Войти
В помощь школьнику
  • Уральские казаки - все подробности
  • Дистанционное образование — кому это надо
  • Анализ стихотворения «Железная дорога» Некрасова
  • И.С. Тургенев "Бежин луг": описание, герои, анализ произведения. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям Описаний утра, дня, вечера, ночи
  • Дальневосточная пожарно-спасательная академия осуществляет набор слушателей Двфу мчс
  • Презентация на тему порядковые числительные Числительные в английском языке презентация
  • Смотреть что такое "Слог" в других словарях. Слоги и слогораздел в русском языке Как называется элемент слога находящийся перед ядром

    Смотреть что такое

    слог

    слога, мн. слоги, слогов, м. 1. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним выдыхом (лингв.). Открытый слог (оканчивающийся на гласный). Закрытый слог (оканчивающийся на согласный). Делить слова на слоги. 2 только ед. Стиль, манера писать или говорить, излагать свои мысли. Высокопарный слог. Статья написна прекрасным слогом. - Позвольте, Петр Иванович, я расскажу: -Э, нет, позвольте уж я: вы уж и слога такого не имеете. Гоголь. К стихам идет высокий слог. Вяземский.

    Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

    слог

    А, мн. -и, -ов, м. Звук или сочетание звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха. Делить слова на слоги. Читать по слогам. Ударный с. Открытый с. (оканчивающийся на гласный звук). Закрытый с. (оканчивающийся на согласный звук).

    прил. слоговой, -ая, -ое. Слоговое письмо (в к-ром знаками изображаются слоги, а не звуки). Слоговые звуки (слогообразующие).

    слог

    А, м. То же, что стиль (в 3 знач.). Писать хорошим слогом. Высокий с.

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

    слог

      м. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха (в лингвистике).

      м. Способ, манера изложения мыслей; стиль.

    Энциклопедический словарь, 1998 г.

    слог

    минимальная произносительная единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, которые образуют тесное фонетическое единство. Открытый слог заканчивается гласным, закрытый согласным звуками.

    Слог

    минимальная произносительная (артикуляционная) единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, которые образуют тесное фонетической единство на основе единого выдыхательного толчка (или, по мнению представителей некоторых теорий С., на основе единого импульса мускульного напряжения, или модуляции ≈ сужения и расширения ≈ глоточной трубки, степени звучности и порядка звуков). В составе С. выделяются три компонента: начало (приступ), вершина (ядро) и конец (отступ). Простые гласные («ма-ма»), в ряде языков сонорные согласные (чешск, prst ≈ «палец»), изредка шумные согласные (франц. psst! ≈ «тс!») образуют вершину С. (см. Дифтонг). Начало и конец С. представлены одним или группой согласных; в некоторых языках С. может состоять из одной вершины («о-ни»). С. называется закрытым при конечном компоненте ≈ согласном; открытым ≈ при конечном компоненте ≈ гласном; неприкрытым ≈ при начальном гласном; прикрытым ≈ при начальном согласном. Самая обычная структура С. ≈ согласный и гласный (известна всем языкам мира). Слогоделение часто не совпадает с делением на морфемы, например в слове «ручка» два С. («ру-чка»), но три морфемы («руч-к-а»). В некоторых (т. н. слоговых) языках морфемы, как правило, односложны и границы С. и морфемы совпадают (например, в китайском языке). В таких языках в структуре С. противопоставлены позиции начала С. и конца (последняя отличается ограниченным набором допустимых в ней звуков).

    В. А. Виноградов.

    Википедия

    Слог

    Слог - это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений. Это чисто произносительная единица. В слоге группируются звуки разной степени звучности, наиболее звучные - слогообразующие, остальные - неслоговые.

    При определении понятия слога с точки зрения науки о языке различаются два подхода. Со стороны образования, или, иначе, в физиологическом отношении, слог интерпретируется как звук или сочетание звуков, при произнесении которых речевой аппарат человека порождает один неразрывный толчок выдыхаемого воздуха. В свою очередь, в акустическом отношении, или со стороны звучности, под слогом может пониматься такой отрезок речи, в рамках которого один звук выделяется в сравнении с другими, находящимися от него в непосредственной близости, наибольшей степенью звучности.

    Примеры употребления слова слог в литературе.

    Эта книга, якобы автобиография джентльмена, достигшего зрелости в царствование королевы Анны, напечатана старинным шрифтом и написана старинным слогом .

    А ее Арамеец понимал очень хорошо, ибо являлся автором документа, который Стародревов неизменно держал на своем столе и иногда в минуты сомнения перечитывал его, восхищаясь как стилем, так и красотой слога .

    Ну что ж, -- сказал Афинодор тем же ласковым голосом, -- если ты не можешь думать ни о чем другом и слеп сейчас к красотам гесиодовского слога , Гесиод может подождать до завтра.

    Ливию в том, какое получаю удовольствие, читая его книги, которые Афинодор рекомендовал мне в качестве образца превосходного слога .

    На эту открытость, кстати, указывает то, что стихотворение венчает женская рифма, то есть безударный слог .

    Но ведь в языках, вышедших из латинского, утрата слишком коротких слов была самым обычным явлением-- безударные слоги ослаблялись настолько, что слова становились невнятными.

    Как будто все правильно: в каждой строке по четыре ударения, а между ударениями сколько угодно безударных слогов .

    В ноябре 1986 года в Дели Горбачев и Ганди подписали составленную торжественным слогом Декларацию о безъядерном и ненасильственном мире, всерьез веря в то, что закладывают первый камень в его основание, и не зная еще, что, вопреки их надеждам, клуб ядерных держав будет пополняться, в том числе за счет самой Индии, а один из авторов декларации - Раджив станет жертвой террористического насилия.

    Капитан, любезно показывавший мне его, с гостинодворскою бойкостью, обычной на Волге, выхвалял всевозможные удобства своего парохода и, перечисляя ряд предстоящих наслаждений, старался дать понять, что умеет при случае говорить более или менее высоким слогом .

    Что мы действительно пользуемся метрическим языком для того, чтобы сообразовать затрату наших познавательных способностей с силой ожидаемых слогов , - это ясно из того, что плохая версификация неприятно поражает нас.

    Символ - , соединяющий аккорды, указывает, что эти аккорды быстро сменяют друг друга - как правило, при выпевании одного слога или соседних слогов.

    Словно гевея, источающая каучук, желудочек непрерывно выплескивал фонемы и слоги , которые затем растекались по голове.

    И даже Томас Юнг, который добился выдающихся результатов при дешифровке демотического текста именно благодаря тому, что он читал его фонетически, противореча самому себе, при дешифровке имени Птолемея вновь произвольно разложил знаки на буквы, слоги и двойные слоги .

    — фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом (см. Звуки речи, Артикуляция). Выделяется неск. признаков С. как фонетич. единицы. С т. зр. речедвигательного управления С. есть миним. цепочка звуков, внутри к-рой действуют правила коарти-куляции (напр., в рус. яз. наложение артикуляции последующего звука на артикуляцию предыдущего) и распределения длительностей. Предполагается, что С. реализуется не как последовательность составляющих его звуков, а как цельный артикуляционный комплекс, т. е. задается единым блоком иейрофизиологич. команд к мышцам (Л. А. Чистович). С т. зр. речевой аэродинамики С. есть миним. звуковой отрезок, на к-рый приходится нарастание и спад величины воздушного потока («дыхательный импульс»). В аку-стич, сигнале «дыхательному импульсу» соответствует восходяще-нисходящая дуга звукового давления («волна звучности»), В языках мира проявляются след. признаки С. как фонологич. единицы: а) ограниченность класса допустимых схем С. (напр., в араб. яз. допустимы лишь слоги вида «согласный + гласный» и «согласный + гласный + согласный»); б) простая структура внутрислоговых консонантных сочетаний, соответствующая принципу «волны звучности» (напр., в дат. яз. в конце слога допускаются лишь сочетания «сонорный 4- шумный»); в) наличие дистрибутивных ограничений, к-рые описываются в терминах слоговых позиций (напр., в нем. яз. звонкие шумные невозможны в конце слога); г) компенсаторные отношения по длительности между гласным и конечносло-говым согласным (напр., в швед. яз. за кратким гласным следует долгий согласный, а за долгим гласным — краткий согласный); д) зависимость места ударения от количеств, структуры С. (напр., в лат. яз. ударение падает на предпоследний слог, если он содержит долгий гласный илн оканчивается на согласный, и на 2-й слог от конца в прочих случаях); е) наличие слоговой просодии — тональной или тембровой (напр., слоговой сингармонизм- по мягкости/твердости в праслав. яз.); ж) тенденция к корреляции слогоразделов и грамматнч. границ (ее крайнее проявление — совпадение морфемы и слога, или моносиллабизм), такие морфолого-фонологич. единицы называют енллабемам и. Большинство языков обнаруживает фоиологич. признаки слоговости; в таких языках звуковые цепи образованы соположением слоговых «квантов», имеющих четко выраженную внутр. структуру, слогоделение здесь однозначно. К числу языков, в к-рых фонологич. признаки слога отсутствуют, относится современный русский. Рус. звуковые цепи основаны на чередовании вокалич. «вершин» н консонантных «склонов», слогоразделы в интервокальных комплексах согласных неопределенны ввиду невыраженности дистрибутивных схем С. (о-стрый/ос-трый/ост-рый). Существует также точка зрения, согласно к-рой слогоразделы в рус яз. всегда проходят после гласных (Л. В. Бондарко). При описании компонентной структуры С. консонантное начало (и и и ц и а л ь) обычно противопоставляется последующей части (рифм е), к-рая далее расчле- няется на ядро (вершину) и консонантный конец (финаль). Ядро С. может быть выражено гласным или сонантом (напр., чеш. vr-ba). С, имеющий начальный согласный, называется п р и-крытым, а не имеющий его — неприкрытым. С, имеющий конечный согласный, называется закрытым, а не имеющий его — открытым. По количеств, характеристике различают С. сильные, или «тяжелые» (рифма состоит из долгого гласного или краткого гласного 4- согласный), и с л а-б ы е, или «легкие» (рифма состоит из краткого гласного). О Лекомцева М. И., Типология структур слога в слав, языках, М., 1968; Бондарко Л. В., Звуковой строй совр. рус. языка, М., 1977; 3 и н д е р Л. Р., Общая фонетика, 2 изд., М., 1979; К о д з а-сов С. В., Муравьева И. А., Слог и ритмика слова в алюторском языке, в кн.: Публикации Отделения структурной и прикладной лингвистики МГУ. Филол. факультет, а. 9, М., 1980; К а с е в и ч В. Б., Фонологич. проблемы общего и вост. яззна-ния, М., 1983. С. В. Кодзасов.

    Лингвистический энциклопедический словарь. 2012

    Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СЛОГ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

    • СЛОГ в Большом энциклопедическом словаре:
    • СЛОГ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      минимальная произносительная (артикуляционная) единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, которые образуют тесное фонетической единство на основе единого выдыхательного …
    • СЛОГ в Энциклопедическом словаре:
      1. -а, мн. -и, -бв, м. Звук или сочетание звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха. Делить слова на слоги. Читать …
    • СЛОГ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      миним. произносительная единица речи, состоящая из одного или неск. звуков, к-рые образуют тесное фонетич. единство. Открытый С. заканчивается гласным, закрытый …
    • СЛОГ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
      сло"г, сло"ги, сло"га, слого"в, сло"гу, слога"м, сло"г, сло"ги, сло"гом, слога"ми, сло"ге, …
    • СЛОГ в Словаре лингвистических терминов:
      I. 1) В физиологическом отношении (со стороны образования) звук иди несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. 2) В акустическом …
    • СЛОГ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
      сл"ога, м. 1) Звуки или сочетание звуков в слове, произносимые при одном выдохе. Читать по слогам. Делить слово на слоги. …
    • СЛОГ
      В нем лишь одна …
    • СЛОГ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
      Кирпичик …
    • СЛОГ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
      Часть …
    • СЛОГ в Тезаурусе русской деловой лексики:
      Syn: манера, язык, …
    • СЛОГ в Тезаурусе русского языка:
      Syn: манера, язык, …
    • СЛОГ в Словаре синонимов Абрамова:
      см. речь, стиль, язык || бойкий слог, едкий слог, острый …
    • СЛОГ в словаре Синонимов русского языка:
      икт, перо, речь, силлабема, склад, стиль, эвфуизм, …
    • СЛОГ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
      1. м. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха (в лингвистике). 2. м. Способ, манера изложения …
    • СЛОГ в Полном орфографическом словаре русского языка:
      слог, -а, мн. -и, …
    • СЛОГ в Орфографическом словаре:
      слог, -а, мн. -и, …
    • СЛОГ в Словаре русского языка Ожегова:
      2 == стиль 1 N3 Писать хорошим слогом. Высокий с. слог 1 звук или сочетание звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого …
    • СЛОГ в Словаре Даля:
      см. слагать …
    • СЛОГ в Современном толковом словаре, БСЭ:
      минимальная произносительная единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, которые образуют тесное фонетическое единство. Открытый слог заканчивается гласным, закрытый …
    • СЛОГ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
      слога, мн. слоги, слогов, м. 1. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним выдыхом (лингв.). Открытый слог (оканчивающийся на …

    Слог - это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений. Это чисто произносительная единица. В слоге группируются звуки разной степени звучности, наиболее звучные – слогообразующие, остальные – неслоговые. В русском языке слоги обычно строятся по принципу восходящей звучности, и слогораздел в неконечных слогах чаще всего происходит после самого звучного звука. Типы слогов в русском языке: открытые (-та-) и закрытые (-ат-), прикрытые (–та-) и неприкрытые (–ата-).

    В русском языке слогообразующим является гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько в нём гласных: а-ри-я (3 слога), ма-як (2 слога), рейс (1 слог).

    Слоги бывают открытыми (оканчиваются на гласный звук) и закрытыми (оканчиваются на согласный звук). Например, в слове ко-ро-на все слоги открытые, а в слове ар-буз оба слога закрытые.

    Во всех языках существуют открытые слоги, но в некоторых, например, гавайском, закрытых слогов нет.

    Слоги могут быть прикрытыми (начинаются с согласного) и неприкрытыми (начинаются с гласного). Например, в слове ар-буз первый слог неприкрытый, а второй прикрытый.

    Для того, чтобы определить, сколько слогов в слове, применяют нехитрый прием, впервые показываемый учителями начальной школы детям. Для этого руку тыльной стороной подносят на близкое расстояние к подбородку и четко произносят нужное слово, считая, сколько раз подбородок коснется руки. Это число и будет количеством слогов.

    Слог бывает значимой звуковой единицей (например, во вьетнамском языке) и фонетической единицей, формальным понятием.

    Ессен писал, что слог не несёт смысла и не имеет каких-либо особых акустических характеристик.

    Слоги существуют, так как:

    1. Слог - важная и явно вычленяемая в речевой интуиции единица.
    2. Слог - основная единица в стихосложении .

    «Слоговые» (правополушарные) дети отражают слоговую структуру языка. Например слово мо-ло-ко у них ассоциируется с сочетанием слогов та-та-та .

    Эта статья ещё далека от совершенства, и для её улучшения, по меньшей мере, нужно:

    Сейчас Вы находитесь на странице словарной , поясняющей значение какого-то

    Лингвисты выделяют такое понятие, как слоги. Изучающим язык нужно уметь правильно определять их границы в словах и различать их по видам. Рассмотрим самые основные виды слогов, а также правила деления.

    Слоги - что это такое?

    Существуют разные подходы к определению этого понятия. С точки зрения фонетики, слог - это один звук или группа звуков, сопровождаемая выдыхательным толчком. В слове всегда ровно столько слогов, сколько в нем гласных. Можно сказать, что слог - это минимальная произносительная единица.

    Слоговым (или слогообразующим звуком) является гласный. Согласный, соотвественно, считается неслоговым.

    Виды слогов

    Слоги также классифицируют на открытые и закрытые. Закрытые слоги оканчиваются на согласную, а открытые - на гласную. В русском языке отмечена тенденция к открытости слога.

    Также если слог начинается с гласного звука, он является неприкрытым, а если с согласного - то прикрытым.

    Выделяют еще слоги по акустическому строению:

    • восходящие, где от менее звучного (глухого согласного) идет и/или сонорный согласный, и/или гласный (па-па).
    • нисходящие, где, в отличие от восходящего, слог начинается от гласного, а затем идут уже сонорные согласные и/или глухие (ум).
    • восходяще-нисходящий, где получается подобие "горки", в которой сначала идут согласные по степени сонорности, затем вершина - гласный звук, и затем - "спуск" вниз, начиная с наиболее сонорных согласных (пинг-понг).
    • ровные слоги - одна гласная, то есть неприкрытые и открытые слоги являются ровными и состоят из одного только гласного (а).

    Ударные и безударные слоги

    Ударный слог - это слог, на гласную которого падает ударение, то есть гласная стоит в сильной позиции. На безударные слоги ударение не падает.

    А безударные слоги, в свою очередь, делятся на два типа по отношению к ударному слогу: заударные и предударные. Нетрудно догадаться, что предударные стоят перед ударным слогом, заударные, соответственно, - после. Их также делят на предударные/заударные слоги разного порядка по отношению к ударному. Первый предударный или заударный находится ближе всего к ударяемому, второй по порядку стоит за первым заударным и предударным, и так далее.

    Возьмем к примеру слово че-ре-до-ва-ни-е, где все слоги, стоит заметить, являются открытыми. Ударным будет четвертый слог -ва-, первым предударным - слог -до-, вторым - -ре-, третьим - че-. А вот первым заударным будет -ни-, вторым - -е.

    Как делить слово по слогам?

    Все слова можно поделить на слоги. В разных языках деление может происходить по-разному. Но как проходит деление в русском языке? Какие есть нюансы правила?

    В целом, деление проходит по общим принципам:

    • Сколько гласных, столько и слогов. Если в слове есть один гласный звук, то это один слог, так как гласные являются слогообразующими. Например, это слова: кот, кит, тот, ток, которые состоят из одного слога.
    • Слогом может являться только гласный звук. Например, по слогам слово "этот" делится как э-тот.
    • Открытые слоги оканчиваются гласными, закрытые - согласными. Примеры открытости: мо-ло-ко, де-ле-ни-е, ко-ро-ва. Закрытые слоги встречаются, как правило, на конце слова или на стыке согласных (ком-пот, крот, дать). В русском языке, как уже говорилось, имеется тенденция к открытости слога.
    • Если в слове есть буква "й", то она отходит к предшествующему слогу. Например, мой-ка.
    • На стыке двух гласных происходит деление посередине, потому что двух гласных в одном слоге быть не может. В таком случае получается, что первый слог является открытым, а второй - неприкрытым (ха-ос).
    • Все сонорные (м, н, л, р) на стыке согласных перед глухими обычно "прилипают" к предшествующим им звукам, образуя слог.

    Теории слогоделения

    Тем не менее нет четких рамок того, что именно является слогом и где проходят его границы. Главное - наличие гласного, а вот определение границ может происходить по-разному. Существует несколько основных теории слогоделения.

    • Сонорная теория, в основе которой лежит принцип волны сонорности слога. Разработал ее ученый из Дании Отто Есперсен, а для русского языка продолжил идею Р. И. Аванесов. Он выделял четыре степени звучности, начиная с более сонорных и заканчивая несонорными. На вершине стоят гласные, затем по второй степени идут сонорные, третья степень - звонкие шумные, а на четвертом месте - полностью глухие согласные. То есть слог - это сочетание гласного с менее вплоть до несонорных.
    • Экспираторная теория (выдыхательная) подразумевает то, что слог - это один выдыхательный толчок. Сколько толчков, столько и слогов. Однако минус этой теории заключается в неопределенности границы слога на стыке согласных. В этой теории можно использовать свечку, чтобы понять, сколько слогов (воздушных толчков) в слове.
    • Теория "мускульного напряжения" несет в себе идею, что в слоге сочетаются уровни максимального и минимального мускульного напряжения (т. е. напряжния органов речи). Границей слога будут звуки минимального мускульного напряжения.

    Теперь, когда вы знаете правила деления слов на слоги, у вас не возникнет проблем с переносом слов.

    Слог

    Слог - минимальная единица произнесения звуков речи, на которые можно разделить свою речь паузами. Слово в речи делится не на звуки, а на слоги. В речи осознаются и произносятся именно слоги. Поэтому при развитии письма у всех народов в алфавитах сначала возникали слоговые знаки, и только потом буквы, отражающие отдельные звуки.

    В основе деления на слоги - различие звуков по звучности. Более звучный, чем соседние звуки звук называется слогообразующим и образует слог.

    Слог обычно имеет вершину (ядро) и периферию. В качестве ядра, т.е. слогообразующего звука, как правило, выступает гласный, и периферия состоит из неслогового (неслогообразующего) звука или нескольких таких звуков, которые обычно представлены согласными. Но слог может состоять только из одного гласного без периферии, напр. дифтонг в англ. местоимении I «я» или двух и более гласных (итал. vuoi ). Периферийные гласные неслоговые.

    Но слоги могут и не иметь гласного, напр., в отчестве Ивановна или в междометиях «кс-кс», «тссс». Согласные могут быть слогообразующими, если они сонанты или находятся между двумя согласными. Такие слоги очень часто встречаются в чешском языке:prst «палец» (ср. древнерус. перст ), trh «рынок» (ср. рус. торг ), vlk «волк», srdce, srbsky, Trnka (известный чешский лингвист). В предложении Vlk prchl skrz tvrz (волк пробежал через крепость) нет ни одного гласного. Но в примерах из чешского языка видно, что слогообразующий согласный всегда сонорный.

    Деление на слоги объясняются разными теориями, которые взаимно дополняют друг друга.

    Сонорная теория : в слоге наиболее звучный звук - слоговой. Поэтому в порядке уменьшения звучности слоговыми звуками чаще всего бывают гласные, сонорные звонкие согласные, шумные звонкие согласные и иногда глухие согласные (тсс).

    Динамическая теория : слоговой звук - самый сильный, интенсивный.

    Экспираторная теория : слог создается одним моментом выдоха, толчком выдыхаемого воздуха. Сколько слогов в слове, столько раз дрогнет пламя свечи при произнесении слова. Но нередко пламя ведет себя вопреки законам этой теории (напр., при двусложном «ау» дрогнет один раз).

    Виды слогов

    Открытый слог - это слог, оканчивающийся гласным звуком, напр., дa, ау .

    Закрытый слог - это слог, оканчивающийся согласным звуком, напр., ад, ум, кот .

    Прикрытый слог начинается с согласного звука, напр., рад, поп .

    Неприкрытый слог начинается с гласного звука: а, он, ах, уж .

    В русском языке в основном открытые слоги, а в японском почти все открытые (Фу-дзи-я-ма, и-ке-ба-на, са-му-рай, ха-ра-ки-ри).

    Встречаются и случаи крайне закрытых и прикрытых слогов, напр., всплеск, анг. и фр. strict (строгий), нем. sprichst (говоришь), грузинский - msxverpl (жертва).

    Есть языки, где корни и слоги совпадают. Такие языки называются моносиллабическими, напр. кит. яз. - типичный моносиллабический.

    Зачастую в речи бывает очень трудно определить границу слога.

    Рус. Под руку вели - подруг увели. Гадюку били - гадюк убили. Палитра - пол-литра.

    Англ . an ocean - a notion; an aim - a name.

    Суперсегментные единицы языка

    Звуковые единицы языка могут быть сегментными (линейными) и суперсегментными.

    Сегментные единицы - это звуки (фонемы), слоги, слова и т.д. Более длинные языковые единицы делятся на более короткие сегменты.

    Суперсегментные единицы , или иначе просодические (от греч. prosodia - припев, ударение) наслаиваются на цепочку сегментов - слогов, слов, фраз, предложений. Типичные суперсегментные единицы - ударение и интонация.

    Такт - группа слов, объединенных одним ударением и отделенных друг от друга паузой.

    Проклитика - безударный слог перед ударным, напр., я д у мал .

    Энклитика - безударный слог после ударного, напр., зн а ю я .

    В качестве энклитиков часто выступают и безударные слова - артикли, предлоги, частицы. Иногда они перетягивают на себя ударение: «по д руку».

    Таким образом, границы слова и такта могут не совпадать.

    Ударение

    Ударение (акцент) - это выделение звука, слога, слова, группы слов.

    Три основных вида ударения - это силовое, количественное и музыкальное.

      Силовое (динамическое) ударение связано с амплитудой колебаний звуковой волны, чем больше амплитуда, тем сильнее произносится звук.

      Количественное (квантитативное) ударение связано с длительностью, долготой звука, ударный слог имеет большую длительность, чем безударные слоги.

      Музыкальное (политоническое) ударение связано с относительной высотой тона, с изменением этой высоты.

    Обычно в языках, имеющих ударение, все три ударения переплетаются, но одно из них преобладает и по нему определяется основной вид ударения в том или ином языке.

    В русском языке силовое ударение, будучи основным, сопровождается долготой ударного слога.

    В шведском языке музыкальному ударению сопутствует силовое.

    Есть языки, в которых вообще отсутствует ударение, например, в палеоазиатских языках (чукотском и др.).

    К языкам с силовым ударением как основным относятся рус, анг., фр., нем., баш., тат. и многие другие.

    Количественное ударение как основное не используется и только употребляется как компонент в сочетании с другими видами ударения. В некоторых языках, например, латинском, стихосложение основано на чередовании долгих и кратких слогов (что сответствует ударным и безударным слогам в русском стихосложении). Поэтому на слух итальянца, привыкшего к стихам, основанным на динамическом ударении, латинские стихи неритмичны.

    К языкам, в которых музыкальное ударение используется широко или играет роль основного ударения, прежде всего относятся такие восточные языки как китайский (4 тона в литературном, 6 тонов в гонконгском диалекте), тайский (5 тонов), вьетнамский (6 тонов) и др. В этих языках каждый слог имеет свой тон, а так как в этих языках, как правило, слог совпадает со словом, то у каждого простого слова свой постоянный тон, который меняется лишь изредка при словосложении.

    В кит. яз. ma (1) с ровным тоном имеет значение «мать», ma (2) с восходящим тоном означает «конопля», ma (3) с нисходяще-восходящим тоном - «лошадь» и «цифра,» ma (4) с нисходящим тоном значит «ругаться.»

    Еще пример из кит. яз.: глагол mai с нисходящим тоном означает «продавать», a mai с нисходяще-восходящим тоном - «покупать».

    Еще более удивительный пример распределения тонов в слогах можно найти на юге Китая вкантонском (гонконгском) диалекте, где имеются 6 тонов (тоны обозначены цифрами): Fu 55 (верхний регистр) - мужчина, муж; Fu 35 (восходящий верхний регистр) - мучиться, страдать; Fu 33 (уходящий верхний регистр) - богатство, богатый; Fu 21 (ровный нижний регистр) - поддерживать, опираться; Fu 13 (восходящий нижний регистр) - женщина; Fu 22 (уходящий нижний регистр) - отец, старший родственник.

    В японском языке три типа музыкального ударения, но они падают только на ударные слоги, аналогично динамическому ударению в русском языке.

    hana (0) произносимое низким тоном на первом слоге и средним на втором означает «нос, сопли»; hana (1) произносимое высоким тоном на первом слоге и низким на втором означает «начало, конец»; hana (2) произносимое низким тоном на первом слоге и высоким на втором означает «цветок».

    В древнегреческом языке тоже было музыкальное ударение трех видов. Ударный слог произносился не сильнее безударного, а с более высоким тоном.

    Острое (лат. acutus ) ударение с более высокой нотой, напр., πατηρ [pat e r ] - отец; тяжелое ударение (лат. gravis ) с более низкой нотой, напр. αρχη [arch e ] - начало; облегченное ударение (лат. circumflex ) с комбинацией острого и тяжелого ударений, напр., σωμα [s o ma ] - тело.

    Из современных европейских языков музыкальное ударение (2-3 вида) встречается в сербском, хорватском, латышском, шведском языках, но всегда в сочетании с основным силовым ударением.

    Музыкальное ударение может быть на слоге или слове.

    Слогоударение: кит.., тибетский, бирманский, сиамский (тайский), вьетнамский, латышский, сербский.

    Словоударение: японский, айнский, тагальский, малайский, шведский, норвежский.

    Ударение в слове бывает основным (´) или второстепенным (\), напр., жел е зобет о н .

    Ударение в языках может быть постоянным (фиксированным) , т.е. ударные слоги имеют постоянное место в слове, или свободным , т.е. не связанным с определенным местом в слове (тво рог, творо г).

    Один из подсчетов показал, что в 444 исследованных языках ударение на начальном слоге имеют 25% языков, на предпоследнем - 18%, на конечном - 20%, а свободное ударение - у 33% языков.

    Постоянное ударение на первом слоге свойственно чешскому, венгерскому, латышскому языкам. Ср. чеш. s o bota «суббо та», v o jak «солда т»; венг. a lma «я блоко», b a lta «топор».

    Постоянное ударение на предпоследнем слоге (втором слоге от конца) присуще польскому языку, напр. matemat y ka, k o ziol «козел».

    Большинство слов испанского языка тоже имеют ударение на предпоследнем слоге, особенно с гласным звуком в конце (s i esta ).

    Постоянное ударение на последнем слоге характерно для фр. яз., тюркских языков (баш., тат. и др.), персидского языка (фарси): фр. revoluti o n , баш., тат. алма (яблоко), балта (топор), Тегеран.

    Самый типичный язык с свободным ударением - это русский язык.

    Иногда ударение помогает различать значения омографов - слов с одинаковым написанием, напр., кру жки - кружки , по лки - полки .

    Кроме традиционного ударения в речи может делаться логическое ударение, с тем, чтобы подчеркнуть значимость той или иной части предложения или же выразить дополнительное значение к основному значению фразы. Напр., в книге A. M. Арто «Звучит слово» приводится следующий пример логического ударения:

    «Возьмем стандартную фразу Дайте мне стакан чаю и разложим ее на составные смыслы. Если мы делаем упор на первое слово , открываем следующее: «Довольно пустой болтовни! Я пришел усталый, измучен жаждой, дайте мне стакан чаю, а потом я вам расскажу все новости». Упор на втором слове : «Соседу справа дали, соседу слева дали, всем налили, всех спросили, про меня забыли - почему так? Дайте и мне, если всем даете…». На третьем слове : «Вы знаете прекрасно, что я не пью из чашки, дайте мне стакан. Можете хоть немного считаться с моими привычками!» И, наконец, на четвертом : «Чаю! Понимаете - ни вина, ни кофе! Ничто так не утоляет жажду, как добрый, душистый чай!»

    Интонация

    Интонацией называются все просодические явления в синтаксических единицах - словосочетаниях и словах.

    Интонация состоит из следующих 5 элементов, два первых из которых - основные компоненты интонации:

      ударение;

    1. темп речи;