Войти
В помощь школьнику
  • Кристаллические решетки в химии Ионная кристаллическая решетка
  • Отличительные черты личности
  • Аномальные зоны тверской
  • Про легендарную разведывательную "Бешеную роту", позывной "Гюрза" История роты гюрзы
  • Общая характеристика кишечнополостных, образ жизни, строение, роль в природе
  • Современные инновационные технологии в образовании
  • Структура речевой деятельности. Язык и речь. Речевая деятельность, её структура и особенности.2 Операции речевой деятельности

    Структура речевой деятельности. Язык и речь. Речевая деятельность, её структура и особенности.2 Операции речевой деятельности

    Речь – процесс передачи информации посредством языка. Язык – сложившаяся в общественной истории система знаков и правил их применения. Эта система знаков изучается лингвистикой.

    Речь является психическим процессом. Как психический процесс она представляет собой процесс формулирования и передачи мыслей посредством языка. Она изучается психолингвистикой.

    Речь как психическая деятельность имеет две формы проявления :

    1) передача информации в общении (говорящий и слушающий или пишущий и читающий).

    2) использование речи как средства мышления.

    Основными видами речевых действий являются аудирование (слушание), говорение, письмо и чтение.

    Аудирование – ведущий речевой процесс. В нем происходит формирование перцептивных эталонов, на основе которых человек различает звукокомплексы и соотносит с ними предметы, явления окружающего мира. Целью слушания является понимание речи, которое зависит от акустических и психолингвистических характеристиках речи.

    К акустическим характеристикам относятся:

    Интенсивность речи

    Наличие помех

    Наличие пропусков

    Наличие искажений

    Наличие незнакомых обозначений.

    К психолингвистическим характеристикам относятся:

    Знание языка, на котором звучит речь

    Темп говорения

    Позиция слушающего

    Заинтересованность и внимательность.

    Исследования показывают, что 80% людей слушают с большими потерями информации. Потери составляют от 70 до 80 %. Это говорит о том, что люди либо слушают без внимания, либо не хотят слушать. Поэтому рекомендуется овладеть приемами активного слушания. Овладение этими приемами особенно важно тем людям, для деятельности которых большое значение имеет речь.

    Говорение – порождение речевого высказывания. Большое значение оно имеет в профессиях типа человек–человек. Говорение составляет 30% речевого времени. Речь характеризуется разнообразием, точностью, правильностью, логичностью, ситуационной уместностью, интонационной выразительностью.

    Чтение – восприятие письменной речи. Оно позволяет усваивать различную информацию, необходимую человеку в различных сферах своей деятельности. Чтение является более поздним процессом по отношению к первому и второму видам речевой деятельности. Чтением владеют не все и не в одинаковой степени. Текст как объект чтения характеризуется легкостью понимания и усвоения, то есть читабельностью. Она зависит от длины слов, предложений, частоты встречаемости слов, степени абстрактности используемых слов. Длина предложения должна быть около 11 слов. Важной характеристикой чтения является скорость:

    200 слов в минуту – это низкая скорость

    250 – 300 слов в минуту – средняя скорость

    300 – 450 слов в минуту – быстрая скорость

    450 и более слов в минуту – сверхбыстрая скорость.

    Письменная речь может быть эпистолярным, публицистическим, художественным и научным текстом. Художественный текст может иметь форму рассказа, фельетона, очерка, пьесы, поэмы, романа и т.п., научный текст – форму статьи, дипломной работы, диссертации, монографии. Научные тексты должны быть написаны в соответствии с определенными требованиями к ним. Для практической психологии особенно важны эпистолярные и художественные тексты. Анализ их содержания может быть ценным источником информации о личности автора. Ценную информацию о пишущем могут дать и графические особенности письма. С особенностями почерка связываются особенности психического состояния и личности пишущего. Однако в наше время на смену ручке приходят технические устройства, и набор текста осуществляется с помощью клавиатуры, что делает невозможным графологический анализ письма.

    Виды речи.

    Речь человека бывает внешней и внутренней.

    Внешняя речь – произносимая вслух речь, обращенная к другому человеку или к самому себе. Она чаще всего используется в общении с другими людьми.

    Внутренняя речь – речь, произносимая для себя. Она выступает средством мышления и управления собственным поведением.

    Внешняя речь делится на устную и письменную. Устная речь включает в себя следующие виды речи.

    1, В осклицание – не столько речь, сколько аффективная реакция, возникающая в ответ на неожиданные события. Возникает раньше всех и пропадает позже всех (дети, старики).

    2. Д иалогическая речь – участвуют как минимум два человека. Может иметь две формы проявления:

    Может представлять собой реакцию на получаемые от партнера сообщения (результат диалога непредсказуем).

    Произвольно управляемый процесс общения, подчиненный определенному мотиву и определенной цели.

    Общающиеся знают ситуацию общения.

    Общающиеся могут использовать невербальные средства общения.

    Последние два пункта определяют возможность грамматической неполноты в диалогической речи, так как смысл высказывания понятен общающимся из контекста и из невербальных сигналов.

    3. М онологическая речь – представляет собой повествование одного человека на заданную тему. Ее основными особенностями являются наличие мотива высказывания и общего замысла у говорящего. Эти два обстоятельства определяют психологические особенности высказывания, которые состоят в следующем:

    Высказывание – совокупность смысловых групп, объединенных общим замыслом.

    Программа высказывания должна предотвращать отвлечение слушателей от повествования

    В нем исключаются многократные повторения.

    4. П исьменная речь – выступает в форме доклада, сообщения, повествования. Она является речью без реально присутствующего собеседника, хотя обращается к конкретному адресату. Должна учитывать особенности этого адресата. Мотив письменной речи определятся самим субъектом. Письменная речь не имеет невербальных средств выражения и происходит вне конкретной ситуации общения или деятельности. Поэтому в ней осуществляется полное использование грамматических средств.

    Функции речи.

    1. Сигнификативная функция заключается в том, что с помощью слова, речи обозначается что–либо – предмет, его свойства, состояния, функция и тому подобное. Общение возможно в том случае, когда общающиеся одинаково понимают значение одного и того же знака.

    2. Интеллектуальная функция. Она заключается в том, что речь является средством мышления. Речь используется, прежде всего, в словесно–логическом мышлении. Однако и другие виды мышления предполагают использование речи. Действие этой функции выражается в умении точно описать ситуацию, компактно излагать свои мысли, быстро улавливать мысль партнера, предвосхищать развитие темы разговора.

    3. Коммуникативная функция состоит в том, что речь является средством общения. Это основная функция речи. С помощью речи человек выражает свои мысли, чувства, волю, то есть делится информацией, побуждает партнера к определенным действиям, удерживает от нежелательных действий и делится с ним своим чувством.

    4. Экспрессивная функция состоит в том, что в речи человек выражает свое отношение к сообщаемому содержанию, к своему партнеру, а также выражает свое эмоциональное состояние. Эта функция самая ранняя и проявляется в первом крике ребенка и присутствует до смерти. Умение управлять экспрессивной функцией речи является профессионально важным качеством в профессиях типа «человек – человек».


    Как и всякий другой вид деятельности человека, речевая деятельность имеет свою, достаточно сложную операционную структуру.
    По А.А. Леонтьеву, «единичный акт деятельности есть единство все трех ее сторон (или фаз). Он начинается мотивом и планом и завершается результатом, достижением намеченной вначале цели; в середине же лежит динамическая система конкретных действий и операций, направленных на это достижение» (120, с. 43). Действия и операции являются основными структурными компонентами деятельности. Кроме того, успешная, а главное – эффективная реализация деятельности (и входящих в ее состав действий и операций) во многом определяется ее качественными характеристиками, такими как навыки и умения. Остановимся подробнее на таких составляющих элементах речевой деятельности, как действие, операция, навык и умение.
    Человеческая деятельность существует как действие или цепь действий. «Если из деятельности мысленно вычесть действия, – подчеркивает А.Н. Леонтьев, – то от деятельности вообще ничего не останется. Это же можно выразить и иначе: когда перед нами развертывается конкретный процесс – внешний или внутренний, то со стороны мотива он выступает в качестве деятельности человека, а как подчиненный цели – в качестве действия или системы, цепи действий» (там же, с. 13–14).
    Действие в современной психологии (в теоретической концепции деятельности) определяется как одна из составляющих деятельности человека, побуждаемая ее мотивом и соотносимая с определенной целью. Действие всегда направлено на достижение некоторой цели (которая в типичном варианте является как бы «промежуточной» по отношению к общей, конечной цели деятельности); действие всегда предполагает решение какой-то конкретной, «частной» задачи в рамках целой деятельности. Каждый конкретный вид деятельности реализуется путем выполнения определенных, нередко весьма специфических действий.
    Целостное действие (согласно теоретической концепции П.Я. Гальперина) состоит из трех частей: ориентировочной основы, процесса выполнения и процесса контроля за ним (50). Действие характеризуется следующими параметрами:
    уровнем выполнения (например, в экспрессивной речи – это законченное речевое высказывание, полностью соответствующее нормам данного языка; в речи про себя – внутреннее проговаривание «в уме», т. е. на уровне внутренней речи);
    степенью обобщенности и сокращенности;
    наконец, степенью освоенности и «автоматизированности». Отдельное действие отличается от деятельности в целом прежде всего отсутствием собственной «мотивации». Мотивом для каждого действия в рамках целостного акта деятельности выступает мотив самой деятельности (137, 133).
    Исследования отечественных психологов (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б.Эльконин и др.) позволили установить, что на основе внешних материальных действий, путем их последовательных изменений и сокращений формируются внутренние, идеальные действия, совершаемые в умственном плане и обеспечивающие человеку всестороннюю ориентировку в окружающем мире (50, 135).
    Для определения речевого действия в психолингвистике (с подачи зарубежных специалистов X. Джексона, Ч. Осгуда, Д. Скиннера и др.) чаще всего используется термин «речевой поступок», который по своему значению «подразумевает» и мотивацию речи, и ее социальную детерминированность, и индивидуально-личностный аспект практической реализации РД. Вместе с тем нельзя не заметить, что «в методическом плане», применительно к содержанию «речевой» работы, этот термин-понятие является не совсем удачным. Он представляет собой своего рода общее обозначение действия, не наполненное конкретным содержанием. Кроме того, основное значение слова «поступок» (социальное действие, поведенческая реакция и др.) достаточно прочно закреплено в лексической системе любого языка, что определяет необходимость постоянного абстрагирования от этого основного значения при использовании данного слова-понятия для обозначения речевого действия. Для практики коррекционной логопедической работы более подходит другой термин-понятие, предложенный А.А. Леонтьевым (129, 133).
    По своему объему и структуре речевые высказывания (РВ) подразделяются на отдельные (или одиночные) высказывания и развернутые речевые высказывания (описание, повествование, рассуждение). Первым из них соответствует такая единица языка, как предложение, вторым – текст. «Отдельные высказывания» и «предложения», «развернутые высказывания» и «текст» – это не тождественные синонимы-понятия. Первые из них относятся к единицам речи и соответственно – к психолингвистическим единицам, вторые – к единицам языка (95, 119, 133).
    Отдельное высказывание может быть реализовано в комбинированном варианте: одни его структурно-семантические компоненты могут быть выражены знаками языка, другие – невербальными знаками (жест, мимика, неречевые звуки, голосовое интонирование без фонемного продуцирования слогов и слов), и при этом оно все равно остается речевым высказыванием. РВ может быть (в исключительных случаях) реализовано только через использование неязыковых знаков (в качестве примера можно привести «веревчатое письмо» древних индейцев Северной и Центральной Америки). В отношении единиц языка (предложение, текст) такое «допущение» невозможно; это «строго нормативные» знаковые единицы, в связи с чем любой ненормативный вариант их знакового выражения всегда однозначно интерпретируется как «ошибочный», как отклонение от речевой, языковой нормы (200, 218).
    По своей «коммуникативной направленности» (задаче) речевые высказывания подразделяются на: (1) высказывания, служащие для передачи «новой» информации; (2) высказывания, цель которых – получение необходимой информации (на уровне отдельных высказываний им соответствуют вопросительные предложения); (3) высказывания– побуждения к неречевым и речевым действиям (или императивные высказывания) и (4) высказывания – умозаключения.
    Речевое высказывание рассматривается в психолингвистике (95, 133, 216) как действие, имеющее свое «означаемое» (предмет высказывания, соответствующий общему предмету РД) и «означающее». В качестве «означаемого» выступает то, что человек хотел выразить своим речевым действием; «означающим» является форма реализации действия (для речевого высказывания – это соответствующая языковая форма выражения).
    В качестве «означаемого» выступает передаваемое субъектом РД смысловое содержание высказывания. Коммуникативной формой является лексико-грамматическое и интонационное оформление речи. С учетом вышесказанного, речевое высказывание реализуется в речевой деятельности на уровне сообщения или суждения, высказываемого в форме предложения или текста.
    Вторым структурно-образующим компонентом деятельности является операция. Операция – это также одна из составляющих деятельности человека, соотносимая с объективно-предметными условиями достижения целей деятельности.
    Операции формируются в результате преобразования действий при их выполнении. При этом действие, меняя свою направленность, становится условием, средством осуществления другого действия, условием достижения новой цели.
    По своей природе операция почти тождественна действию. Их основное отличие между собой состоит в следующем. История становления и развития человеческого общества свидетельствует о том, что изначально любая деятельность складывалась и выполнялась на основе последовательных равноправных действий. Постепенно (в ходе общественно-исторического развития) отдельные действия стали выполняться в максимально автоматизированном варианте, сознательный контроль за их выполнением уступил место подсознательному, а сами действия перестали соотноситься с решением какой-то частной, промежуточной задачи в ходе осуществления деятельности.
    Специфической особенностью речевой деятельности является то, что входящие в ее состав основные действия – действия порождения речевого высказывания и его восприятия и понимания включают целый набор (несколько десятков) взаимосвязанных между собой операций.
    В психологии речи, лингвистике и, разумеется, в психолингвистике принято дифференцировать операции по их предмету и предназначению. Так, принято выделять операции со знаками языка – языковые операции, семантические операции – операции со смысловыми единицами РВ («семами») и собственно речевые операции, обеспечивающие реализацию речевой деятельности (различные виды и формы речи). К речевым операциям, обеспечивающим механизм построения и реализации речевых действий (речевых высказываний), относятся операции сличения, выбора смысловых и языковых элементов, «набора» (составление целого из частей), а также перестановка, замена, построение высказывания по аналогии и др. Примером речевых операций является, в частности, выбор нужных элементов семантического комплекса (поля) в процессе лексического оформления высказывания. (126, 133).
    Операции в процессе речевой деятельности доводятся до автоматизма. Это, в свою очередь, способствуют доведению операционной стороны речевого действия до уровня навыка.
    Навык определяется в психологической теории деятельности как оптимальный качественный уровень выполнения действия или операции. Это такой уровень их выполнения, при котором сознание человека – субъекта деятельности – полностью или почти полностью сосредоточено на содержательной стороне этой деятельности. При этом субъект деятельности отвлекается, «абстрагируется» от технической стороны выполнения действий и операций.
    По аналогии с операциями, навык может быть языковым, если «автоматизируются» (доводятся до совершенства) средства формирования мысли и построения речевых высказываний, и речевым, если автоматизируются способы формирования и формулирования мысли, способы осуществления речевой коммуникации (И.А. Зимняя, 92, 94). К основным языковым навыкам (в лингвистике и психолингвистике) относятся:
    навыки отбора средств языка (главным образом слов и словосочетаний) при построении речевых высказываний для целей адекватного отображения предмета речи;
    навыки словоизменения (изменения слов по грамматическим формам) и, соответственно, навыки отбора словоформ (нужной грамматической формы слов);
    навыки правильного оформления грамматической связи слов в словосочетаниях, а также построения самих словосочетаний;
    навыки словообразования (образования одних слов от других с использованием различных способов – «языковых стратегий»);
    навыки правильного грамматического структурирования (оформления) предложений;
    навыки нормативного оформления грамматической связи между предложениями в составе текста.

    Соответственно к речевым навыкам в психолингвистике относят навыки смыслового анализа предмета речи и определения смысловых элементов содержания речевого высказывания; навыки речевого общения; навыки диалогической речи (диалогического общения); навыки монологических высказываний (а в их составе – навыки пересказа, составления рассказа-описания, рассказа-сообщения по наглядной опоре и др.). Подразделение навыков на языковые и речевые является достаточно условным, поскольку речевые навыки «включают» в свой состав языковые (так как без них невозможно нормативное построение речевых высказываний), а языковые навыки без их использования в речевой деятельности, в речевых действиях и операциях никакой самостоятельной ценности для человека не имеют. Вместе с тем дифференциация навыков на языковые и речевые играет существенную роль в методическом аспекте с точки зрения правильной организации «речевой работы», особенно применительно к практике логопедии. Специалисту, профессионально занимающемуся формированием речи детей (особенно в условиях патологии развития), очень важно осознанно и методически грамотно подходить к составлению программы коррекционно-педагогической работы, в структуре которой необходимо соблюдать строгий «баланс» приоритетов и задач «речевой работы», не допуская «перекосов» в собственно речевую или языковую работу и не умаляя значения обоих направлений в работе по формированию речи. Методический анализ программ коррекционной логопедической работы с разными категориями детей с нарушениями речи, предлагаемых разными авторами, должен проводиться логопедом-практиком также с учетом дифференциации речевых и языковых навыков.
    Не менее важным для коррекционного педагога является и знание параметров оценки сформированности навыка, которая пока еще не получила достаточного распространения в практике «речевой» (в т. ч. логопедической) работы. В этой связи важным является рассмотрение основных критериев сформированности навыка. К их числу относятся:
    правильность и качество выполнения действия или операции (применительно к речевому действию – соответствие содержания речевого высказывания целям РД, а его языкового оформления – нормам данного языка, т. е. языковой норме); отсутствие ошибок;
    оптимальная скорость (темп) выполнения действия и отдельных составляющих его операций;
    отсутствие направленности сознания на форму («техническую» сторону) выполнения действия;
    отсутствие напряжения и быстрой утомляемости;
    исключение промежуточных операций;
    устойчивость - качество и время выполнения действий (операций) должно оставаться неизменным в условиях усложнения (до определенного предела) деятельности, составной частью которой они являются.
    Следует особо подчеркнуть роль речевой практики в формировании речевых навыков. Все навыки (как языковые, так и собственно речевые) формируются при кратном выполнении речевых действий. Осуществление речевой деятельности предполагает при этом, что речевые действия должны быть доведены до такого уровня совершенства их выполнения, как «навык» (И.А. Зимняя, ).
    Таким образом, речевой навык - это речевое действие или операция, осуществляемые по оптимальным параметрам. «Такими параметрами являются бессознательность, полная автоматичность, соответствие норме языка, нормальный темп (скорость) выполнения, устойчивость…» (133, с. 221). Если по этим параметрам речевое действие или операция удовлетворяет потребностям речевой коммуникации, значит, обучающийся выполняет ее правильно, следовательно – речевой навык сформирован.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Аврутин С. Усвоение языка // Фундаментальные проблемы современной американской лингвистики. – М., 1997. С. 261–275.
    2. Ананьев Б.Г. К теории внутренней речи в психологии // Психология чувственного познания. – М., 1968.
    3. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. – М., 1968.
    4. Антипов Г.А., Донских О.Н., Марковина И.Ю., Сорокин Ю.А. Текст как явление культуры. – Новосибирск, 1989.
    5. Апресян Ю.Д. Идеи и методы структурной лингвистики. – М., 1960.
    6. Апухтин В.Б. Психолингвистический метод анализа смысловой структуры текста. Автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 1977.


    Содержание:

    Введение______________________ ______________________________ __стр.3

    Структура речевой деятельности__________ _______________________стр.3

    Функциональные стили современного русского литературного языка___стр.5

    Разговорный стиль речи____________________ ____________________стр.6

    Научный стиль речи ______________________________ __________стр.8

    Публицистический стиль речи__________________________ ________стр.11

    Официально-деловой стиль речи__________________________ ______стр.15

    Список используемой литературы____________________ ____________стр.17

    Введение

    Язык - это средство общения людей (средство коммуникации), орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, т. е. обладать речевой культурой;
    Наш язык велик, богат и могуч, он сохранил лучшие традиции прошлого и впитывает в себя лучшее, что характерно для наших дней.
    M. Горький писал: «язык - это первоэлемент, основной материал литературы», т. е. лексика, синтаксис, стиль речи – это первоэлемент, ключ к пониманию идеи и образов произведения.
    В настоящей работе я постарался разобраться во всем многообразии речевых коммуникаций, постарался систематизировать накопленный наукой материал по этой теме, постарался обобщить, иногда различающиеся, мнения ученых, и сделать собственные выводы опираясь на первоисточники и свой жизненный опыт.
    Тема работы очень актуальна в сегодняшние дни, т. к. на переломе политических и социальных преобразований происходит и интенсивное преобразование русского языка. Язык теряет свою уникальность, многообразие, чистоту, по мнению некоторых ученых происходит варваризация языка. Активизируются псевдоученые различного пошиба, такие как Пилевин, Сорокин, Лимонов и другие, появляются словари «Русское арго», «Жаргон гомосексуалистов», «Мат в русском языке конца ХХ столетия» и т. п..Настоящая русская культура «размывается» различными субкультурными направлениями. Очень мало стало носителей элитарного типа речи – людей владеющих всеми нормами литературного языка, выполняющих этические и коммуникативные нормы, все более входит в обиход фамильярно-разговорный тип речи, в том числе и в средствах массовой информации, и среди людей высокого ранга (политиков, депутатов, бизнесменов). В местах лишения свободы в среде осужденных имеет место «феня» - разновидность жаргонного стиля.
    Чтобы сохранить русский язык, а с ним и русскую культуру, нужно изучать его, нужно овладевать элитарным типом речи, нужно аккуратно относиться к богатству нашего языка, стараться приобщить к этому богатству своих детей, близких и окружающих. Для этого разговаривать и писать грамотно, корректно, не допускать самому и пресекать в окружении любое сквернословие.

    Структура речевой деятельности.
    Речевая деятельность как один из видов деятельности человека характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных этапов: ориентировки, планирования (в форме внутреннего программирования), реализации и контроля. В соответствии с этими этапами осуществляется каждое отдельное речевое действие.
    Исходным моментом любого речевого действия является речевая ситуация, то есть такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к высказыванию, например необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т.п. В реализации речевого действия выделяются следующие фазы:
    1. Подготовка высказывания. Началом акта речевой деятельности является осознание мотивов, потребностей и целей вступления в общение. Далее осуществляется вероятностное прогнозирование результатов высказывания на основе прошлого опыта и учета обстановки. У развитого в речевом отношении человека, с быстрыми реакциями, эти подготовительные действия протекают с большой скоростью на подсознательном уровне и завершаются созданием внутреннего плана высказывания, который может иметь различную степень обобщенности.
    2. Структурирование высказывания. Содержанием данной фазы является выбор слов, их расположение в нужной последовательности и грамматическое оформление. Эти операции, осуществляемые в оперативной речевой памяти, сопровождаются оценкой создаваемого высказывания и его корректировкой на уровне внутреннего плана.
    3. Переход к внешней речи. Осуществляется звуковое или графическое оформление высказывания. Это самая ответственная фаза речевого действия, она состоит в переходе от внутренней речи к внешней. Ошибки в таком переходе делают речь в глазах окружающих неполной, бессвязной, труднопонимаемой.

    Формы речи

    Различают две формы речи: устная речь;письменная речь.

    Устная речь - это речь, произносимая в процессе говорения; основная форма использования естественного языка в речевой деятельности.
    Для разговорного стиля литературного языка устная форма является основной, тогда как книжные стили функционируют и в письменной, и в устной форме (научная статья и устный научный доклад, выступление на собрании без заранее подготовленного текста и запись этого выступления в протоколе собрания).
    Важнейшей отличительной чертой устной речи является ее неподготовленность: устная речь, как правило, создается в ходе беседы. Однако степень неподготовленности может быть различной. Это может быть речь на неизвестную заранее тему, осуществляемая как импровизация. С другой стороны, это может быть речь на заранее известную тему, обдуманная в тех или иных частях. Устная речь такого рода характерна для официального публичного общения. От устной речи, т.е. речи, порождаемой в процессе говорения, следует отличать речь, читаемую или выученную наизусть; для этого вида речи иногда применяют термин "звучащая речь".
    В речи, рассчитанной на слушателя, часто меняется структурно-логический рисунок фразы, весьма уместными оказываются неполные предложения (экономящие силы и время говорящего и слушающего), допускаются попутные добавочные мысли, оценочные фразы (обогащающие текст и хорошо отделяемые от основного текста посредством интонации).
    Одним из наиболее существенных недостатков устной речи считается ее прерывистость (логическая, грамматическая и интонационная), заключающаяся в неоправданной остановке речи, в обрыве фраз, мыслей, а иногда - в неоправданном повторении одних и тех же слов. Причины этому бывают разные: незнание того, что надо говорить, неумение оформить последующую мысль, стремление исправить сказанное.
    Вторым из наиболее распространенных недостатков устной речи является ее нерасчлененность (интонационная и грамматическая): фразы следуют одна за другой без пауз, логических ударений, без четкого грамматического оформления предложений. Грамматико-интонационная нерасчлененность, естественно, сказывается и на логике речи: мысли сливаются, порядок их следования становится нечетким, содержание текста делается расплывчатым, неопределенным. Письменная речь - это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора. Письменная форма речи является основной для официально-делового и научного стилей речи, для языка художественной литературы. Публицистический стиль использует в равной мере письменную и устную формы речи (периодическая печать и телевидение).
    Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать свою речь, строить ее постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи. Такие черты устной речи, как повторы, незаконченные конструкции, в письменном тексте были бы стилистическими ошибками.
    Если в устной речи применяется интонация как средство смыслового выделения частей высказывания, то на письме используются знаки пунктуации, а также различные средства графического выделения слов, сочетаний и частей текста: использование иного типа шрифта, полужирный шрифт, курсив, подчеркивание, обрамление, размещение текста на странице. Указанные средства обеспечивают выделение логически важных частей текста и выразительность письменной речи.

    Функциональные стили современного русского литературного языка

    Слово стиль происходит от латинского STYLUS – остроконечная палочка. В древности для письма использовался инструмент, заостренный с одного конца и заточенный в виде лопаточки с другого (острием писали, а лопаточкой стирали написанное).

    В качестве принципа классификации функциональных стилей выдвигаются и разные функции языка. Так, В. В. Виноградов, выделяя стили по таким основным функциям языка, как общение, сообщение и воздействие, предлагает следующую классификацию: обиходно-бытовой стиль (функция общения); обиходно-деловой, официально-документальный и научный (функция сообщения), публицистический и художественно- беллетристический (функция воздействия). Такое соотнесение стилей с основными функциями языка целесообразно, однако оно не может быть положено в основу классификации, так как той или иной функции соответствует сразу два или несколько различных стилей, тем самым игнорируются дифференциальные признаки отдельных стилей.

    Сегодня слово стиль означает уже качество написанного.

    Можно охарактеризовать признаки каждого из стилей, придерживаясь следующей схемы:

    а) с какой целью говорим;

    б) в какой обстановке говорим;

    в) речевые жанры;

    г) языковые средства выражения;

    д) стилевые черты речи.

    Разговорный стиль

    Используется:
    а) для непосредственного, повседневного общения: делимся с окружающими нас людьми своими мыслями и чувствами, обмениваемся информацией по бытовым вопросам;
    б) в сфере бытовых отношений, в непринужденной, неофициальной обстановке; в) дружеская беседа, частный разговор, записки, частные письма;
    г) разговорная и просторечная лексика; д) характерны эмоциональность, образность, конкретность, простота речи.

    Научный стиль
    а) сообщение научных сведений, научное объяснение фактов; б) в официальной обстановке; в) научная статья, научный доклад, учебная литература, диссертация; г) терминологическая и профессиональная лексика;
    д) строгая логичность, объективность текста, смысловая точность; отвлеченность и обобщенность.

    Официально-деловой стиль

    а) сообщение, информирование;
    б) в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности);
    в) законы, приказы, постановления, резолюции, протоколы, акты, справки, инструкции, объявления, деловые бумаги (заявление, рапорт, докладная);
    г) официально-деловая лексика; устойчивые, стандартизированные обороты речи;
    д) точность, не допускающая иного толкования.

    Публицистический стиль

    а) функция воздействия через средства массовой коммуникации;
    б) в официальной обстановке; выступления в газетах и журналах, по радио и телевидению, на митингах и собраниях;
    в) статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь; г) общественно-политическая лексика;
    д) логичность речи и вместе с тем образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

    Стиль художественной литературы

    а) изображение и воздействие на читателя;
    б) в художественных произведениях;
    в) роман, повесть, рассказ, стихотворение, басня, поэма, драма, комедия, трагедия;
    г) использование всех богатств лексики;
    д) образность, эмоциональность, конкретность речи; использование возможностей разных стилей.
    А теперь рассмотрим каждый стиль более подробно.
    Разговорный стиль речи
    Под разговорным стилем речи понимают обычно особенности и колорит устно-разговорной речи носителей литературного языка. Разговорный язык сложился в городской среде, он лишен диалектных особенностей, имеет принципиальные отличия от литературного языка.
    Разговорный стиль представлен как в устной, так и в письменной форме – записками, частными письмами.
    Письма бывают разные: дружеские и деловые. В разговорном стиле выполнены в основном – дружеские, но и деловая переписка давних партнеров часто имеет элементы простого разговорного стиля. Обычно письмо письмо содержит основные компоненты: а) начало (дата, место, форма обращения к адресату);б) основная часть (деловая или сугубо личная информация; просьбы, предложения, пожелания; приветы родным и знакомым);в) конец (пожелания адресату, подпись; дата и местонахождение отправителя письма – если они не были указаны в самом начале).
    В лексике, словосочетаниях, устойчивых оборотах речи, в структуре предложений письма определяются признаки разговорного стиля.
    Устная форма разговорного стиля речи применяется в сфере бытовых и профессиональных отношений.
    Общие признаки: неофициальность, непринужденность общения; неподготовленность речи, ее автоматизм; преобладающая форма общения – диалог, но возможен и монолог.
    Эмоциональность, жесты, мимика, ситуация, характер взаимоотношений собеседников – все это влияет на особенности речи, позволяет экономить собственно языковые средства, сокращать языковый объем высказывания, упрощать его форму.
    Наиболее характерные языковые средства, создающие особенности стиля:
    В лексике и фразеологии – слова, имеющие разговорную окраску, в том числе бытового содержания; конкретная лексика; много слов и фразеологизмов с экспрессивно-эмоциональной окраской (фамильярных, ласкательных, неодобрительных, иронических). Ограничены: абстрактная, иноязычного происхождения, терминологическая лексика; книжные слова. Однако подавляющее количество слов – общеупотребительные, нейтральные.
    Синонимика (чаще ситуативная).
    Словообразовательные особенности разговорного стиля связаны с его экспрессивностью и оценочностью.
    Широко употребительны суффиксы субъективной оценки со значением ласкательности, неодобрения, увеличительности и др. (лапушка, солнышко, холодина, грязища); с окраской разговорности: -к- (ночевка, свечка), -яга (трудяга, деляга), -ятина (тухлятина, пошлятина), -ша (кассирша, дикторша).
    Образование прилагательных оценочного значения (глазастый, худющий, здоровенный), глаголов (пошаливать, поговаривать, здороветь, похудать).
    Для усиления экспрессии используется удвоение слов (большой-пребольшой, черный-черный).
    В морфологии: нет преобладания существительного над глаголом. Глаголы здесь встречаются чаще. Чаще (чем в художественном стиле речи) употребляются личные местоимения и частицы (в том числе разговорные ну, вот, ведь). Весьма употребительны притяжательные прилагательные (Петина сестра, Федорова жена). Причастия встречаются редко, деепричастия почти не встречаются. Редко употребляются краткие прилагательные.
    Среди падежных образований употребительны варианты форм родительного и предложного падежей на -у (из дому, в отпуску, нет сахарку).
    Тенденция: не склонять первую часть собственного имени (к Иван Иванычу), не склонять составные числительные (из триста сорок пять), склонять аббревиатуры (в ГУМе).
    Разнообразны временные значения глагола (прошедшее и будущее в значении настоящего). Широко используются глагольные междометья (прыг, скок, трах, бах).
    Характерные особенности синтаксиса: неполные предложения, вопросительные и побудительные предложения.
    Порядок слов в предложении свободный. Яркий разговорный характер имеют простые глагольные сказуемые, выраженные инфинитивом (она опять плакать); междометьем (а он бац об землю); повторением сказуемого (и пить не пьет, и делать не делает).
    В разговорной речи широко распространены безличные предложения.
    В устной речи большое значение имеют паузы, выделение голосом тех или иных слов (интонации, громкость), ускорение и замедление темпа речи, усиление и ослабление силы голоса.
    В устной разговорной речи много своеобразных оборотов, не свойственных книжной речи. Например: Люди как люди; Дождь так и льет; А еще товарищем назывался; Что за человек!; Хорош помощник!
    Разговорный стиль характеризуется богатыми изобразительными и выразительными возможностями языка. К средствам речевой выразительности часто обращаются поэты, писатели, публицисты.
    По моему мнению к этому стилю как подстиль можно отнести и жаргон или сленг (устная разговорная речь людей из различных социальных групп). Хотя мнение разных авторов на эту тему сильно различается от полного игнорирования жаргона как стиля устного общения, до возведения его в статус особого языка, со всеми присущими языку атрибутами.
    Сегодня это своеобразная речь тинейджеров (продвинутой молодежи). Например: «У тебя прикольные родаки» означает: «Утебя хорошие родители».
    По-своему разговаривают между собой и представителей хакерского сообщества (активные пользователи сети интернет). «Вчера крякнул классную прогу» - «Вчера нарушил защиту от несанкционированного использования и копирования у хорошей программы»; «Пролил кофе на клаву – накрылась мама» - «Пролил кофе на клавиатуру – вышла из строя материнская плата (главная плата системного блока ПК).
    Особый жаргон – «феня» у представителей преступного мира и заключенных ИУ, в их речи «накатать маляву» означает: написать записку, жалобу.
    Некоторые слова – жаргонизмы употребляют учащиеся (кол – оценка «1»); студенты (пара – сдвоенная лекция, хвост – несданный экзамен, зачет); водители (подкрылки – защитные щитки арок колес, баранка – руль) и т. д.
    Знание жаргона, хорошее владение им – это своеобразный пароль для доступа в определенную социальную среду, получение кредита доверия ее членов. Это немаловажный момент в работе правоохранительных органов и служащих УИН.
    Научный стиль речи
    К научному стилю речи относится такой вид литературы, как статьи в научных журналах и сборниках, монографии, диссертации, энциклопедии,словари, справочники, учебная литература. Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях также являются образцами научного стиля речи.
    Самой общей специфической чертой этого стиля речи является логичность изложения. Этим качеством должно обладать любое связное высказывание. Но научный текст отличается подчеркнутой, строгой логичностью. Все части в нем жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте.
    Это осуществляется средствами, типичными для научной речи: связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательным местоимением. На последовательность развития мысли указывают и наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее; а также вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, наоборот; союзы: так как, потому что, чтобы, поэтому. Преобладание союзной связи подчеркивает большую связь между предложениями.
    Другим типичным признаком научного стиля речи является точность. Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. В научном стиле считается нормой повторение ключевых слов.
    Отвлеченность и обобщенность непременно присутствуют в каждом научном тексте. Поэтому здесь широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить. В текстах часто встречаются слова с отвлеченным значением, например: пустота, скорость, время, сила, количество, качество, закон, число, предел; нередко используются формулы, символы, графики, условные обозначения, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи.
    Характерно, что даже конкретная лексика здесь выступает для обозначения общих понятий. Береза хорошо переносит морозы, т.е. не единичный предмет, а порода деревьев – общее понятие. В художественной речи та же береза не является понятием или термином, она – словесный художественный образ (сравнение, олицетворение);
    Для научного стиля речи характерно множественное число от абстрактных и вещественных существительных: длины, величины, частоты; частое употребление слов среднего рода: образование, свойство, значение. Не только существительные, но и глаголы обычно используются не в своих конкретных значениях, а в обобщенно-отвлеченном значении.
    В научной литературе, особенно математической, форма будущего времени часто лишена своего грамматического значения: будет=есть, является.
    Глаголы настоящего времени тоже не всегда получают знач
    и т.д.................

    Семинар.

    Понятие речевой деятельности трактуется нами в контексте теории А. Н. Леонтьева, что означает фиксирование, с одной стороны, ее психологического содержания (то есть предмета, средств, способов, продукта и результата, специфических для речевой деятельности) и потребности как предпосылки всякой деятельности. С другой стороны, такой подход предполагает анализ процессуальной стороны (фазовости) и внешней структуры (или операционально-мотивационных планов деятельности). По предложенному нами определению, речевая деятельность есть активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи и (или) приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли (волеизъявления, выражения чувств), направленный на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения.

    Говоря о внутренней структурной организации речевой деятельности, прежде всего отметим, что всякая деятельность человека, согласно теории А. Н. Леонтьева, и речевая деятельность, если она рассматривается в качестве таковой, определяются трехфазностью. В эту структуру входит побудительно-мотивационная, ориентировочно-исследовательская (аналитико-синтетическая) и исполнительная фазы.

    Первая фаза (этап) реализуется сложным взаимодействием потребностей, мотивов и цели деятельности как будущего ее результата. Источником речевой деятельности во всех ее видах является коммуникативно-познавательная потребность. Эта потребность, находя себя в предмете речевой деятельности, в качестве которого выступает мысль, становится внутренним коммуникативно-познавательным мотивом этой деятельности.

    Вторую фазу деятельности составляет ее ориентировочно-исследовательская (или аналитико-синтетическая, по С. Л. Рубинштейну) часть, направленная на «исследование условий деятельности, выделение предмета деятельности, раскрытие его свойств, привлечение орудий деятельности и т. п.». Аналитико-синтетическая фаза деятельности предполагает выбор и организацию средств и способов осуществления деятельности. Это - фаза планирования, программирования и внутренней языковой организации речевой деятельности при помощи ее средств и способов.

    Третья фаза всякой деятельности - исполнительная, реализующая. При рассмотрении этой фазы в речевой деятельности важно отметить, что она может быть внешне выраженной и внешне не выраженной. Так, например, исполнительная фаза слушания внешне не выражена, тогда как исполнительная, моторная часть деятельности говорения очевидна, она внешне ярко выражена в артикуляционных движениях говорящего или в моторных движениях руки пишущего и затем в акустическом (графическом) эффекте.


    Структура речевой деятельности.

    Речевая деятельность состоит из речевых действий (актов). В лингвистике наиболее известна схема речевого акта, предложенная Р. О. Якобсоном. Она включает следующие основные компоненты: говорящий (адресант), слушающий (адресат), контекст (обстановка, в которой производится высказывание, допустим, официальное собрание, семейный обед), передаваемая информация (сообщение).

    Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека – использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива.

    Речью называют и речевые умения, и речевой акт, и результат речи – текст, и даже саму речевую деятельность – языковую способность и речевое поведение.

    Речевая деятельность определяется мотивами и целью, состоит из ведущего и фонового уровней, включает образ результата и регуляцию промежуточных этапов. Речевая деятельность, как один из видов деятельности человека, характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных этапов: ориентировки, планирования (в форме внутреннего программирования), реализации и контроля. В соответствии с этими этапами осуществляется каждое отдельное речевое действие. Исходным моментом любого речевого действия является речевая ситуация, то есть такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к высказыванию, например, необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т.п. В реализации речевого действия выделяются следующие фазы:

    1. Подготовка высказывания. Началом акта речевой деятельности является осознание мотивов, потребностей и целей вступления в общение. Далее осуществляется вероятностное прогнозирование результатов высказывания на основе прошлого опыта и учета обстановки. У развитого в речевом отношении человека, с быстрыми реакциями, эти подготовительные действия протекают с большой скоростью на подсознательном уровне и завершаются созданием внутреннего плана высказывания, который может иметь различную степень обобщенности.

    2. Структурирование высказывания. Содержанием данной фазы является выбор слов, их расположение в нужной последовательности и грамматического оформления. Эти операции, осуществляемые в оперативной речевой памяти, сопровождаются оценкой создаваемого высказывания и его корректировкой на уровне внутреннего плана.

    3. Переход к внешней речи. Осуществляется звуковое или графическое оформление высказывания. Это самая ответственная фаза речевого действия, она состоит в переходе от внутренней речи к внешней. Ошибки в таком переходе делают речь в глазах окружающих неполной, бессвязной, труднопонимаемой.

    Поскольку человек является существом общественным, то развитие его сознания невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми.

    Сознание человека формируется в процессе межличностного общения и совместной деятельности людей. Само слово «общение» по своей этимологии подразумевает наличие некой общей системы передачи информации от человека к человеку. В процессе филогенеза сформировалась такая система – человеческая речь. Именно благодаря речи содержание сознания одного человека становится доступным для других людей.

    Психология рассматривает речь , прежде всего как одну из высших психических функций человека, во всем диапазоне ее взаимосвязей с другими психическими функциями – мышлением, эмоциями, памятью и т. д. В контексте деятельностного подхода отечественная психология рассматривает речь как речевую деятельность . Она выступает:

    В виде целостного акта деятельности, если имеет собственную мотивацию, которая не может быть реализована никакими другими видами деятельности

    В виде отдельных речевых действий, сопровождающих любую другую деятельность человека. Пример для сравнения – речь человека, говорящего по телефону ради собственно общения и речь диспетчера поездов в процессе координации движения множества составов.

    Структура речевой деятельности совпадает со структурой любой другой деятельности. Она включает мотивацию, планирование, реализацию и контроль. В отличие от предметной деятельности здесь эти фазы могут быть очень сжаты во времени. Иногда в ситуациях эмоционального возбуждения фаза планирования речевой деятельности практически отсутствует. Это о таких случаях говорят: «Сначала сказал, а потом подумал».

    Речь непосредственно связана с языком, который является инструментом ее опосредования. Он представляет собой систему знаков, передающих информацию в устной и письменной форме. Язык является средством общения и абстрактного мышления . Для устной речи язык – это слова и способы их формообразования. Для письменной – правила соединения слов в словосочетания и предложения, соединение предложений в сложные предложения, типы словосочетаний и предложений, а также пунктуация и орфография – системы, образующие правописание.

    Слово как знак, обусловливающий человеческое общение и мышление, обладает таким объективным свойством, как значение, т. е. отношение к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, каким образом он представлен в сознании субъекта. Помимо объективного значения, слово имеет личностный смысл. Он обусловлен тем, какое место занимают в жизнедеятельности и сознании человека данный предмет или явление, а также отношением человека к этому объекту. Таким образом, слова являются сплавом чувственного и смыслового (семантического) содержания.

    Изучением процесса функционирования индивидуальной системы значений занимается специальная отрасль психологии – психосемантика .

    Исходя из вышесказанного, можно подвести итог – язык обладает тремяосновными функциями . Во-первых, он является средством общения, во-вторых, средством накопления, передачи и усвоения общественно-исторического опыта, в-третьих, язык – это орудие интеллектуальной деятельности и в целом функционирования основных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения.

    Выполняя первую функцию, язык дает возможность субъекту общения оказывать прямое или косвенное воздействие на поведение и деятельность собеседника. Прямое воздействие осуществляется в том случае, когда собеседнику непосредственно указывается, что он должен сделать, косвенное – когда ему сообщается необходимая для его деятельности информация. Вторая функция обусловлена тем, что язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений. Третья функция обусловлена тем, что именно посредством языка человек осуществляет любую осознанную психическую деятельность.

    Речь и язык представляют собой взаимопроникающие системы. Они одновременно и едины, и различны. Они являются двумя аспектами единого процесса. Речь – это деятельность общения – передачи объективной или субъективной информации. Таким образом, речь – это язык в действии. Языки, не используемые в разговорной речи, называют мертвыми (например, латынь).

    Надо отметить интересную особенность анатомо-физиологической основы языка и речи. Речь имеет центральные и периферические аппараты. Периферические аппараты – гортань, язык (в анатомическом смысле), голосовые связки. У человека они развиты настолько, чтобы не только произносить слова, но и придавать им различную интонацию, различное выражение и т. п.

    Ну а центральные органы, или «центры речи» – это еще более загадочная вещь. У народностей, которые строят свою речь на основе латиницы, кириллицы и подобных систем письменности, за речь отвечают отделы левого, «рационального», полушария головного мозга. А у народностей, письменность которых представляет собой иероглифы, языком «заведует» правое, «образное», полушарие. Это явление замечательное и до сих пор психологами полностью не изученное.

    1. Сигнификативная (или номинативная). Это функция «называния», сущность ее заключается в том, чтобы давать названия, обозначать объекты как окружающей действительности, так и внутренних процессов, присущих человеку. Таким образом, взаимопонимание в процессе человеческого общения основывается на единстве обозначения предметов и явлений как говорящим, так и воспринимающим речь. Этим общение людей отличается от общения животных, не имеющих системы обозначений, равно как и абстрактного мышления. Их общение происходит на уровне звуковых или иных сигналов, воздействующих непосредственным образом на рефлексы.

    Надо отметить также еще одну особенность сигнификативной функции. Именно она обусловливает тот факт, что люди понимают друг друга, несмотря на многообразие языков, ведь сущность сигнификации (обозначения) одинакова для всех людей.

    2. Функция обобщения . Она заключается в выделении существенных признаков предметов и объединении их в группы, поскольку слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов, и всегда является носителем их существенных признаков. Данная функция непосредственным образом связана с мышлением.

    3. Коммуникативная функция обеспечивает передачу знаний, отношений, чувств и соответственно делится на информационную, волеизъявляющую и экспрессивную . Эта функция выступает в первую очередь как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми, или письменную речь (книги, письма и т. п.). Это отличает ее от двух первых функций, которые имеют отношение к внутренним психическим процессам.

    Информационный аспект коммуникативной функции тесно связан с двумя первыми функциями – он проявляется в обмене информацией между субъектами общения.

    Выразительный аспект речи помогает передать чувства и отношения говорящего как к передаваемому сообщению, так и к самому собеседнику или аудитории.

    Волеизъявительный аспект коммуникативной функции представляет собой способность при помощи речевой деятельности воздействовать на собеседника или аудиторию, в результате чего последние воспринимают мнение, отношение говорящего, до определенной степени подчиняются его воле. Именно о людях, наделенных сильной волеизъявительной способностью, обычно говорят, что они наделены харизмой.

    Рассмотрим виды речи и их отличительные особенности. Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя и внутренняя . Основное деление – это речь внутренняя и внешняя.

    Внешняя речь подразделяется на письменную и устную. Устная же речь в свою очередь включает в себя речь монологическую и диалогическую.

    Внутренняя речь не направлена на непосредственное общение человека с другими людьми. Это беззвучная речь, протекающая скорее как мыслительный процесс. Есть две ее разновидности: собственно внутренняя речь и внутреннее проговаривание . Проговаривание – вполне развернутая речь. Это просто мысленное повторение каких-либо текстов (например, текста предстоящего доклада, выступления, заученного наизусть стихотворения и иного в условиях, когда неудобно такое повторение вслух).

    Собственно внутренняя речь свернута. Она более похожа на конспект, содержащий основные, несущие смысл члены предложения (иногда это только одно сказуемое или подлежащее). Внутренняя речь является основой планирования как практической, так и теоретической деятельности. Поэтому, несмотря на ее фрагментарность, отрывочность, в ней исключены неточности при восприятии ситуации. Онтогенетически внутренняя речь является интериоризацией внешней речи и служит основой развития словесно-логического мышления.

    Внешняя речь бывает устной и письменной . Устная речь в первую очередь звуковая. Но нельзя исключить и значение жестов. Они могут и сопровождать звуковую речь, и выступать в качестве самостоятельных знаков. В данном случае не имеется в виду сурдо-речь как отдельный самостоятельный язык и полноценная система коммуникации. Мы говорим о жестикуляции в повседневном смысле. Отдельные жесты могут быть эквивалентом слов и иногда даже передавать достаточно сложные смыслы в условиях, когда звуковая речь не может быть применена. Общение при помощи жестов и мимики относится к невербальному типу общения, в отличие от вербального (словесного). Язык жестов разнообразен. В разных странах один и тот же жест может иметь разный смысл. В любом своем проявлении устная речь – это, как правило, речь-беседа, непосредственное контактирование с собеседником или аудиторией.

    Письменная речь имеет другую функцию. Она чаще рассчитана на передачу более отвлеченного содержания, не связанного с конкретной ситуацией и конкретным собеседником. Хотя нельзя не отметить, что время вносит свои коррективы – отмирает эпистолярный жанр, зато мощно развивается сетевое общение.

    Как уже упоминалось, устная речь имеет две формы .

    Более распространена диалогическая форма . Диалог по определению – это непосредственное общение двух или нескольких человек, обмен содержательными репликами и информацией познавательного или эмоционального характера между его участниками. Диалогическая речь отличается тем, что это речь, поддерживаемая собеседниками, она может включать в себя вопросы, ответы, может реагировать на изменение ситуации.

    Монологическая речь – совсем другое проявление устной речи. Здесь происходит относительно долгое последовательное изложение некоей системы мыслей, знаний одним лицом. Чтение лекции перед многочисленной аудиторией (когда отсутствует непосредственный контакт между лектором и слушателями) является характерным примером. Или монолог актера, который не прерываем ни репликами партнеров, ни, разумеется, вопросами зрителей. Монологическая речь тоже подразумевает общение, но это общение носит уже совсем другой характер. Например, для монолога неприемлемо неправильное построение фраз. Кроме того, возникают особые требования к темпу речи, громкости ее звучания, внятности. Содержательный аспект монолога должен сочетаться с его выразительностью, что достигается и языковыми средствами, и мимикой, и жестами, и интонациями голоса.

    Возвращаясь к характеристикам письменной речи, надо отметить, что она имеет своей основой монологическую речь, так как в ней отсутствует непосредственная обратная связь с собеседником. Но в отличие от монологической устной речи письменная речь очень ограничена в средствах выразительности, поэтому основными в ней являются содержательная сторона и грамотность изложения.

    Помимо перечисленных видов речи, некоторые психологи выделяют еще речь активную и пассивную . Они могут существовать и в устной, и в письменной форме. Активная речь представляет собой процесс передачи информации. Сама активность заключается в необходимости речепорождения. Пассивная же речь является процессом восприятия информации, заложенной в чьей-либо активной речи. Это могут быть выслушивание, адекватное понимание, а в случае восприятия письменной речи – прочтение, повторение про себя.