могли заметить, каждое упомянутое слово с суффиксом –ик- вызывает большие сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце — «и» или «е» (а, может быть, и «о»?). Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского языка.

    Основное правило

    Слово с суффиксом –ик- следует писать только в том случае, если при его склонении гласная буква «и» сохраняется. Для наглядности приведем конкретные примеры:

  • карандашик – карандашИка;
  • диванчик – диванчИка;
  • огурчик – огурчИка;
  • калачик – калачИка;
  • кустик – кустИка;
  • носик – носИка;
  • стульчик – стульчИка;
  • пальчик – пальчИка;
  • личико – личИка;
  • мальчик – мальчИка;
  • ключик – ключИка;
  • мячик – мячИка;
  • самолётик – самолётИка;
  • листик – листИка;
  • винтик – винтИка;
  • бантик – бантИка;
  • мостик – мостИка;
  • кирпичик – кирпичИка;
  • дождик – дождИка;
  • садик – садИка и пр.
  • Когда следует ставить букву «е»?

    О том, как можно проверить слово с суффиксом –ик-, мы рассказали чуть выше. Однако следует отметить, что в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему –ек-. И для того чтобы удостовериться, что в этих словах действительно пишется буква «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (то есть выпадает), то следует ставить только суффикс –ек-.

    Приведем наглядные примеры:

  • звоночек – звоноЧКа;
  • внучек – внуЧКа;
  • огонёчек – огонёЧКа;
  • горошек – гороШКа;
  • ножичек – ножиЧКа;
  • комочек – комоЧКа;
  • свисточек – свистоЧКа;
  • молоточек – молотоЧКа;
  • листочек – листоЧКа;
  • орешек – ореШКа;
  • сыночек – сыноЧКа;
  • стебелёчек – стебелёЧКа;
  • кусочек – кусоЧКа;
  • мешочек – мешоЧКа;
  • цветочек – цветоЧКа;
  • платочек – платоЧКа;
  • пирожочек – пирожоЧКа;
  • котёночек – котеноЧКа и проч.
  • Как видите, довольно легко определить, какое пишется слово с суффиксом –ик-, а какое – с суффиксом –ек-. Кстати, такие морфемы в русском языке называют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание зависит от тех или иных ситуаций (в данном случае от сохранности гласной при склонении слова).

    Имена существительные с суффиксом –ок-

    Выше мы рассмотрели слова с суффиксом –ик-. –Ок- так же является морфемой имен существительных. Однако во время словообразования такой суффикс не вызывает никаких сомнений. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема практически всегда занимает ударное положение. В результате, буква «о» в суффиксе –ок- слышится максимально отчетливо. Для наглядности приведем несколько примеров:

    Суффиксы –ек- и –ок- после щипящих согласных

    О том, какие слова с суффиксом –ик-, -ек- и –ок- существуют, вы знаете. Однако здесь возникает новый вопрос: «В каких случаях в двух последних морфемах после шипящих следует ставить букву «е», а в каких – «о»?» Ведь довольно сложно определить, как будет правильно: петушОк или петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буква «е», и буква «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

    Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

    Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему –ок-. Приведем наглядный пример:

  • бережОк;
  • петушОк;
  • кулачОк;
  • волчОк;
  • мужичОк;
  • старичОк;
  • червячОк;
  • сапожОк;
  • дурачОк;
  • прыжОк;
  • косячОк;
  • сынОк;
  • снежОк;
  • крючОк и другие.
  • Что касается суффикса –ек-, то он ставится лишь в тех словах, в которых на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную букву во время склонения.

    Для наглядности приведем пример:

  • нОжичек
  • орЕшек
  • внУчек;
  • горОшек;
  • звонОчек;
  • комОчек;
  • молотОчек;
  • листОчек;
  • огонЁчек;
  • свистОчек;
  • сынОчек;
  • цветОчек;
  • стебелЁчек;
  • кусОчек;
  • мешОчек;
  • оврАжек;
  • платОчек;
  • пирожОчек;
  • котЁночек и другие.
  • Способы образования слов при помощи суффикса –ок-

    Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом –ик-/-ек- возникают при помощи добавления морфемы к основе слова. В итоге мы получаем новую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (например, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).
    Что касается суффикса –ок-, то он придает несколько другие значения:

    Правило ок ёк

    § 54. Правописание суффиксов.

    1. -ик, -ек. Чтобы различить суффиксы -ик, -ек (-ок) , надо помнить, что при склонении слова суффикс -ик сохраняет гласный звук, а суффикс -ек (-ок) утрачивает гласный звук: ключ-ик – ключ-ик -а, огурч-ик – огурч-ик , но цветоч-ек – цветоч-к -а, огонёч-ек – огонёч-к .
    2. -ок, -ек. После шипящих под ударением пишется -ок : береж о к , волч о к , петуш о к , сапож о к . Суффикс -ек после шипящих пишется в том случае, если на него не падает ударение: н о жичек , ор е шек .
    Упражнения.
    3. -ец , -иц- а . Суффикс -ец бывает только в словах мужского рода, а суффикс -иц- а бывает только в словах женского рода: хлебец , старец , но: конниц а, лужиц а .
    Упражнение.
    4. -ец- о, -иц- е . В существительных среднего рода пишется -ецо , если ударение падает на окончание, и пишется -ице , если ударение падает на основу: письмецо , ружьецо , но платьице , креслице .
    Упражнения.
    5. инк -а, -енк- а . Суффикс -инк- а пишется в существительных, которые образованы от слов на -ин- а , имеющих значение единичности: соломин а – соломинк а, проталин а – проталинк а ; -енк- а пишется в словах, образованных от существительных, основа которых в род. пад. множ. числа оканчивается на -ен : пашн я – пашен (род. пад. множ. числа) – пашенк а; басн я – басен – басенк а; сосн а – сосен – сосенк а .
    Но: деревня – деревень – деревень ка; кухня – кухонь – кухонь ка .
    Упражнения.
    6. -ушк-, -юшк-, -ышк- . Суффикс -ышк- употребляется в существительных среднего рода: солнышк о, перышк о . Суффикс -ушк-, -юшк- пишется в словах мужского и женского рода: дедушк а, соседушк а, коровушк а, волюшк а, батюшк а, хлебушк о . Суффикс -юшк- пишется также в словах среднего рода с мягкой основой: поле – полюшк о, горе – горюшк о . 7. После суффиксов -ушк- (-юшк-), -ишк- пишется окончание или :
    а) В существительных женск. рода пишется всегда окончание ; головушка , волюшка , землишка .
    б) В существительных мужск. рода, если они обозначают одушевлённые предметы, пишется окончание : дедушка , сынишка ; если же они обозначают неодушевлённые предметы, то пишется окончание : хлебушко , дворишко .
    в) В существительных средн. рода пишется всегда окончание -о: полюшко , письмишко , стёклышко , крылышко .
    Упражнения.
    8. -ичк- а, -ечк- а . Суффикс -ичк- а (обычно с ударяемым и ) пишется в существительных, образованных от слов на -иц- а или -ик- а : стран и ца – стран и чк а, лис и ца – лис и чк а, л е стница – л е стничк а, землян и ка – землян и чк а . В остальных случаях пишется -ечк- а : ложка – ложечк а, бумажка – бумажечк а, скамейка – скамеечк а .
    Упражнения.
    9. -ёнк- а (-онк- а), -ёнок (-онок) . После шипящих под ударением вместо -ёнк- а, -ёнок пишется -онк- а, -онок : книж о нк а, медвеж о нок , мыш о нок , галч о нок .
    10. -еньк- а, -оньк- а . В ласкательных суффиксах -еньк-, -оньк- после н пишется ь: маменьк а, берёзоньк а .
    Упражнения.
    11. -ищ- е, -ищ- а . Суффикс -ищ- е (с окончанием ) пишется в словах мужского и среднего рода (склоняются по 2-му склонению): дом – домищ е, нос – носищ е, болото – болотищ е, бревно – бревнищ е. Суффикс -ищ- а (с окончанием ) пишется в словах женского рода (склоняются по 1-му склонению): скука – скучищ а, лапа – лапищ а, борода – бородищ а.
    Упражнения.

    12. -щик, -чик. После согласных суффиксы -шик и -чик в произношении трудно различаются. В сомнительных случаях нужно помнить, что в существительных, которые обозначают людей по характеру их занятий и действий, пишется суффикс -чик , если перед суффиксом стоит т, д, с, з, ж: летать – лётчик , переводить – переводчик , разносить – разносчик , возить – возчик , перебежать – перебежчик . После других согласных пишется -щик : наборщик , каменщик , пальщик . После т только несколько слов, главным образом иностранного происхождения, имеют суффикс -щик : флейтщик , ремонтщик , бриллиантщик и др.
    Перед суффиксами -щик и -чик мягкий знак пишется только после буквы л: стульчик , курильщик , пильщик (но: кончик , банщик , каменщик ).
    Упражнения.

    § 55. Правописание частицы не с существительными.

    Частица не пишется с существительными слитно:
    1) если без частицы не существительное не употребляется: невзгода, ненастье, неряха, негодование ;
    2) если прибавлением частицы не образуется новое слово, которое можно заменить другим, близким по значению словом: неприятель – враг, несчастье – беда .
    Частица не пишется при существительных раздельно, если имеется или подразумевается противопоставление: Это не правда (а ложь). Он мне не приятель (а только знакомый).
    Упражнения.

    stcreserv.narod.ru

    Урок русского языка в 3-м классе по теме «Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных»

  • совершенствовать знания учащихся о написании суффикса -ок-,
  • развивать умения и навыки правописания суффиксов имен существительных, память, внимание, речь, умение слушать,
  • воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету.
  • 1. Организационный момент

    Учебник на столе у вас?
    А ручки и тетрадки?
    Тогда урок начнем сейчас,
    Раз все у вас в порядке.
    Будьте внимательны,
    Послушны и наблюдательны.
    Чтобы русский язык познавать,
    Нужно серьезно все изучать.

    Птека, б.седа, б.л.то, дев.чка, з.бота, з.вод, м.рковь, к.л.ндарь, к.стрюля, .г.род, р.кета, тр.мвай, ш.к.лад, ш.фер.

    3. Изучение нового материала.

    Проблемная ситуация. Давай понаблюдаем за суффиксом – ок – адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок

    Удалось ли тебе заметить особенности этого суффикса?

    Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный, во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.

    4. Работа по учебнику с. 20 № 1. Образуй слова с суффиксом -ок-, которые бы называли маленькие предметы.

    башмак, бык, волк, друг, жук, каблук, луг, паук, пирог, рычаг, сапог, снег, творог, утюг, хомяк, шаг, язык. (Слайд 7 , проверка)

    5. Работа в тетради “Пишем грамотно” № 2

    №1.Добавь суффиксы -ек-, -ок-.

    6. Работа в парах.

    Составь и запиши десять слов, используя суффиксы -ек-, -ок-.

    сыр, друг, крюк, блинок, дружок, паук, человек, ветер, замок, пирог, дуб, снег.

    Задание: прочитай еще раз исходные слова и назови те, в которых уже были суффиксы(это слова блинок, дружок), что произошло при добавлении к этим словам суффмкса -ек-.

    Вывод делают учащиеся: в суффиксе -ок- произошло чередование к/ч.

    Утром бабочка проснулась,
    Потянулась, улыбнулась.
    Раз – росой она умылась,
    Два – изящно покружилась.
    Три нагнулась и присела,
    На четыре – улетела.

    Зарядка для глаз.

    Посмотрите вдаль в окно, закройте глаза, вновь посмотрите. Сделайте круговые движения глазами вправо и влево. Откройте глаза, посмотрите вдаль.

    8. Работа по учебнику. с. 21 № 5.

    Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова.

    Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке:

    снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Суффиксы с уменьшительно-ласкат­ ельным значением. Примеры суффиксов?

    Какие в русском языке есть суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением?

    Уменьшительно-ласкательные суффиксы, или суффиксы субъективной оценки в русском языке не являются словообразовательными: они образуют формы слова, в основном имён существительных.

    Сгруппируем их по родам.

    Суффиксы имён существительных мужского рода :

    2) -ик- : листик;

    3) -чик- : чемоданчик;

    4) -ец- : народец;

    6) -ышк-/-ушк- : воробышек, камушек.

    Суффиксы имён существительных женского рода :

    1) -к- : ручка;

    2) -ц- : дверца;

    3) -ичк- : рукавичка;

    4) -очк-/-ечк- : иголочка, книжечка;

    5) -ньк- : реченька, Наденька;

    6) -ушк-/-юшк- : головушка, девчушка, нянюшка;

    7) -еночк- : девчоночка;

    8) —урк- : девчурка;

    9) -ус-// -ул- : мамуся, Ленуся; мамуля.

    Суффиксы существительных среднего рода :

    1) -к- : молочко;

    2) -ц-/-ец-/-иц- : зеркальце, пальтецо, платьице;

    3) -ышк-/-ишк- : гнёздышко, домишко;

    4) -ушк-/-юшк- : хлебушко, полюшко;

    5) -ечк- : словечко.

    Суффиксы имён прилагательных :

    -оньк/-еньк- : мягонький, сладенький.

    Словообразовательные суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением:

    Оньк- полосонька, лисонька, Лизонька;

    Еньк- зоренька, дороженька, Сашенька, маменька, папенька;

    Иньк- заинька, баиньки, паинька;

    Ин+к- горошинка, ссадинка, соломинка;

    Енк- беженка, неженка, француженка;

    Ик- ключик, ножик;

    Ек- замочек, кусочек, мешочек;

    Ок- волчок, кулачок;

    Ец- письмецо, ружьецо;

    Иц- мителица, красавица, маслице,креслице;

    Ич+к лисичка, лестничка, луковичка.

    В русском языке с уменьшительно-ласкательным значением существует множество суффиксов.

    Существительным придадут уменьшительно-ласкательное значение следующие суффиксы :

    ножка, головка, голубка, ручка;

    -ик, -ек :

    столик, скверик, карандашик, веничек, веночек;

    ок-/ёк :

    башмачок, сундучок, крючок, пушок, пенёк, денёк;

    -ец-, -иц-:

    лужица, рожица, креслице, маслице, пальтецо, письмецо;

    -ечк-/очк :

    семечко, темечко, имечко, времечко, ситечко, утречко, звездочка, кисточка, весточка;

    -оньк-/-еньк-/ёньк- :

    головонька, лисонька, рученька, ноженька;

    -ышк-/-ишк -:

    перышко, солнышко, горлышко, мелочишка, стёклышко;

    -ушк-/-юшк- :

    старушка, девчушка, зимушка, полюшко, волюшка;

    -онк-/ёнк- :

    мальчонка, речонка, лавчонка, деньжонки, лошадёнка, головёнка;

    -чик- :

    карманчик, стаканчик, болванчик;

    -инк- :

    пылинка, слезинка, пушинка, росинка;

    -ашк- :

    У прилагательных заметим суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением:

    еньк-/-оньк -:

    маленький, быстренький, шустренький, умненький, плохонький, лёгонький.

    Примеры существительных в уменьшительно-ласкательном значении с суффиксами:

  • — ик : домик, слоник, котик, коврик, ротик:
  • — ек : замочек, мешочек;
  • — ок : лужок, утюжок, сырок;
  • -онок : волчонок, мышонок;
  • -енок : тигренок, слоненок, львенок, котенок;
  • -еньк : доченька, реченька;
  • -онк : собачонка, девчонка, юбчонка;
  • — чик : мальчик, диванчик, стульчик, огурчик;
  • — ушк : матушка, девушка, бабушка, дедушка, лапушка;
  • — ышк : бревнышко, донышко, пятнышко;
  • — юшк : батюшка, полюшко;
  • — ошк : лукошко, гармошка;
  • — ичк : лисичка, луковичка, сестричка, синичка, пуговичка;
  • — ечк : чашечка, кошечка;
  • — очк : корзиночка, девочка, молочко, вилочка, юбочка;
  • — ушек : хлебушек, камушек;
  • — ул : бабуля, сынуля, мамуля, капризуля;
  • — ц : зеркальце, дельце, блюдце;
  • — иц : маслице, платьице.
  • Примеры прилагательных в уменьшительно-ласкательном значении с суффиксами.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Учебник на столе у вас? А ручки и тетрадки? Тогда урок начнем сейчас, Раз все у вас в порядке. Будьте внимательны, Послушны и наблюдательны. Чтобы русский язык познавать, Нужно серьезно все изучать.

    А птека, библ ио тека, б о лото, д о рога, зап ад, м о л о ток, кр о вать, р а кета, тр а мвай, ш о фёр.

    ЦЕЛЬ: Научиться правильно писать суффикс –ок в существительных после шипящих.

    1 группа Сапог Сапож ок Бык Быч ок Пирог Пирож ок Старик Старич ок Друг Друж ок Паук Пауч ок Снег Снеж ок Корень Кореш ок

    2 группа Чердак Чердач ок Кулак Кулач ок Башмак Башмач ок Судак Судач ок Стих Стиш ок Смех Смеш ок Пастух Пастуш ок Пух Пуш ок

    Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась. Три нагнулась и присела, На четыре – улетела.

    Р.Т. с. 54 №59.

    Р.Т. с. 54 №59 ХОМ Я Ч О К Ж и л-был на свете один Хом я ч о к. Спать он ложился на левый б о ч о к. А просыпался – на правом б о ку. Это не нравилось Хом я ку. (С. Козлов)

    снег снежок снежочек вечер вечерок вечерочек свист свисток свисточек голубь голубок голубочек сад садик садочек звон звонок звоночек шаг шажок шажочек

    «С малой удачи начинается успех!»

    Домашнее задание У.с 99 № 111

    Спасибо за работу!

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока

    1. Тема урока «Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса - ок - после шипящих. »
    2. Предмет – русский язык

    3. Класс - 3 «б»

    5. МКОУ «Сорочинская СОШ»

    6. Калачинский район

    7. Краткое описание: Работа спланирована по УМК ПНШ, по учебнику «Русский язык» 3 класс, часть 3, автор М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова, тетрадь для самостоятельной работы №2 «Русский язык тетрадь для самостоятельной работ» Т.А.Байкова (Т2). Использована технология деятельностного подхода. Составлена презентация урока.

    8. Тип урока - комбинированный

    9. Форма организации - урок

    10. Представление о результатах:

    Личностные результаты: продолжить формировать

    Внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной деятельности и принятие образца «хорошего ученика»;

    Навык сотрудничества со сверстниками, воспитание чувства товарищества.

    Метапредметные результаты: обучающиеся научатся или получат возможность научиться

    Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

    Сравнивать слова с различными орфограммами в суффиксах

    Устанавливать причинно-следственные связи.

    Предметные результаты:

    Правильно писать суффикс – ок в существительных после шипящих

    11. Цель урока: создать условия для формирования знаний учащихся в написании суффикса – ок после шипящих

    № п/п

    Этап урока

    Цель

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Результат

    Организационный момент

    Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

    Здравствуйте ребята, садитесь.

    Учебник на столе у вас?
    А ручки и тетрадки?
    Тогда урок начнем сейчас,
    Раз все у вас в порядке.
    Будьте внимательны,
    Послушны и наблюдательны.
    Чтобы русский язык познавать,
    Нужно серьезно все изучать.

    - Сегодня мы с вами будем работать по группам.
    – В ходе урока каждая группа будет получать жетоны за правильные ответы. Группа, которая сможет за урок набрать наибольшее количество жетонов, побеждает! Также,ребята, не забывайте про наши листики. В нужный момент вы можете ими воспользоваться.

    Проверьте, все ли готово к уроку?

    На доске эпиграф:

    «С малой удачи начинается успех!»

    Какое ключевое слово в этом высказывании?

    Что необходимо для успешной работы на уроке?

    Пожмите друг другу руку и пожелайте успеха!

    Проверяют, всё ли приготовили к уроку на столе.

    Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

    Успех.

    Внимательно слушать учителя, аккуратно и грамотно выполнять задания и т.д.

    Слайд 1

    Организовано рабочее место

    Самооценка готовности к уроку.

    Установлен контакт с одноклассниками

    Слайд 2

    Слайд 3

    Актуализация знаний.

    Актуализировать необходимые и достаточные знания о суффиксе –ок-

    Cоздать условия для повторения правильного написания суффикса -ок

    Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

    Приступим к работе. Откройте тетради и запишите число, классная работа.

    Итак, приступаем к словарной работе.

    Диктую: Аптека, библиотека, болото, дорога, запад, молоток, ракета, трамвай, шофёр.

    Проверьте, пожалуйста, правильно ли вы написали слова. Каким словарём мы воспользуемся для проверки?

    А теперь посмотрите внимательно на доску. Что за буквы составляют этот узор?

    Что вы знаете о них?

    Скажите, а если соединить их парами, что мы можем увидеть? Что это?

    Пропишите это соединение у себя в тетради.

    Ребята, для того, чтобы продолжить урок нам нужно вспомнить основное правило написания суффиксов в именах существительных. А чтобы мы смогли это сделать, давайте понаблюдаем за суффиксом – ок. –

    Каждая группа получает карточку 1 со словами:

    Адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок

    Вы должны посовещаться и постараться дать правильный ответ.

    Удалось ли вам заметить особенности этого суффикса?

    Правильно ответившие группы получают жетон.

    Дети пишут под диктовку слова.

    Проверяют по словарю «Пиши правильно» стр 160

    окикек



    Это суффиксы.

    Работа в группах

    Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный,

    во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.

    Устные ответы, работа в группе.

    Слайд 4

    Слайд 5

    Актуализированные знания о суффиксе –ок.

    Формулирование собственного мнения и аргументирование его.

    Слайд 6

    Постановка учебной задачи

    Организовать побуждающий диалог к формулировке темы, цели урока.

    – Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

    – Упражняться правильно писать слова – существительные с суффиксом - ок-Будем соревноваться, размышлять, делать выводы.

    – Будем работать в группах.

    Слайд 7

    Формирование учебной мотивации

    Сознательная формулировка темы и цели урока.

    Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков

    Организовать практическую самостоятельную работу по правильному написанию суффикса –ок.

    Организовать работу в группах обеспечить контроль за выполнением задания

    Сейчас каждая группа получит задание. Вы должны будете внимательно прочитать задания и письменно его выполнить.

    (карточка 2)

    Образовать от данных слов слова с суффиксом – ок.

    1 группа:

    2 группа: Чердак, кулак, башмак, судак, стих, смех, пастух, пух.

    Какая группа справилась с заданием, давайте проверять.

    Каждый ответ сверяется с ответом на слайде.

    Правильно ответившие группы получают жетон.

    С первым заданием обе группы справились. А теперь я предлагаю вам следующее задание. Откройте, пожалуйста, учебник ч.3, стр.108. Прочтите задание и выполните его.

    Читают задание Образовать от данных слов слова с суффиксом –ок. и выполняют его.

    Проверка с места с комментированием (по два примера от группы), остальные по слайдам

    Дети выполняют упражнение, пользуясь ч.2 обратным словарём.

    Проверка (по одному представителю с каждой группы к доске)

    Дети учатся работать в разноуровневых группах, оценивают правильность решения учебной задачи, осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе).

    Проверка по слайду 8, 9

    Корректируют работу и переживают ситуацию успеха.

    Слайд 10

    Маленький паучок.

    Динамическая пауза

    Снять мышечное напряжение, переключить внимание

    Утром бабочка проснулась,
    Потянулась, улыбнулась.
    Раз – росой она умылась,
    Два – изящно покружилась.
    Три нагнулась и присела,
    На четыре – улетела.

    (Дети выполняют упражнение)

    Слайд 12

    Дети отдохнули

    Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков

    Рефлексия деятельности

    Организовать деятельность учащихся по решению поставленной задачи

    Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова.

    Организовать ситуацию рефлексии

    Оценивание работы ребят

    Продолжаем с вами работу в тетради для самостоятельных работ. Откройте тетрадь на странице 54, №59. Прочитаем задания.

    С этим заданием все справились! Молодцы!

    Предлагаю вам следующее задание

    Карточка 3

    Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке

    Снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

    Ребята, давайте вспомним цель нашего урока.

    Как вы думаете, мы её достигли?

    А теперь посчитайте, сколько жетонов набрала каждая группа?

    Вспомните эпиграф нашего урока. Слайд - На ваш взгляд, вы достигли успеха? Оцените результат своей работы нашими листиками.

    Кто хочет пояснить свою оценку?

    А кто постарался больше всех, чтобы ваша группа была успешной?
    - Подарите друг другу комплимент за работу на уроке.

    Читают задание, затем работают в группах.

    Самый быстрый проверяет у своей группы

    Учащиеся выполняют задания по карточке 3.

    Совершенствовать знания в написании суффикса – ок.

    - «С малой удачи начинается успех!»

    Слайд 13

    стр.54, №59

    Слайд 14

    Проверка по слайду

    текста.

    Слайд 15 проверка задания

    Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе)

    Слайд 16

    Проверка по слайду

    Мотивируют свою позицию

    Переживание ситуации успеха.

    Слайд 17

    Анализируют свою работу на уроке

    Переживание ситуации успеха.

    Домашнее задание

    Спасибо, ребята за работу!

    Запишите домашнее задание: У с. 99 №111

    Запись д/з.

    Слайд 18

    Слайд 19

    Приложения к уроку

    Карточка 1

    В чём особенности суффикса –ок?

    Адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок.

    Карточка 2

    Образовать от данных слов слова с суффиксом –ок.

    1 группа: Сапог, бык, пирог, старик, друг, паук, снег, корень.

    2 группа: Чердак, кулак, башмак, судак, стих, смех, пастух, пух.

    Карточка 3

    Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке

    Снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад, звон, шажок, садочек, звонок, шаг.


    Слова с суффиксами –ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме.

    Общие сведения

    Назовите 2 слова с суффиксом –ик-. Следует отметить, что сделать это несложно, но только в том случае, если вам известно основное правило русского языка, которое объясняет правописание буквы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некоторая часть людей постоянно совершает одни и те же ошибки, и вместо «ключик» пишут «ключек», вместо «кустик» — «кустек», «мячик» — «мячек» и проч. Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание.

    Когда следует ставить букву «и»?

    А какие слова с суффиксами –ек-/-ик- знаете вы? К ним относятся следующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, кустик, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождик, орешек, садик, котёночек и пр.

    Как вы могли заметить, каждое упомянутое слово с суффиксом –ик- вызывает большие сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце — «и» или «е» (а, может быть, и «о»?). Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского языка.

    Основное правило

    Слово с суффиксом –ик- следует писать только в том случае, если при его склонении гласная буква «и» сохраняется. Для наглядности приведем конкретные примеры:

  • карандашик – карандашИка;
  • диванчик – диванчИка;
  • огурчик – огурчИка;
  • калачик – калачИка;
  • кустик – кустИка;
  • носик – носИка;
  • стульчик – стульчИка;
  • пальчик – пальчИка;
  • личико – личИка;
  • мальчик – мальчИка;
  • ключик – ключИка;
  • мячик – мячИка;
  • самолётик – самолётИка;
  • листик – листИка;
  • винтик – винтИка;
  • бантик – бантИка;
  • мостик – мостИка;
  • кирпичик – кирпичИка;
  • дождик – дождИка;
  • садик – садИка и пр.
  • Когда следует ставить букву «е»?

    О том, как можно проверить слово с суффиксом –ик-, мы рассказали чуть выше. Однако следует отметить, что в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему –ек-. И для того чтобы удостовериться, что в этих словах действительно пишется буква «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (то есть выпадает), то следует ставить только суффикс –ек-.

    Приведем наглядные примеры:

    • звоночек – звоноЧКа;
    • внучек – внуЧКа;
    • огонёчек – огонёЧКа;
    • горошек – гороШКа;
    • ножичек – ножиЧКа;
    • комочек – комоЧКа;
    • свисточек – свистоЧКа;
    • молоточек – молотоЧКа;
    • листочек – листоЧКа;
    • орешек – ореШКа;
    • сыночек – сыноЧКа;
    • стебелёчек – стебелёЧКа;
    • кусочек – кусоЧКа;
    • мешочек – мешоЧКа;
    • цветочек – цветоЧКа;
    • платочек – платоЧКа;
    • пирожочек – пирожоЧКа;
    • котёночек – котеноЧКа и проч.
    • Как видите, довольно легко определить, какое пишется слово с суффиксом –ик-, а какое – с суффиксом –ек-. Кстати, такие морфемы в русском языке называют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание зависит от тех или иных ситуаций (в данном случае от сохранности гласной при склонении слова).

      Имена существительные с суффиксом –ок-

      Выше мы рассмотрели слова с суффиксом –ик-. –Ок- так же является морфемой имен существительных. Однако во время словообразования такой суффикс не вызывает никаких сомнений. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема практически всегда занимает ударное положение. В результате, буква «о» в суффиксе –ок- слышится максимально отчетливо. Для наглядности приведем несколько примеров:

      Суффиксы –ек- и –ок- после щипящих согласных

      О том, какие слова с суффиксом –ик-, -ек- и –ок- существуют, вы знаете. Однако здесь возникает новый вопрос: «В каких случаях в двух последних морфемах после шипящих следует ставить букву «е», а в каких – «о»?» Ведь довольно сложно определить, как будет правильно: петушОк или петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буква «е», и буква «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

      Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

      Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему –ок-. Приведем наглядный пример:

    • бережОк;
    • петушОк;
    • кулачОк;
    • мужичОк;
    • волчОк;
    • старичОк;
    • червячОк;
    • сапожОк;
    • дурачОк;
    • прыжОк;
    • косячОк;
    • сынОк;
    • снежОк;
    • крючОк и другие.
    • Что касается суффикса –ек-, то он ставится лишь в тех словах, в которых на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную букву во время склонения.

      Для наглядности приведем пример:

    • нОжичек
    • орЕшек
    • внУчек;
    • горОшек;
    • звонОчек;
    • комОчек;
    • молотОчек;
    • листОчек;
    • огонЁчек;
    • свистОчек;
    • сынОчек;
    • цветОчек;
    • стебелЁчек;
    • кусОчек;
    • мешОчек;
    • оврАжек;
    • платОчек;
    • пирожОчек;
    • котЁночек и другие.
    • Способы образования слов при помощи суффикса –ок-

      Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом –ик-/-ек- возникают при помощи добавления морфемы к основе слова. В итоге мы получаем новую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (например, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).
      Что касается суффикса –ок-, то он придает несколько другие значения:

      Гласные после шипящих и ц

      2.2. О после шипящих в безударных слогах

      ЧА, ЩА пиши с А (чары, янычар, щавель, верещать);

      Примечание. В заимствованных словах написание совпадает с произношением, например:

      В русских словах буквы Я и Ю после Ц не пишутся. Однако такое написание возможно в словах иностранного происхождения:

      Примечание. В заимствованных словах О после Ц может писаться и в безударных слогах:

      б). Суффикс глаголов и существительных –ёвыва. Например:

      2.3. О после шипящих во всех остальных позициях

      В русском языке есть 4 шипящих звука: Ж, Ш, Щ и Ч. Исторически сложилось так, что два из них, Ж и Ш, всегда твердые, а другие два, Ч и Щ – всегда мягкие. Однако в правописании это проявляется с точностью до наоборот: еще с детства мы все знаем три основных правила:

      Множественное число

      Особенности при склонении некоторых групп существительных во мн. ч.
      Склонение существительных муж. р. - названий лиц на -анин, -янин и на -ин
      Все формы мн. ч. у названий лиц на -анин, -янин или на -ин образуются (за нек-рым исключением) от усеченной основы, в Им.п. они имеют особое окончание-е.

      Во мн. ч. последовательно выражается принадлежность слов к лексико-грамматическому разряду существительных одушевленных или неодушевленных. Исключение составляют формы вин. п. одушевленных существительных муж. и жен. р., совпадающие с формой им., а не род. п. мн. ч., в таких сочетаниях, как 1) выбрать в депутаты, поступить в машинистки, пойти в летчики; 2) играть в казаки-разбойники, в дочки-матери, в кошки-мышки.

      Существительные на -анин, -янин
      Существительные на -ин
      И. горожан-е крестьян-е бояр-е
      Р. горожан крестьян бояр
      Д. горожан-ам крестьян-ам бояр-ам
      В. горожан крестьян бояр
      Тв. горожан-ами крестьян-ами бояр-ами
      Пр. (о) горожан-ах (о) крестьян-ах (о) бояр-ах
      Исключения: семьянин - семьянины, семьянинов; барин - баре и бары; болгарин - болгары, болгар; татарин - татары, татар; господин - господа’, господ; индивидуальные образования: цыган - цыгане, цыган; хозяин - хозя’ева, хозяев.
      Склонение существительных муж. и ср. р.

      Второе склонение
      Во втором склонении так же, как и в первом, в зависимости от окончания основы выделяются твердый, мягкий и смешанный варианты склонения.

      Второе склонение
      И. сёстр-ы зе’мл-и воевод-ы
      Р. сестёр земе’ль воевод
      Д. сёстр-ам зе’мл-ям воевод-ам
      В. сестёр зе’мл-и воевод
      Тв. сёстр-ами зе’мл-ями воевод-ами
      Пр. (о) сёстр-ах (о) зе’мл-ях (о) воевод-ах

      И. ребят-а цыплят-а чертенят-а
      Р. ребят цыплят чертенят
      Д. ребят-ам цыплят-ам чертенят-ам
      В. ребят цыплят чертенят
      Тв. ребят-ами цыплят-ами чертенят-ами
      Пр. (о) ребят-ах (о) цыплят-ах (о) чертенят-ах
      И. лягушат-а
      Р. лягушат
      Д. лягушат-ам
      В. лягушат
      Тв. лягушат-ами
      Пр. (о) лягушат-ах
      Исключения: по этому же образцу образуют формы мн. ч. маслёнок - маслята, опёнок - опята (и опёнки); у слов бесёнок, чертёнок, лисёнок, а также щенок - усекается -ок основы: бесёнок - бесенята, чертёнок - чертенята, лисёнок - лисенята (и лисята), щенок - щенята (и щенки).
      Существительные, не образующие отдельных форм мн. ч.
      Не образуют Р. п. мн. ч.: башка, мга, мгла, мечта, мзда, мольба, тьма (‘мрак’), слова на согласную перед -ца: гнильца, ленца, пыльца, рысца, сольца, хрипотца, а также казна, камка, тоска, треска. Отклонения от общего правила и индивидуальные образования в словах: небо (небеса), чудо (чудеса); судно (‘корабль’) (суда’); цветок (цветы); курица (куры).

      Мужской род
      И. князь-я брать-я
      Р. князей брать-ев
      Д. князь-ям брать-ям
      В. князей брать-ев
      Тв. князь-ями брать-ями
      Пр. (о) князь-ях (о) брать-ях
      Средний род
      И. перь-я донь-я звень-я
      Р. перь-ев донь-ев звень-ев
      Д. перь-ям донь-ям звень-ям
      В. перь-я донь-я звень-я
      Тв. перь-ями донь-ями звень-ями
      Пр. (о) перь-ях (о) донь-ях (о) звень-ях
      Исключения: сын и кум образуют формы с наращением: сын - сыновья, кум - кумовья
      Вариантные парадигмы у слов: гроздь: гро’зди, гро’здей и гро’здья, гро’здьев; сук: сукu, суко’в и су’чья, су’чьев; уголь: у’гли, угле’й и (прост.) уголья, угольев; дядя (‘брат отца или матери’): дя’ди, дядей и дядья’, дядьёв.
      Склонение названий невзрослых существ на-ёнок, -онок
      Формы мн. ч. названий невзрослых существ образуются от основы на -ат, -ят.

      Во множественном числе не сохраняется характерная для изменения существительных в ед. ч. различие склонений, только две формы Им. и Р. п. имеют флексии, иногда различающиеся по типам склонений. Парадигма мн. ч. состоит из пяти различающихся падежных форм, две формы (Им. и В.п. или Р. и В.п.) совпадают; формы Д., Тв. и Пр.п. для существительных всех родов и склонений одинаковы. Во мн. ч. последовательно выражается принадлежность слов к разряду существительных одушевленных или неодушевленных. У неодушевленных существительных В.п. совпадает с Им.п. (Им. заводы, В. заводы), у одушевленных существительных В.п. совпадает с Р.п. (Р. жителей, В. жителей).

      Как правильно: «девчонки» или «девченки»? Правописание: «девчонки» или «девченки»

      Как правильно: «девчонки» или «девченки»? На этот вопрос мы ответили выше. Кстати, «девчонка» - это русское слово. Однако существуют и такие, которые были заимствованы из иностранного языка. В них после шипящих согласных всегда пишется буква «о». Приведем пример: шоу, пижон, харчо, мажор, шорты, шок, анчоус, джокер, Джоуль, Джон, Джойс и проч.

      Чаще всего русскоговорящее население нашей планеты делает ошибки в тех словах, где после шипящих ставятся гласные буквы. Например, правописание «девченки» или «девчонки» вводит в недоумение множество людей. Чтобы раз и навсегда понять, какую букву требуется использовать в данном слове («ё» или «о»), необходимо запомнить простое правило. Его мы представим немного ниже.

      Следует отметить, что данное правило действует только для тех частей речи, которые не образованы от глаголов.

      В русских именах и фамилиях обычно после шипящих согласных пишется буква «о». Например, Печора, Шолохов или Жора и проч.

      Если в имени существительном имеется суффикс -онок, -ок, -об, -онк, -чонок, -отк или -овщин , то после шипящих всегда пишется буква «о». Приведем пример:

      Если у таких частей речи имеется беглая гласная, то после шипящих согласных всегда пишется буква «о». Приведем пример: изжог, поджог (жгла, жгу), кишочки (кишки), рожон (рожна), очочки (очки), шов (шва), смешон (смешной). Однако в этом правиле есть свои исключения. В них входят следующие слова: расчёт, зачёт, счёт и учёт .

      Так как правильно: «девчонки» или «девченки»? Чтобы ответить на этот вопрос, следует разобрать данное слово.

    • посошок, мужичок;
    • арапчонок, галчонок;
    • мышонок, лягушонок;
    • собачонка, книжонка;
    • чащоба, трущоба;
    • поножовщина;
    • трещотка.
    • Как пишется: пятачёк, пятачок или пяточёк

      Вторая проблема связана с правописанием «о/ё» в суффиксе после «ж», «ш», «щ» и «ч»: под ударением в этой ситуации пишется «о», без ударения - «ё». В нашем слове ударение приходится как-раз на этот суффикс - значит пишем «о».

      Книгу про Винни-Пуха и всех-всех-всех английского писателя Алана Милна в переводе нашего советского Бориса Заходера они, видимо, не читали.

      Чтобы выбрать правильное написание слова, сначала установлю его морфемный состав:

      Но кроме указанных в вопросе, сомнение может вызвать и первая гласная в корне: «пЯтачок» или «пЕточок»? Для проверки используем однокоренное слово, где ударение падает на нашу сомнительную букву: и этим словом может быть слово «пять» - пишем «я».

      Правильное написание имени существительного «пятачок», действительно может вызвать несколько затруднений, связанных, буквально, с каждой гласной буквой в этом слове.

      Чтобы выбрать букву «ё» или «о» после шипящего, применю правило, что в суффиксах существительных, прилагательных и наречий под ударением пишется буква «о», например:

      Слово «пята к» проверит безударный суффикс -ач- (чередование согласных к//ч) в составе существительного «пятачок».

      Как правильно писать: девчЕнка или девчОнка? Выясняем вместе

      Итак, давайте разберемся вместе, как все-таки правильно пишется слово: «девченки» или «девчонки»? Словарь Даля В. И. для этого нам не понадобится. Ведь мы будем опираться только на существующие правила русского языка.

      Если в имени прилагательном имеется гласная после шипящего, то рекомендуется обратить внимание на то, есть ли в проверяемых словах ударные суффиксы -ов или же -он. Если они имеются, то в данных словах пишется только «о». Например, холщовый, камышовый, смешон и пр.

      Если после шипящих букв стоит гласная, то в первую очередь необходимо посмотреть, имеет ли данное слово такие суффиксы, как -овник (в современном русском языке он непродуктивен) или -овк. Если да, то требуется писать только «о». Приведем пару наглядных примеров: грушовник, хрычовка.

    • мячом, шалашом, карандашом, свечой, блиндажом и пр.;
    • большого, чужого и пр.
    • После представленного правила становится ясно, как следует писать: «девченки» или «девчонки». Орфография в этом случае требует проведения небольшого анализа.

      Таким образом, больше нет никаких причин задумываться над этим вопросом. Хотя следует отметить, что в русском языке существует и множество других слов, при написании которых у некоторых людей возникают аналогичные вопросы. Рассмотрим некоторые из них.

      Итак, «девчонка» - это имя существительное. Причем «девч» - выступает в качестве корня, «онк» - в качестве суффикса, а «а» - окончания.

      Если вам необходимо узнать, как следует правильно написать имя существительное «девчонка», то требуется вспомнить все те правила, которые касаются именно данной части речи, а точнее - суффиксов.

      Суффикс ок после шипящих правило

      Примечание. От написаний существительных мужского рода с суффиксом - ец - следует отличать написания слов заяц и месяц .

      Страдательные причастия от глаголов равнять и ровнять с приставками оканчиваются на -енный : выравненный («сделанный равным») и выровненный («сделанный ровным») и т. п.; от мерять , мучать страдательные причастия оканчиваются, как и от мерить , мучить , на -енный : меренный , мученный (ср. измеренный , измученный и т. п.).

      Приведённый свод правил русского правописания 1956 года действует до сих пор.

      В глаголах колону́ть (ср. колоть), захолону́ть (ср. холод), полосону́ть пишется о .

      Кроме того, необходимо иметь в виду следующие глаголы, оканчивающиеся на -ева́ть - -ева́ю (с ударением на -ва́ ):

      Примечание 1. Прилагательные, образованные от индивидуальных названий людей, пишутся со строчной буквы:

    • затмева́ю - затмева́ть ,
    • застрева́ю - застрева́ть ,
    • намерева́юсь - намерева́ться ,
    • обурева́ет - обурева́ть ,
    • продлева́ю - продлева́ть ,
    • растлева́ю - растлева́ть ,
    • увещева́ю - увещева́ть .
    • Однако в словах заинька , паинька , баиньки пишется -инька (-иньки ) , а в существительных, образованных от слов на -ыня , пишется -ынька , например: милостынька (от милостыня).

      ГДЗ Русский язык учебник Канакина, Горецкий 4 класс часть 1

      1. Подготовьтесь к проведению конференции на тему «Что мы узнали о словах русского языка». Для сообщения выберите любую группу слов (однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие и новые слова, фразеологизмы). Для иллюстрации можно использовать словари, рисунки.

      Мишка, мишка! Что с тобой?
      Почему ты спишь зимой?
      - Потому что снег да лёд -
      Не малина и не мёд.

      Библиотека - учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования.
      Картотека - систематизированное собрание карточек с какими-либо сведениями справочного характера.
      Каталог - составленный в определённом порядке перечень каких-либо однородных предметов (книг, картин).

      Осень - удивительное время года. Деревья одеты в золотую и багряную листву, которая шуршит и шепчется на ветру. Но нарядные одеяния деревьев недолговечны. Проходит сентябрь, и листва начинает опадать. Желтые, красные, бурые листья медленно кружатся в нежном вальсе и вихрем проносятся мимо, гонимые ветром. Они укрывают пожелтевшую траву разноцветным ковром. Приятно пройтись по такому осеннему ковру, прислушиваясь к шороху листьев под ногами. Как приятно наслаждаться красотой осеннего листопада!

      Белый - чёрный; ласка - ласка; красивый, прекрасный; месяц - месяц; месяц, луна; сладкий - горький; багаж, вещи; ветер, ураган; горячий - холодный; почки - почки; пеночка - пеночка; друг, товарищ; зло - добро; бросать, кидать.

      Определите тему и главную мысль текста.
      Закончен ли текст? О чём можно сказать в заключительной части? Озаглавьте текст.
      Составьте план текста. Подготовьтесь написать по плану изложение. Выпишите трудные для написания слова.
      Напишите изложение. Проверьте себя.

      3. Предложите маме, бабушке, дедушке, брату, сестре и просто знакомым произнести слова из заданий 1 и 2, употребив их в указанных формах.
      Как люди произнесли эти слова? С каким ударением? Запишите слова так, как их произносили люди, обозначьте в словах ударение.

      juridicheskij.ru

      Суффикс ок ек после шипящих правило

      § 54. Правописание суффиксов.

      1. -ик, -ек. Чтобы различить суффиксы -ик, -ек (-ок) , надо помнить, что при склонении слова суффикс -ик сохраняет гласный звук, а суффикс -ек (-ок) утрачивает гласный звук: ключ-ик – ключ-ик -а, огурч-ик – огурч-ик , но цветоч-ек – цветоч-к -а, огонёч-ек – огонёч-к .
      2. -ок, -ек. После шипящих под ударением пишется -ок : береж о к , волч о к , петуш о к , сапож о к . Суффикс -ек после шипящих пишется в том случае, если на него не падает ударение: н о жичек , ор е шек .
      Упражнения.
      3. -ец , -иц- а . Суффикс -ец бывает только в словах мужского рода, а суффикс -иц- а бывает только в словах женского рода: хлебец , старец , но: конниц а, лужиц а .
      Упражнение.
      4. -ец- о, -иц- е . В существительных среднего рода пишется -ецо , если ударение падает на окончание, и пишется -ице , если ударение падает на основу: письмецо , ружьецо , но платьице , креслице .
      Упражнения.
      5. инк -а, -енк- а . Суффикс -инк- а пишется в существительных, которые образованы от слов на -ин- а , имеющих значение единичности: соломин а – соломинк а, проталин а – проталинк а ; -енк- а пишется в словах, образованных от существительных, основа которых в род. пад. множ. числа оканчивается на -ен : пашн я – пашен (род. пад. множ. числа) – пашенк а; басн я – басен – басенк а; сосн а – сосен – сосенк а .
      Но: деревня – деревень – деревень ка; кухня – кухонь – кухонь ка .
      Упражнения.
      6. -ушк-, -юшк-, -ышк- . Суффикс -ышк- употребляется в существительных среднего рода: солнышк о, перышк о . Суффикс -ушк-, -юшк- пишется в словах мужского и женского рода: дедушк а, соседушк а, коровушк а, волюшк а, батюшк а, хлебушк о . Суффикс -юшк- пишется также в словах среднего рода с мягкой основой: поле – полюшк о, горе – горюшк о . 7. После суффиксов -ушк- (-юшк-), -ишк- пишется окончание или :
      а) В существительных женск. рода пишется всегда окончание ; головушка , волюшка , землишка .
      б) В существительных мужск. рода, если они обозначают одушевлённые предметы, пишется окончание : дедушка , сынишка ; если же они обозначают неодушевлённые предметы, то пишется окончание : хлебушко , дворишко .
      в) В существительных средн. рода пишется всегда окончание -о: полюшко , письмишко , стёклышко , крылышко .
      Упражнения.
      8. -ичк- а, -ечк- а . Суффикс -ичк- а (обычно с ударяемым и ) пишется в существительных, образованных от слов на -иц- а или -ик- а : стран и ца – стран и чк а, лис и ца – лис и чк а, л е стница – л е стничк а, землян и ка – землян и чк а . В остальных случаях пишется -ечк- а : ложка – ложечк а, бумажка – бумажечк а, скамейка – скамеечк а .
      Упражнения.
      9. -ёнк- а (-онк- а), -ёнок (-онок) . После шипящих под ударением вместо -ёнк- а, -ёнок пишется -онк- а, -онок : книж о нк а, медвеж о нок , мыш о нок , галч о нок .
      10. -еньк- а, -оньк- а . В ласкательных суффиксах -еньк-, -оньк- после н пишется ь: маменьк а, берёзоньк а .
      Упражнения.
      11. -ищ- е, -ищ- а . Суффикс -ищ- е (с окончанием ) пишется в словах мужского и среднего рода (склоняются по 2-му склонению): дом – домищ е, нос – носищ е, болото – болотищ е, бревно – бревнищ е. Суффикс -ищ- а (с окончанием ) пишется в словах женского рода (склоняются по 1-му склонению): скука – скучищ а, лапа – лапищ а, борода – бородищ а.
      Упражнения.

      12. -щик, -чик. После согласных суффиксы -шик и -чик в произношении трудно различаются. В сомнительных случаях нужно помнить, что в существительных, которые обозначают людей по характеру их занятий и действий, пишется суффикс -чик , если перед суффиксом стоит т, д, с, з, ж: летать – лётчик , переводить – переводчик , разносить – разносчик , возить – возчик , перебежать – перебежчик . После других согласных пишется -щик : наборщик , каменщик , пальщик . После т только несколько слов, главным образом иностранного происхождения, имеют суффикс -щик : флейтщик , ремонтщик , бриллиантщик и др.
      Перед суффиксами -щик и -чик мягкий знак пишется только после буквы л: стульчик , курильщик , пильщик (но: кончик , банщик , каменщик ).
      Упражнения.

      § 55. Правописание частицы не с существительными.

      Частица не пишется с существительными слитно:
      1) если без частицы не существительное не употребляется: невзгода, ненастье, неряха, негодование ;
      2) если прибавлением частицы не образуется новое слово, которое можно заменить другим, близким по значению словом: неприятель – враг, несчастье – беда .
      Частица не пишется при существительных раздельно, если имеется или подразумевается противопоставление: Это не правда (а ложь). Он мне не приятель (а только знакомый).
      Упражнения.

      stcreserv.narod.ru

      Урок русского языка в 3-м классе по теме «Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных»

    • совершенствовать знания учащихся о написании суффикса -ок-,
    • развивать умения и навыки правописания суффиксов имен существительных, память, внимание, речь, умение слушать,
    • воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету.
    • 1. Организационный момент

      Учебник на столе у вас?
      А ручки и тетрадки?
      Тогда урок начнем сейчас,
      Раз все у вас в порядке.
      Будьте внимательны,
      Послушны и наблюдательны.
      Чтобы русский язык познавать,
      Нужно серьезно все изучать.

      Птека, б.седа, б.л.то, дев.чка, з.бота, з.вод, м.рковь, к.л.ндарь, к.стрюля, .г.род, р.кета, тр.мвай, ш.к.лад, ш.фер.

      3. Изучение нового материала.

      Проблемная ситуация. Давай понаблюдаем за суффиксом – ок – адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок

      Удалось ли тебе заметить особенности этого суффикса?

      Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный, во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.

      4. Работа по учебнику с. 20 № 1. Образуй слова с суффиксом -ок-, которые бы называли маленькие предметы.

      башмак, бык, волк, друг, жук, каблук, луг, паук, пирог, рычаг, сапог, снег, творог, утюг, хомяк, шаг, язык. (Слайд 7 , проверка)

      5. Работа в тетради “Пишем грамотно” № 2

      №1.Добавь суффиксы -ек-, -ок-.

      6. Работа в парах.

      Составь и запиши десять слов, используя суффиксы -ек-, -ок-.

      сыр, друг, крюк, блинок, дружок, паук, человек, ветер, замок, пирог, дуб, снег.

      Задание: прочитай еще раз исходные слова и назови те, в которых уже были суффиксы(это слова блинок, дружок), что произошло при добавлении к этим словам суффмкса -ек-.

      Вывод делают учащиеся: в суффиксе -ок- произошло чередование к/ч.

      Утром бабочка проснулась,
      Потянулась, улыбнулась.
      Раз – росой она умылась,
      Два – изящно покружилась.
      Три нагнулась и присела,
      На четыре – улетела.

      Зарядка для глаз.

      Посмотрите вдаль в окно, закройте глаза, вновь посмотрите. Сделайте круговые движения глазами вправо и влево. Откройте глаза, посмотрите вдаль.

      8. Работа по учебнику. с. 21 № 5.

      Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова.

      Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке:

      снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      • Правила предоставления дополнительного отпуска по уходу за ребенком-инвалидом Родители, занимающиеся воспитанием ребенка-инвалида, имеют право пользоваться большим количеством государственных льгот. Все это связано с […]
      • Заявление на РВП нового образца 2018 года - бланк и образец заполнения Иностранный гражданин, приехавший в Россию с целью трудоустройства и продолжительного проживания, обязан оформить разрешение на временное […]
      • Уголовное право. Ст. 111 УК РФ, ч. 1, ч. 2, ч. 3, ч. 4: наказание, срок Одной из самых противоречивых категорий современного уголовного права считается такое понятие, как "вред здоровью". Обусловлено это главным […]
      • Как сменить прописку: какие нужны документы, процедура, сроки Государственная услуга смены регистрации часто откладывается «на потом»: боязнь долгих очередей, подготовки бумаг, слабое понимание последовательности […]
      • На каком расстоянии от забора на даче можно сажать и строить? Изменилось ли что-то в нормах размещения построек и растений на дачном участке после принятия нового дачного закона? Или всё осталось по-прежнему? Отвечает […]
      • Администрация Ленинградской области Реестры действующих лицензий Ленинградской области Информация о действующих лицензиях (реестр лицензий Ленинградской области) находится в разделе: "Документы по теме" Документы по […]

    Цели урока:

    • совершенствовать знания учащихся о написании суффикса -ок-,
    • развивать умения и навыки правописания суффиксов имен существительных, память, внимание, речь, умение слушать,
    • воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Учебник на столе у вас?
    А ручки и тетрадки?
    Тогда урок начнем сейчас,
    Раз все у вас в порядке.
    Будьте внимательны,
    Послушны и наблюдательны.
    Чтобы русский язык познавать,
    Нужно серьезно все изучать.

    2 . Словарная работа (Приложение 1 , слайд 5 ,6 )

    Птека, б.седа, б.л.то, дев.чка, з.бота, з.вод, м.рковь, к.л.ндарь, к.стрюля, .г.род, р.кета, тр.мвай, ш.к.лад, ш.фер.

    3. Изучение нового материала.

    Проблемная ситуация. Давай понаблюдаем за суффиксом – ок – адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок

    Удалось ли тебе заметить особенности этого суффикса?

    Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный, во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.

    4. Работа по учебнику с. 20 № 1. Образуй слова с суффиксом -ок-, которые бы называли маленькие предметы.

    башмак, бык, волк, друг, жук, каблук, луг, паук, пирог, рычаг, сапог, снег, творог, утюг, хомяк, шаг, язык. (Слайд 7 , проверка)

    5. Работа в тетради “Пишем грамотно” № 2

    №1.Добавь суффиксы -ек-, -ок-.

    6. Работа в парах.

    Составь и запиши десять слов, используя суффиксы -ек-, -ок-.

    сыр, друг, крюк, блинок, дружок, паук, человек, ветер, замок, пирог, дуб, снег.

    Задание: прочитай еще раз исходные слова и назови те, в которых уже были суффиксы(это слова блинок, дружок), что произошло при добавлении к этим словам суффмкса -ек-.

    Вывод делают учащиеся: в суффиксе -ок- произошло чередование к/ч.

    7. Физкультминутка

    Утром бабочка проснулась,
    Потянулась, улыбнулась.
    Раз – росой она умылась,
    Два – изящно покружилась.
    Три нагнулась и присела,
    На четыре – улетела.

    Зарядка для глаз.

    Посмотрите вдаль в окно, закройте глаза, вновь посмотрите. Сделайте круговые движения глазами вправо и влево. Откройте глаза, посмотрите вдаль.

    8. Работа по учебнику. с. 21 № 5.

    Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова.

    Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке:

    снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

    (Приложение 1 . Слайд 8. Проверка)

    9. Самостоятельная работа.

    Закрепление правописания слов с суффиксами –ек-, -ик-, -ок-. Работа в тетради “ Пишем грамотно” № 2, с. 4

    10. Дифференцированная работа на доске и в тетрадях.

    Запись слов под диктовку в два столбика: в первый– слова с ь на конце после шипящих, во второй– слова без ь.

    Диктуемые слова: пейзаж, чертеж, помощь, речь, ландыш, вещь, лещ, сторож, глушь, товарищ, шалаш, ночь, полночь, дочь, карандаш.

    11. Проверка (Приложение 1 , слайд № 9 ).

    12. Домашнее задание: с. 22 № 6, правило с. 20.

    Записать слова в два столбика в зависимости от места орфограммы.

    Шепот, паучок, черный, щелка, жучок, шорты, бычок, шов, шорох, шажок, пчелы, капюшон.