Войти
В помощь школьнику
  • Мудрые и глубокие цитаты из «Маленького принца Интересные факты о произведении
  • " юфп йнем ч чйдх йеыхб ч тпнбое н
  • «казаки – народ удалый Некоторые понятия происхождения названий казачества
  • Самая большая чёрная дыра в известной Вселенной
  • "Теория деятельности": кратко о главном
  • Некрасов И в ту же ночь пошел я в сад
  • Цитаты о чтении. Текст как рождение собственных мыслей Чтение есть создание собственных мыслей

    Цитаты о чтении. Текст как рождение собственных мыслей Чтение есть создание собственных мыслей

    Чтение – искусство генерировать мысли с небольшими вспомогательными толчками в своем безудержном сознании. – Эмиль Фаге

    Каждый человек, умеющий разбираться в чтении – это мощный, расширяющий возможности себя и улучшая других, может сделать свою жизнь яркой и не унылой. – Олдос Хаксли.

    Чтение в глубины нашего сознания, позволяет нам читать понимая книгу для себя по новому, а не как мы слушаем смысл от других читателей. – Марк Фабий Квинтилиан.

    Чтение – есть самое главное в жизни обучение – Пушкин А. С.

    Человек, который проводит свои часы за чтением, способен изменить свое сознание, это уже было видно. – Роджер Розенблатт.

    Достижение у человека виде тяги к чтению – это лучший подарок сделанный человеку, ведь он может увидеть все что угодно в книге. – Элизабет Хардвик.

    Перечитывая классическую литературу, читатель не увидет в книге ничего нового, но посмотря в себя увидит то, что не видел до этого. – Клифф Фадиман.

    Продолжение красивых цитат читайте на страницах:

    Книга - великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться. – А.А. Блок

    Чтение является одним из основных инструментов жизни, хорошей жизни. – Джозеф Аддисон.

    Я не могу жить без книг. – Томас Джефферсон.

    Образованный человек никогда не читает - он перечитывает. – Жорж Элгози

    Существует искусство чтения, а также искусство мышления и искусство письма. – Кларенс Дей.

    В книгах существует больше сокровищ, чем во всей добыче пиратов на Острове сокровищ. – Уолт Дисней.

    Бывает, что я читаю книгу с удовольствием и при этом ненавижу ее автора.

    Всеобщее образование породило массу людей, которые умеют читать, но не умеют понять, что стоит читать. – Джордж Тревельян

    Ничто так не портит прочтение книги, как просмотр кинофильма, снятого по ее мотивам. – О. Кузнецов

    Каждая книга – кража у собственной жизни.Чем больше читаешь, тем меньше умеешь и хочешь жить сам. – М. Цветаева

    Книга есть способ существования сериалов вне телевидения. – Л. Левинсон

    Читайте прежде всего лучшие книги, а то вы и совсем не успеете прочесть их. – Яков Борисович Княжнин

    Никогда не читайте книгу только потому, что начали её читать. – Джон Уизерспун.

    Чем больше вы читаете, тем больше узнаёте. Чем больше узнаёте, тем больше мест становится открытыми для вас. – Доктор Сьюз.

    У людей власти нет времени на чтение, но люди, которые не читают, непригодны для власти. – Майкл Фут.

    Любить чтение - это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения. – Монтескье

    Чтение является одним из способов мышления умом другого человека, это заставляет вас развивать ваш собственный ум. – Чарльз Скрибнер младший.

    Чтение делает человека знающим, беседа - находчивым, а привычка записывать - точным. – Бэкон Ф.

    Что приобретается при чтении посредством пера - превращается в плоть и кровь. – Сенека

    Никто ничего не читает; если читает, ничего не понимает; если понимает, немедленно забывает. – Сиддхартха Гаутама (Будда)

    Надо развивать ум, читая много, а не многих авторов. – Квинтилиан

    Мы читаем, чтобы знать, что не одиноки. – К. С. Льюис.

    В книгах мы жадно читаем о том, на что не обращаем внимания в жизни. – Эмиль Кроткий

    Читайте так, будто вкушаете фрукт или смакуете вино, или наслаждаетесь дружбой, любовью или жизнью. – Джордж Герберт.

    Любовь к чтению есть обмен часов скуки на часы наслаждения. – Шарль де Монтескье.

    Большая библиотека скорее рассеивает, чем поучает читателя. Гораздо лучше ограничиться несколькими авторами, чем необдуманно читать многих. – Сенека

    Я бы никогда не читал книгу, если бы у меня была возможность поговорить полчаса с человеком, который её написал. – Вудро Т. Вильсон.

    Читайте, чтобы жить. – Генри Филдинг.

    Я делю всех читателей на два класса: тех, кто читает, чтобы запомнить, и тех, кто читает, чтобы забыть. – Уильям Лайон Фелпс.

    Никогда книги не излучали столько света, как в кострах инквизиции. – В. Голобородько

    Чтение хороших книг - это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли. – Декарт

    Каждый читатель, если он обладает сильным умом, вчитывается в книгу, и объединяет свои мысли с мыслями автора. – Иоганн Вольфганг фон Гёте.

    В наш век люди слишком много читают, это мешает им быть мудрыми. – О. Уайльд

    Многие хвалят одни книги, но читают все же другие. – Марциал

    Чтение – для ума, упражнения – для тела. – Джозеф Аддисон.

    Быстрое чтение полезно, если вам нужно прочесть Британскую энциклопедию. Вот только чем занять остальную часть вечера? – Роберт Орбен

    Чтение после определённого возраста слишком сильно отвлекает ум от своей творческой деятельности. Любой человек, который читает слишком много, и использует свой мозг слишком мало, попадает в ловушку ленивого мышления. – Альберт Эйнштейн.

    Мы слишком много живем в книгах и недостаточно в природе. – А. Франс

    Я ни во что не ставлю чтение без всякого удовольствия. – Цицерон

    Дом без книг, как тело без души. – Марк Туллий Цицерон.

    Сколько бы мудрых слов ты ни прочел, сколько бы ни произнес, какой тебе от них толк, коль ты не применяешь их на деле? – Сиддхартха Гаутама (Будда)

    Поистине, многие люди читают только для того, чтоб иметь право не думать. – Лихтенберг Г.

    Есть книги, которые надо только отведать, есть такие, которые лучше всего проглотить и лишь немного - разжевать и переварить. – Ф. Бэкон

    Читайте много, но не множество книг. – Бенджамин Франклин.

    Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты, это правда, но я узнаю тебя лучше, если ты скажешь мне, что ты перечитываешь. – Франсуа Мариак.

    Вовремя прочитанная книга – огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник. – П.А. Павленко

    Читатели читают, а почитатели почитывают. – Александр Жуков

    Если человек не может наслаждаться чтением книги снова и снова, нет никакого смысла в чтении вовсе. – Оскар Уайльд.

    Причина того, что люди так мало запоминают из того, что они читают, заключается в том, что они слишком мало думают сами. – Георг Лихтенберг

    Интересные книги читают, гениальные – перечитывают.

    Книга представляет собой историю для ума. Песня – историю для души. – Эрик Пио.

    Помимо живого человека, нет ничего более удивительного, чем книга. – Чарльз Кингсли.

    Есть люди, которые читают лишь для того, чтобы находить у писателя ошибки. – Вовенарг

    Книги нужны, чтобы напоминать человеку, что его оригинальные мысли не так уж новы. – А. Линкольн

    Бывают моменты, когда я думаю, что чтение, которым я занимался в прошлом, не оказало на меня влияния, разве что омрачило мой ум и сделало меня нерешительным. – Робертсон Дэвис.

    Читайте в первую очередь классические произведения, иначе вы не успеете это сделать! – Торо Г.

    Искусство чтения состоит в том, чтобы знать, что пропустить. – Филип Хамертон

    Все хорошие книги сходны в одном, – когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и останется. – Э. Хемингуэй

    В хорошей книге больше истин, чем хотел вложить в нее автор. – М. Эбнер-Эшенбах

    Чтение это мышление чужой головой, а не своей собственной. – Артур Шопенгауэр.

    Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное. – Достоевский Ф. М.

    Если мы сталкиваемся с человеком редкого ума, мы должны спрашивать его, какие книги он читает.

    Выбирать книги для своего и чужого чтения - не только наука, но и искусство. – Сергей Довлатов.

    Единственная книга, которая меня интересует, - это Учебник психиатрии Бумке. На мой взгляд, в ней есть всё, что надо знать о человеке. Говорят: читайте Библию, вот книга книг. Но кто способен понять Библию, если он не прочтёт сначала Бумке? – Луи-Поль Боон

    Вы не должны жечь книги, чтобы уничтожить культуру. Просто заставьте людей не читать их. – Рэй Брэдбери.

    Никто никогда не покончил с собой, читая хорошую книгу, но многие пытались при попытке написать. – Роберт Бирн.

    Нет лучшего средства для освежения ума, как чтение древних классиков; стоит взять какого-нибудь из них в руки, хотя на полчаса, - сейчас же чувствуешь себя освеженным, облегченным и очищенным, поднятым и укрепленным, - как будто бы освежился купаньем в чистом источнике. – Шопенгауэр А.

    Чтение есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей. – Н.А. Рубакин

    Как сформировать у учащихся полноценное умение работать с текстом? Рассмотрим методические рекомендации по содержательному анализу, переработке и использованию текстовой информации на уроках гуманитарного цикла. В подрубрике «Практика» предложен конкретный пример заданий по истории, русскому языку и географии к тексту об Отечественной войне 1812 года.

    ДОБРОТИНА,

    сотрудник

    Основой основ практической работы по формированию предметных и метапредметных умений учащихся в процессе обучения является сам текст: текст учебника, включающий разные способы представления информации - основной и дополнительный текст, таблицы, графики, карты, диаграммы, рисунки; текст рассказа учителя; тексты разных стилей и типов речи, создаваемые учащимися, - сочинения, устные сообщения по теме, представления результатов проектных и исследовательских работ, рефераты, конспекты, планы и так далее.

    Об особой роли текстов в интеллектуальном развитии личности говорят многие учёные, методисты. Так, например, афористичное высказывание русского писателя и книговеда Н.А. Рубакина о том, что «чтение есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей», перекликается с мыслью И.Я. Лернера, что «неумение думать над текстами с детства закрепляет стереотипное мышление».

    Через некоторые функции текста определяется само понятие интеллекта в работах Ю.М. Лотмана: передача новой информации (текстов); создание новой информации (то есть создание текстов, не выводимых однозначно по заданным алгоритмам из уже имеющихся, а обладающих определённой степенью непредсказуемости); память как способность хранить и воспроизводить информацию (тексты). Учёный подчёркивает, что «для функционирования интеллекта требуется другой интеллект», «интеллект всегда собеседник».

    Однако часто текст не становится таким собеседником для учащихся, чтение не побуждает к созданию собственных мыслей: при выполнении задания передать некую информацию в форме рассказа (информацию параграфа, текст проектной или исследовательской работы) учащиеся склонны к прямому цитированию текста оригинала, свободный пересказ с интерпретацией событий даётся им очень тяжело. То есть процессы порождения и понимания речи, являющиеся главными в речевой деятельности человека, затруднены. Понимание включает в себя использование языкового знания (знание языка высказывания); построение гипотетических интерпретаций воспринимаемой речи, которое идёт параллельно процессу восприятия; освоение сказанного; интерпретацию намерений автора; соотнесение принимаемой информации с уже имеющейся.

    Именно культуре работы с текстом, работе с информацией, переданной в той или иной системе знаков, должно уделяться внимание на уроках гуманитарного цикла. Читая текст, человек познаёт связи между предметами объективной реальности не непосредственно, а через слово, через отражение этих опосредованных связей в тексте.

    Понимание текста невозможно без усвоения законов или правил, норм построения самого текста как особой объективной реальности. Это и есть тот инструментарий, которым должен владеть ученик-читатель. Овладение этим инструментарием осуществляется в основном на уроках русского языка, однако сформированные умения должны находить подкрепление на уроках истории, обществознания, географии. Федеральный государственный образовательный стандарт ставит задачу овладения учащимися умениями работать с информацией, причём эти умения находятся на пересечении предметных и метапредметных областей.

    Характеризуя умения работать с информацией, отметим, что есть определённые, но незначительные отличия в умениях, используемых при работе с информацией, представленной или зафиксированной в различных видах (например, письменная/устная речь; текст/таблица/график/карта). Гораздо важнее, на наш взгляд, рассмотреть группы умений, соотносимых с выделением основных этапов работы с информацией: поиск - восприятие - осознание - переработка - передача/использование. Данная классификация наиболее полно отражает деятельностный подход, на который ориентируют ФГОС второго поколения. Знание основных видов и умений, которыми последовательно должен овладеть учащийся, позволит учителю организовать работу по освоению информации. При этом желательно, чтобы и учащиеся понимали, какие виды умений им необходимы для успешной работы с информацией, представленной в различных формах.

    Эта стадийность позволяет выделить следующие группы умений:

    • умение поиска информации (в библиотеках, каталогах, словарях и справочниках, географических и исторических атласах, то есть в различных источниках информации, включая СМИ и ресурсы Интернета);
    • умение восприятия информации (восприятие вербальной информации - аудирование, текстовой - чтение, восприятие графической, числовой, схематической информации);
    • умение осознания информации (понимание основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации текста);
    • умение переработки информации (умение, основанное на логических операциях анализа, сравнения, синтеза, аналогии, и умение семантического (обобщение) и лексического (совмещение, свёртывание) изменения информации);
    • умение передачи/использования информации (представление информации в виде развёрнутых планов, выписок, конспектов, аннотаций, рефератов, выступление перед аудиторией с сообщением, докладом).

    Приведём примеры заданий, которые могут быть предложены учащимся на различных этапах работы с информацией.

    I. Задания, направленные на развитие умений воспринимать и осознавать информацию текста:

    1. Вставьте на месте пропусков в … абзаце необходимые по смыслу слова. (Объясните, как вы понимаете значение слов, замените их синонимами.)
    2. Предположите, о чём должна идти речь в тексте, по выписанным из текста ключевым словам.
    3. Выполните работу по разметке текста. (Поставьте знак «?» там, где заканчивается мысль, требующая, на ваш взгляд, осмысления и постановки вопроса; запишите вопрос, который вам хотелось бы задать.)
    4. Подчеркните главную информацию в тексте. В каждом ли предложении есть такая информация?
    5. Подчеркните слова и выражения, которые помогают вам следить за тем, как идёт развитие мысли в тексте.
    6. Укажите номера предложений, которые, на ваш взгляд, должны стать началом нового абзаца (в тексте, представленном без абзацного членения).
    7. Укажите номера предложений, являющихся лишними в данном тексте (в тексте с намеренно включённой лишней информацией).
    8. Укажите номера предложений (абзацев), в которых дана неверная информация (с точки зрения развёртывания логики текста).
    9. Дайте название данному тексту.
    10. Придумайте тему выступления, сообщения, при работе над которой вам потребовались бы факты, примеры из данного текста.
    11. Восстановите последовательность предложений (абзацев), восстановите связи между предложениями абзаца.

    II. Задания, направленные на развитие умений перерабатывать и использовать информацию текста:

    1. Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти).
    2. Сократите текст, передав его содержание в одном-двух предложениях.
    3. Уберите в тексте лишнюю, с вашей точки зрения, информацию.
    4. Дополните текст своими примерами (описаниями, аргументами), например: расскажите о творчестве одного из художников; включите рассуждение о том, существует ли связь и преемственность с золотым веком русской культуры.
    5. Разверните представленный абзацный зачин в абзац.
    6. Составьте предложение или небольшое сообщение с опорой на словосочетание (предложение).
    7. Найдите в тексте тезис и доказательства, перестройте текст таким образом, чтобы доказательство стало выводом, следствием из приведённых примеров.
    8. Допишите текст (текст представлен без вступления и/или заключительного абзаца).
    9. Соедините абзацы (предложения), вставив подходящие по смыслу вводные слова и выражения.
    10. Напишите свой текст на основе нескольких текстов, других источников информации (карт, схем, графиков), дающих фрагментарное представление об одном и том же факте или явлении, используя суммарную информацию этих текстов (источников информации).

    Безусловно, использование отдельных заданий не будет столь эффективным, как целенаправленная работа в данном направлении, поэтому предлагаем методический материал к проведению уроков, цель которых - развитие умений перерабатывать и использовать информацию в соответствии с учебной задачей.

    Работа с предлагаемыми текстами может быть организована в парах, группах на одном уроке, например на уроке истории, географии, русского языка. Тогда группы получают свою «специализацию» - филологи, историки, географы. Другой вариант организации работы - один и тот же текст используется на разных уроках, например, в течение недели учащиеся на каждом уроке выполняют только задания одной предметной области. (К примеру задания приводим вариант его выполнения.) Таким образом создаются условия для овладения учащимися фоновыми знаниями культурно-исторического характера для более точного понимания содержания текста. При любом способе организации работы накопление предметных знаний и совершенствование метапредметных умений идёт с синергетическим эффектом.

    Форма работы : групповая, индивидуальная.
    Прогнозируемый результат :

    • развитие умений работать с информацией, представленной в разном виде, - ключевых умений, являющихся основой совершенствования коммуникативных действий учащихся;
    • развитие у учащихся понимания непрерывности информации, своеобразия её освоения с точки зрения разных предметов;
    • выстраивание в ходе рефлексии выводов и умозаключений в правильной последовательности с выделением первостепенной, приоритетной, главной информации, которую необходимо освоить, трансформируя в устойчивые знания, и второстепенной, которая способствует расширению и углублению фоновых знаний учащихся.

    ПРАКТИКА______________________________________________________________________________________________

    Текст 1. МИХАИЛ ИЛЛАРИОНОВИЧ КУТУЗОВ

    Род Кутузовых известен ратной славой со времён Александра Невского. Генеральский чин имел отец Михаила Илларионовича. Сын превзошёл отца. Он стал генерал-фельдмаршалом, главнокомандующим русской армией и победил великого полководца Наполеона. До этого на долю М.И. Кутузова выпало три войны с турками. Дважды он был тяжело ранен, лишился нормального зрения.

    Одной из главных черт Кутузова была осторожность, он был весьма предусмотрителен, рассчитывал стратегические действия на много ходов вперёд. Другой чертой Кутузова - человека и военачальника - была хитрость. Под маской благодушия и спокойствия у этого человека скрывался огромный темперамент. Натуре его свойственны были необыкновенная театральность, артистизм - с притворствами, игрой, лукавством. Это не бытовая хитрость, которая принимает вид ума, это род мудрости.

    После Бородинского сражения на военном совете в Филях М.И.Кутузов принял непростое решение - оставить Москву без второго боя. Он произнёс знаменитые слова: «С потерею Москвы не потеряна Россия. Первою обязанностью поставляю сохранить армию… Знаю, ответственность обрушится на меня. Но жертвую собой для блага Отечества. Приказываю отступать».

    История подтвердила правоту великого полководца. Он не допустил разгрома русской армии. Несмотря на большие потери, она осталась грозной силой, способной выдержать дальнейшую борьбу. Французы, покинув сожжённую и разграбленную Москву, вынуждены были отступать по разорённой Старой Смоленской дороге. Русская армия преследовала неприятеля. К концу декабря последний французский солдат покинул пределы России. Начался Заграничный поход русской армии по Европе до самого Парижа. М.И.Кутузов продолжал возглавлять армию.

    А.С.Пушкин в журнале «Современник» так сказал о М.И.Кутузове: «Слава Кутузова неразрывно связана со славою России, с памятью о величайшем событии новейшей истории. …Спаситель России. Один Кутузов мог предложить Бородинское сражение; один Кутузов мог отдать Москву неприятелю; один Кутузов мог остаться в этом мудром и деятельном бездействии, усыпляя Наполеона на пожарище Москвы и выжидая роковую минуту; ибо Кутузов один отмечен был в народную доверенность, которую так чудно он оправдал».

    ЗАДАНИЯ
    Предмет: русский язык (группа «филологи»)

    1. Выпишите главные мысли каждого абзаца текста. Обратите внимание: если работа выполнена верно, то прочтение выписанных предложений позволит получить целостное представление об основном содержании текста.

    Вариант выполнения задания:

    Михаил Илларионович Кутузов - генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армией.
    Главные черты Кутузова - человека и военачальника - осторожность, предусмотрительность, хитрость.
    После Бородинского сражения принял непростое решение - оставить Москву без второго боя ради сохранения армии.
    Русская армия осталась грозной силой, способной выдержать дальнейшую борьбу.
    «Слава Кутузова неразрывно связана со славою России…»

    2. На основании данного текста вам необходимо подготовить презентацию - не более 5-7 слайдов. Какие опорные слова текста вы использовали бы в качестве подписи к слайдам? Восполните недостающие части работы (учащимся, в зависимости от уровня подготовки, предлагается вариант выполнения с большим или меньшим пропуском фрагментов; мы приводим его полностью):

    1) род Кутузовых
    2) сын превзошёл отца
    3) Бородинское сражение
    4) совет в Филях
    5) французы покидают Москву
    6) русская армия в Европе
    7) А.С.Пушкин о Кутузове

    3. Используя текст, подготовьте краткую информацию о М.И. Кутузове для сообщения в новостном выпуске на «Радио России». Продумайте, каким началом и заключением необходимо дополнить данную вам информацию.

    Определите в своей группе того, кто сможет прочитать эту новостную информацию так, как это сделал бы профессионал, работающий на радио.

    Вариант выполнения задания: начало, которое необходимо для текста выступления:

    В 2012 году исполняется знаменательная дата в общественной и политической жизни России - 200 лет Отечественной войне 1812 года, которая стала событием национального и европейского значения.

    Это была не просто война двух государств, двух армий - русской и французской. Против перешедшей границы России Великой армии Наполеона поднялся в тот памятный год весь русский народ. И очень скоро против Наполеона воевала вся страна - «просто война» превратилась в войну Отечественную.

    1. Почему М.И.Кутузов выбрал местом великого сражения Отечественной войны 1812 года Бородинское поле? Какие особенности его географического положения использовал полководец? Способствовали ли они победе русской армии? Для ответа на вопрос используйте информацию ретрокарт, иллюстраций и схем Бородинской битвы, а также сведения из Интернета. Ваш ответ должен быть информативным, но небольшим - 5-7 предложений.

    Информационный материал для подготовки ответа:
    Карта 1

    Картосхема Бородинского сражения

    Вариант выполнения задания (вариант начала ответа ученика):

    Анализ ретрокарт, иллюстраций и картосхемы Бородинского сражения, а также сведений из Интернета, позволяет сделать выводы, объясняющие мотивы выбора М.И. Кутузовым Бородинского поля как самого удобного места для встречи с опытным и хорошо подготовленным противником.
    Бородинское поле расположено в Можайском районе Московской области в 124 километрах от Москвы. Это территория Восточно – Европейской (Русской) равнины.
    Местность холмистая, пересеченная значительным количеством небольших рек. Восточная часть Бородинского поля наиболее возвышенна.
    Через село Бородино протекает река Колоча, которая впадает в реку Москву. Река, местами очень мелкая, имеет высокий, обрывистый берег на всем протяжении ниже села Бородино. Все эти детали были подробно изучены Кутузовым и учтены максимально.

    2. Приведите несколько примеров известных вам географических объектов, ставших историческими после событий Отечественной войны 1812 года и окончания эпохи Наполеона в России и за рубежом. Подберите дополнительную информацию о географическом положении объекта (2-3 предложения).

    Вариант выполнения задания:

    реки: Неман, Березина, Днепр; населённые пункты: село Бородино, деревня Фили, Ватерлоо (деревня под Брюсселем, Бельгия), города Витебск, Вильно, Малоярославец; острова: Эльба и Святой Елены

    Река Неман (в Литве - Нямунас)

    Река Неман протекает по территории двух стран - Белоруссии и Литвы, а также - Калининградской области России. Берёт начало на южных склонах Минской возвышенности, впадает в Куршский залив Балтийского моря. Длина реки 937 км, имеет около 180 притоков, в нижнем течении судоходна.

    Деревня Ватерлоо, Бельгия

    Ватерлоо - деревня в Бельгии, расположенная в 20 километрах от столичного города Брюсселя, на большой дороге из Шарлеруа. Близ этой деревни произошло последнее крупное сражение армии Наполеона. Слово «Ватерлоо» хорошо известно популярно в мире: в Англии так называются крупнейший вокзал Лондона, большой мост и клуб любителей регби, а в США, Канаде и Австралии это имя носят несколько населённых пунктов.

    1. Расскажите об итогах сражения на Бородинском поле. Используйте ключевые слова: победа русской армии; первое поражение; огромные потери; непростое решение; судьба Москвы.

    2. В чём заключалась историческое значение решения М.И. Кутузова сдать Москву французам? Достаточно ли вам материала текста для ответа на вопрос? Используйте информацию, которую найдёте в различных источниках.

    Текст 2. Наполеон Бонапарт

    Наполеон Бонапарт - одна из самых ярких фигур всемирной истории XIX века, человек необыкновенной судьбы.

    Сын мелкого дворянина, он учился в Парижской военной школе. Его отличали хорошие способности и большая целеустремлённость. Наполеон был замкнут и угрюм, раздражителен и самоуверен. Практически не имея друзей, он с рвением занимался учёбой. Науки давались ему легко. Он любил математику, историю, географию.

    В 16 лет он - младший лейтенант артиллерии, в 24 года - уже генерал. Спустя несколько лет он совершает государственный переворот и становится императором Франции.

    Решив завоевать мир, Наполеон вёл войны против многих стран Европы. Война была настолько его стихией, что, когда он готовил её и вёл, то всегда производил впечатление человека, живущего полной жизнью.

    В Наполеоне не было жестокости как страсти, но он был совершенно равнодушен к людям, в которых видел лишь средства и орудия для достижения своих целей. Власть и слава были его основными страстями. В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир. «Через три года я буду господином всего мира… Остаётся Россия, но я раздавлю её», - говорил он перед вторжением в Россию.

    В планах Наполеона было продолжение пути через Россию дальше, на Восток: «…Разве невозможен доступ к Гангу для армии французов, а Ганга достаточно коснуться французской шпагой, чтобы обрушилось здание величия Англии».

    Поход в Россию в 1812 году привёл к гибели «великой армии». Империя Наполеона рухнула, он отрёкся от престола, был сослан на остров Эльба в Средиземном море. Свои дни он закончил под стражей англичан на острове Святой Елены в Атлантическом океане.

    Для Франции Наполеон остался национальным героем. Притягательная сила его необыкновенной судьбы ещё долго будоражила умы. Личность Наполеона была очень популярна в Европе и в России. На столе у пушкинского Онегина стоит «столбик с куклою чугунной» - это бюстик Наполеона. Его любили и ненавидели, обожествляли и считали убийцей и злодеем.

    Наполеон обладал выдающимися качествами как полководец и государственный деятель. «Мы все глядим в Наполеоны…», - писал А.С.Пушкин в «Евгении Онегине», когда Наполеона уже не было в живых. Знаменитые писатели и поэты: Гёте, Байрон, Мицкевич, Лермонтов, Тютчев, Достоевский, Толстой в своих произведениях восхваляли и низвергали Бонапарта. Достаточно привести следующие примеры, чтобы убедиться в правоте сказанного:

    Два демона ему служили,
    Две силы чудно в нём слились:
    В его главе - орлы парили,
    В его груди - змеи вились…

    Ф.И.Тютчев. «Наполеон»

    - Вот башни полудикие Москвы
    Перед тобой, в венцах из злата,
    Горят на солнце… Но, увы…
    То - солнце твоего заката!

    Байрон. «Бронзовый век»

    ЗАДАНИЯ

    Русский язык: (группа «филологи»)

    1. «За двумя зайцами погонишься…» - научишься понимать то, о чём читаешь.
    Именно так, перефразируя известную русскую пословицу, можно сказать об этом задании. В нём две составные части: план текста и тезисы - положения, кратко излагающие содержание предлагаемого текста.

    Ответ оформите в виде таблицы, например:

    Вариант выполнения задания:

    2. Перечитайте ещё раз предложения текста, в которых говорится об особенностях характера, свойствах личности Наполеона. На основе этих предложений составьте своё - сколь угодно развёрнутое, но единственное - о личности Наполеона.

    Вариант выполнения задания:

    Наполеон Бонапарт был неординарным, хорошо образованным, умным и мудрым человеком и полководцем, обладавшим рядом положительных и отрицательных качеств, среди которых — любовь к самым интересным наукам о природе, человеке и обществе, удивительным образом сочетавшаяся с полной нелюбовью и равнодушием к людям, помогавшим ему осуществлять грандиозные планы становления властелином всего мира.

    3. Подумайте и ответьте, есть ли хоть что-то положительное в приходе французской армии во главе с императором Наполеоном Бонапартом в Россию?
    Продумывая ответ на этот вопрос, обратите внимание на слова и словосочетания, которые могут вам помочь: крепостное право, свобода, жить лучше, заграничные походы, образ жизни европейцев.

    Вариант выполнения задания:

    Наполеон для России - отрицательный герой, с которым ассоциируется страшное слово «война». В Россию он шёл в поисках власти и славы, дающих ему ощущение счастья.
    Однако именно Наполеону суждено было показать русскому народу, как унизительно крепостное право, как важно обрести личную свободу. В заграничных походах русские солдаты увидели образ жизни европейцев и поняли, что жить можно и нужно лучше.

    Предмет: география (группа «географы»)

    1. Почему остров Святой Елены стал последним приютом для Наполеона? Какие его особенности способствовали этому? Внимательно изучите карту, фотографии, текст, обратите внимание на время постройки Суэцкого канала. Что можно сказать о сегодняшнем статусе острова? Ответ представьте в виде текста телевизионного репортажа.

    Вариант выполнения задания:

    Остров Эльба, Италия

    Эльба - остров, расположенный в 20 км от берега Лигурийского моря, самый большой в Тосканском архипелаге и третий по площади в Италии после Сицилии и Сардинии. В течение 9 месяцев и 21 дня здесь находился в ссылке Наполеон, и его пребывание на Эльбе стало основанием для появления известного в английском языке палиндрома: «Able was I ere I saw Elba» (примерный перевод: «Мог всё я, прежде чем я увидел Эльбу»).

    Остров Святой Елены

    Мы находимся с вами на острове Святой Елены, известном всему миру как место, где провёл последние шесть лет своей жизни великий император Франции Наполеон Бонапарт. Он умер в 1821 году, за 48 лет до открытия Суэцкого канал (17 ноября 1869 г.).
    Почему же именно этот остров был выбран английским правительством для пожизненной ссылки этого неординарного во всех отношениях человека?
    Расположенный в Атлантическом океане, к западу от африканского побережья, остров отличается удивительной красотой и спокойствием. До постройки Суэцкого канала, остров представлял собой важный стратегический пункт для кораблей, идущих в Индийский океан. Для парусного флота времён Наполеона расстояние от Англии до острова измерялось, приблизительно, 2-3 месяцами пути. Это устраивало всех, кто боялся осложнений в политической жизни Европы, а повод для опасения был: появление Наполеона во Франции могло вызвать новое восстановление империи и новую всеевропейскую войну…
    Уже вследствие своего положения в океане и отдаленности от суши остров Святой Елены гарантировал невозможность возвращения Наполеона. Наверное, именно это и стало основанием для появления известного в английском языке палиндрома: «Able was I ere I saw Elba».
    Сегодня остров является английским владением в Атлантике. Официальным языком в стране является английский. Во главе государства стоит английская королева.
    Промышленное производство в стране практически отсутствует. Население занято в основном в строительной отрасли, занимается также переработкой рыбы, ремесленным производством мебели и других изделий из дерева, плетением кружев и канатов.
    Основной достопримечательностью островов Святой Елены является музей ссылки Наполеона Бонапарта. Туристическая деятельность островитян в большой степени основана именно на этом факте истории. Место, где Наполеон жил и долина, в которой он был похоронен, являются территорией Франции.

    Предмет: история (группа «историки»)

    О каких важнейших событиях XIX века говорится в следующем абзаце текста:

    В планах Наполеона было продолжение пути через Россию дальше, на Восток: «…Разве невозможен доступ к Гангу для армии французов, а Ганга достаточно коснуться французской шпагой, чтобы обрушилось здание величия Англии».

    Прокомментируйте слова Наполеона, привлекая свои знания истории и географии.

    Вариант выполнения задания:

    Великие географические открытия безмерно расширили географический кругозор европейцев.
    Несмотря на свое удобное островное положение, Англия не была в числе лидеров в начале эпохи Великих географических открытий.
    В XIX веке буржуазная революция вывела Англию на арену борьбы за колониальное, торговое и морское господство. Колониальные интересы Англии сталкивались во всем мире с колониальными интересами Франции. В торговых войнах с Францией Англия обладала рядом преимуществ. Англия стала повелительницей Индии. Сильная коалиция в составе Франции, Голландии и Испании выступила против Англии. После поражения наполеоновской Франции английские колонизаторы завершили завоевание Индии. Борьба за захват еще не поделенных территорий и за укрепление Британской империи являлась в эти десятилетия стержнем английской внешней политики.
    Вот почему Наполеон говорит о Ганге - главной реке Индии, сказочной страны, о завоевании богатств которой мечтали многие европейцы, а удалось завоевать англичанам, непримиримым противникам Наполеона. Императора не оставляет мысль добраться до далёкой английской колонии, коснуться её французским мечом, чтобы разрушить господство Англии, овладеть ещё одним регионом мира.

    ГРОЗА ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА

    Война началась в ночь на 12 июня 1812 года, когда армия Наполеона перешла реку Неман. В «великой армии» французского императора Наполеона Бонапарта числились солдаты из многих европейских стран.

    Первым крупным сражением Отечественной войны 1812 года стала битва под Смоленском. Здесь русским войскам пришлось отступить, что вызвало сильное волнение и в войсках, и у всего русского народа. Император Александр I назначает на пост главнокомандующего М.И. Кутузова. «Пришёл Кутузов - бить французов!» - с радостью говорили русские солдаты. Они хорошо знали и любили его, ведь М.И. Кутузов был учеником и соратником А.В. Суворова.

    Опытный полководец понимал, что для поднятия боевого духа необходимо дать генеральное сражение, и принял решение дать его на поле около села Бородино.

    Бородинская битва стала одной из крупнейших в истории русских войн. Наши солдаты показали образцы мужества и отваги, сражаясь с французской армией. Император Наполеон сам приехал на линию огня, чтобы наблюдать ситуацию. Он видел, как отчаянно бились его воины, и понимал, что для сокрушительного удара по русским войскам у его армии нет сил. Позднее, оценивая Бородинскую битву, Наполеон напишет: «Из пятидесяти сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех… Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

    После Бородинского сражения русская армия стала грозной силой. Солдаты и офицеры ждали нового боя и готовы были умереть, но не пустить захватчиков в Москву.

    Москве Наполеон придавал особое значение. Он говорил своим верным маршалам: «Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги; если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову; если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце».

    К армии Наполеона с запада подходили новые дивизии, и М.И. Кутузов принял историческое решение - оставить Москву французам, отступить с целью сохранения численности и боеспособности русского войска. Вместе с армией Москву покинули и москвичи. По дороге из Москвы шли войска, а по обочинам - пёстрая толпа: это жители Москвы от мала до велика уходили из родного города.

    Безлюдный город оказался ловушкой для французов. Наполеон отдал Москву на разграбление своим солдатам. Запасы пищи вскоре были уничтожены. В городе начались пожары и чудовищное мародёрство, а сами чужеземцы - голодные, замёрзшие, забиравшие в домах не только драгоценности, но и обувь и бельё, одетые в женские шубы и салопы, пытаясь спастись от надвигающихся русских морозов, превратились в жалкое зрелище. Это была толпа, обречённая на поражение.

    Наполеон покидает Москву. Не дождавшись предложений о мире, он отправляет к Кутузову опытного дипломата с предложением о заключении мира. М.И. Кутузов отверг это предложение. На Калужской дороге, у села Тарутино, русские войска готовятся встретить отступающую армию французов и дать им ещё один бой. Неподалёку от старинного городка Малоярославца состоялось сражение, после победы в котором русская армия полностью перехватила инициативу в военных действиях. Французы буквально уносят ноги из России, Наполеон покидает остатки своей армии и тайно уезжает в Париж. Об этом факте историк Н.М. Карамзин сказал: «Наполеон бежит зайцем, пришедши к нам тигром».

    ЗАДАНИЯ
    Предмет: история (группа «историки»)

    1. История страны хранит память о двух Отечественных войнах - 1812 и 1941–1945 годов. Из имеющихся дат, имён, сражений составьте историческую справку, сопоставив две важнейших эпохи в жизни России, заполните таблицу «Отечественные войны в России». (Ячейки таблицы с текстом серого цвета в задании пусты .)

    "Книгу читай не только словами.
    Слова - это в жизнь небольшая дверца.
    Книгу читай непременно сердцем,
    А главное, совестью и делами.

    Книга учит и книга воспитывает
    Только тех, кто читает и впитывает.
    А у тех, кто по строчкам несется,
    Лишь одна пустота остается"
    Эдуард Асадов


    ЗНАЙ:

    Чтение есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей.

    Рубакин Н.А. Федин К.А. Эмиль Фаге

    Книга, имеющая столь важное значение для человека, сколько-нибудь тронутого развитием, так же как природа и опыты жизни, остается немою не только для того, кто не умеет читать, но и для того, кто, прочитав механически страницу, не сумеет извлечь из мертвой буквы живой мысли.

    Ушинский К. Д.

    Горе тем, кто, прочитав одну-две книжки, решает, что он понял и постиг самую суть дела, а значит, и довольно. К верхоглядам нужно отнести и тех читателей, которые сводят все дело самообразования на чтение книг и на усвоение их содержания, не сопоставляя его с жизнью.

    Рубакин Н. А.

    Чтение - вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека - есть наука самая занимательная.

    А.С. Пушкин

    Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития

    В.А. Сухомлинский

    Чтение делает человека знающим, беседа - находчивым, а привычка записывать - точным.

    Ф. Бэкон

    Чтение для ума - то же, что физические упражнения для тела

    Аддисон Д.

    ЗАПОМНИ:


    Нет лучшего средства для освежения ума, как чтение древних классиков; стоит взять какого-нибудь из них в руки, хотя на полчаса, - сейчас же чувствуешь себя освеженным, облегченным и очищенным, поднятым и укрепленным, - как будто бы освежился купаньем в чистом источнике

    Шопенгауэр А.

    Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить.
    Вольтер

    Гораздо важнее не что мы читаем, а как и с какой целью.
    Берк Э.

    Чтение хороших книг открывает нам затаенные в нашей собственной душе мысли.

    Ш. Пьермон

    Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает.

    Д.Дидро

    Более чем какое бы то ни было беспорядочное, вредит чтение, при всей своей систематичности,- одностороннее. Ничто так не сушит ума и не суживает горизонтов мышления, как чтение книг исключительно по одной какой-нибудь отрасли человеческого знания.

    Скабичевский А. М. Ушинский К. Д. Паскаль Б.

    Плохое чтение - как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно.

    Сухомлинский В.А.

    Просматривать, перелистывать книгу - это не чтение. Читать надо так, как слушаешь исповедь человека. Углубляясь в книгу. Тогда она раскроет себя, и ты постигнешь ее прелесть.

    Федин К.А.

    Лучше поменьше прочесть книг, но побольше подумать над их содержанием, над характером людей, выведенных в этих книгах, постараться самостоятельно оценить книгу.

    Калинин М.И.

    Что приобретается при чтении посредством пера - превращается в плоть и кровь.

    Сенека

    Ни одно занятие не представляет такой бесполезной траты времени, как чтение без определенной системы.

    Танеев С.И.

    Мы ничего не поймем, если будем читать слишком быстро или слишком медленно.

    Паскаль Б.
    Борк Э. Коменский Я. Шопенгауэр А.

    Причина того, что люди так мало запоминают из того, что они читают, заключается в том, что они слишком мало думают сами.

    Лихтенберг Г.

    Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает.

    Дидро Д.
    Дистервег А.

    Прочесть книгу и понять ее, как нужно,- значит стать на уровень писателя.

    Павленко П.А. Конрад Д.

    Нужно, прежде всего, обладать искренним желанием учиться у книг и проникнуться их мыслями. Заметьте, проникнуться их мыслями, а не стараться находить у них свои.

    Рескин Д.

    Нет развлечения дешевле и удовольствия продолжительней, чем чтение.

    Мэри Уортли Монтагу

    Пусть мысли, заключенные в книгах, будут твоим основным капиталом, а мысли, которые возникнут у тебя самого, - процентами на него.

    Аквинский Ф.

    УЧИСЬ:

    Торо Г.
    Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.
    Достоевский Ф.М.

    Читая, ты должен все основательно продумывать, чтобы прочитанное обратилось в твою плоть и кровь, а не было сложено в одной памяти, как в каком-нибудь словаре.

    Роттердамский Э.

    Если мы читаем с тем, чтобы приобретать знания, мы должны читать медленно, записывая все, чему научаемся из книги, все, что в ней встретится нам незнакомого.

    Фаге Э.

    Быстрое чтение полезно, если вам нужно прочесть «Британскую энциклопедию». Вот только чем занять остальную часть вечера?

    Орбен Р.

    Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное.

    Пирогов Н.И. Крупская Н. К.

    Никакое чтение не требует столь строгой нормы, как чтение отрывочных, разбросанных мыслей.

    Гердер И .

    Надо выработать в себе уменье и практическую сноровку работать при помощи книги.

    Рубакин Н.А.

    Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру; и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать.

    Бэкон Ф.

    Не читай ничего, что не желаешь запомнить, и не запоминай ничего, что не имеешь в виду применить.

    Блэкки Д. Крупская Н.К.

    В особенности нужно бояться бессмысленного проглатывания страницы за страницей, безвольного следования только за внешней интересностью книги.

    Макаренко А.С.

    Чтобы воспринять все, что может дать какое-либо гениальное произведение, необходимо медленное чтение и продолжительная остановка перед тем, как перейти к другому произведению.

    Бэн А.

    Учитесь читать - это, может быть, гораздо труднее, чем вы воображаете. Учитесь быть разборчивыми в вашем чтении, читать добросовестно и с величайшим для вас доступным вниманием все, к чему вы питаете действительный интерес, действительный, а не воображаемый, и что вы признаете действительно соответствующим тому, чем вы заняты.

    Карлейль Т.


    Цитаты, афоризмы и высказывания о Чтении.

    11355. Читать - значит видеть через поверенного, изучать через посредство чужих способностей вместо того, чтобы делать это непосредственно и самостоятельно. Г. Спенсер.
    11356. Читать — значит думать чужой головой вместо своей собственной. А. Шопенгауэр.
    11357. Читать и не понимать - то же, что совсем не читать. Я. Каменский.
    11358. Читать книги - самая большая радость, но если читаешь исторические сочинения, радости мало, а гнева много. И всё-таки в таком гневе есть своя радость. Чжан-Чао.
    11378. Чтение — вот лучшее учение! А. Пушкин.
    11379. Чтение даёт человеку содержание, беседа - ловкость, письмо — точность. И потому человек, который мало пишет, нуждается в большой памяти; человек, который мало разговаривает, — в природном остроумии; человеку, который мало читает, — нужно много ловкости, чтобы казалось, что он знает то, чего он не знает. Т. Маколей.
    11380. Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать - точным. Ф. Бэкон.
    11381. Чтение для ума — то же, что упражнения для тела. Л.Ж. Сталь.
    11382. Чтение — есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей. Н. Рубакин.
    11383. Чтение — зеркало; наблюдение — самый предмет; чтение — первый шаг к подражанию; наблюдение - верный путь к созиданию. В. Одоевский.
    11384. Чтение — один из источников мышления и умственного развития. В. Сухомлинский.
    11385. Чтение — приятный способ не думать. Л. Левинсон.
    11386. Чтение — это беседа с мудрецами, действие же — это встреча с глупцами. Ф. Бэкон.
    11387. Чтение — это нечто объединяющее зрение, слух, чутьё и мышление. Н. Хикмет.
    11388. Чтение — это путешествие тех, кто не может отправиться поездом. Ф. Круассе.
    11389. Чтение романов всегда будет любимым развлечением женщин; в старости они читают их, чтобы вспоминать испытанное, а в молодости, чтобы предвкушать то, что желают испытать. А. Рикар.
    11390. Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времён, и притом такой разговор, когда они сообщают вам только лучшие свои мысли. Р. Декарт.

    Я слышал, что жизнь — неплохая штука, но я предпочитаю чтение.

    Логан Пирсолл Смит
    Смотреть интереснее, чем читать, а читать интереснее, чем жить.

    Аркадий Давидович
    Страстные книгочеи никогда не одиноки в постели.

    NN
    Читайте книги — некоторые из них специально для этого написаны.

    Михаил Генин
    Многие люди читают лишь для того, чтобы иметь право не думать.

    Георг Лихтенберг
    Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, у кого ты украл эту книгу.

    Илья Ильф
    Ничего не читал. Он был не читатель, а писатель.

    Эмиль Кроткий
    Нет писателя настолько неспособного, чтобы не найти подобного ему читателя.

    Иероним Стридонский
    Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя.

    Вольтер
    Поэт, который читает, выглядит как повар, который ест.

    Карл Краус
    В прежнее время книги писали писатели, а читали читатели. Теперь книги пишут читатели и не читает никто.

    Оскар Уайльд
    ЗАКОН ПРОФЕССОРА ТАРАНТОГИ:

    Никто ничего не читает; если читает, ничего не понимает; если понимает, немедленно забывает.

    Станислав Лем
    Всеобщее образование породило массу людей, которые умеют читать, но не умеют понять, что стоит читать.

    Джордж Тревельян
    Искусство чтения состоит в том, чтобы знать, что пропустить.

    Филип Хамертон
    Где мне взять столько времени, чтобы читать поменьше?

    Карл Краус
    Быстрое чтение полезно, если вам нужно прочесть «Британскую энциклопедию». Вот только чем занять остальную часть вечера?

    Роберт Орбен
    Мы ничего не поймем, если будем читать слишком быстро или слишком медленно.

    Саша́ Гитри
    Хвалят их, а читают меня.

    Марциал
    Каждый читает такого Бальзака, какого заслуживает.

    «Пшекруй»
    Читатели читают, а почитатели почитывают.

    Александр Жуков
    Причина того, что люди так мало запоминают из того, что они читают, заключается в том, что они слишком мало думают сами.

    Артур Шопенгауэр
    Образованный человек никогда не читает — он перечитывает.

    Жорж Элгози
    Читатели бывают разные. Одним автор должен объяснять то-то и то-то, другие, пожалуй, сами могли бы объяснить автора.

    Джозеф Конрад
    В книгах мы жадно читаем о том, на что не обращаем внимания в жизни.

    Эмиль Кроткий
    Все стерпит бумага, но не читатель.

    Жозеф Жубер
    Когда я перестал пить чай с калачом, то говорю: аппетита нет! Когда же перестал читать стихи или романы, то говорю: не то, не то!

    Антон Чехов
    Чтение сделало Дон Кихота рыцарем, а вера в прочитанное сделала его сумасшедшим.

    Джордж Бернард Шоу

    Вы читали онлайн: афоризмы и цитаты.
    .....................................................

    «ПОДАРИТЕ ДЕТЯМ СЧАСТЬЕ»

    « Взгляните на список десяти лучших

    учеников любого класса - и вы поймете ,

    что их всех объединяет .

    Понять это несложно - они все умеют

    Глен Доман

    Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации.

    От того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба, а в совокупности- судьба России, ее будущее.

    Совет родителям №1:

    Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми, которые любят читать .

    Опыт чтения на Западе стал приравниваться к накоплению человеческого капитала - капитала знаний, интеллекта, опыта общения и творческой реализации личности.

    В 1983 г. в Америке забили тревогу по поводу чтения и образования. Их исследование называлось « Нация в опасности : необходимость реформы образования »

    Эта опасность связывалась с ростом функциональной неграмотности - неспособностью человека цивилизованного общества исполнять свои элементарные профессиональные, общественные и бытовые обязанности.

    Возникшая проблема оказалась следствием дегуманизации общества, дефицита духовности, общей культуры.

    Была проведена связь между чтением детей и, школьными уроками и катастрофами, авариями и, взрывами.

    « Все будущее человек постигает при помощи

    творческого воображения…, поскольку основная

    воспитательная установка педагогической работы

    заключается в направлении поведения

    школьника по линии подготовки его к будущему,

    постольку развитие и упражнение его воображения

    является одной из основных сил в процессе

    осуществления этой цели».

    Л.С. Выготский

    Древние греки о строении атома знали примерно столько же, сколько знаем мы. При этом не было микроскопов, ни машин, ни компьютеров. Они обладали только силой воображения. Благодаря этой силе появляются люди, подобные Ломоносову.

    Совет родителям №2:

    Развивайте воображение вашего ребенка на материале книги. Побуждайте его угадывать развитие событий, освещенных в книге, представлять мысленно героев, продолжать написанное, прогнозировать, вдумываться в многозначность слова.

    Совет родителям №3:

    Обращайте внимание детей га высказывания выдающихся людей о чтении. Не упускайте фактов, подтверждающих роль чтения в жизни тех, кто авторитетен для школьника: спортсменов, актеров, телезвезд. Поднимайте престиж книги и чтения в сознании ребенка .

    Кем бы потом ни стали выпускники школ- им жить среди людей. А значит, необходимо уметь понимать их, общаться с ними, предвидеть их поведение, а для этого представлять себе разнообразие характеров, иметь запас жизненных ситуаций и способов их разрешения, почерпнутых из литературы.

    Большое количество в круге чтения детей сомнительного характера, пропагандирующей насилие, культ денег, страх, пессимизм, отчуждение от взрослых никак не может нас радовать. Многие детские книги, вместо реальной жизни, дают ребенку ее имитацию, уводят в иные миры, где силы добра и силы зла приравнены друг к другу. Читая такие книги ребенок в своем нравственном развитии в лучшем случае буксует. А в худшем- деградирует , копируя е героев. Разрушительная энергия подобных книг усиливает предрасположенность читателей к реальной агрессии и криминальному поведению.

    Совет родителям №4:

    Если ваш ребенок читает в свободное от школьных занятий время, поинтересуйтесь, что за книга в его руках. Загляните в нее. Если, на ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.

    Совет родителям №4:

    Если ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимание к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги- яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.

    Полезно родителям обзавестись специальными пособиям по обучению детей технике чтения. сейчас таких пособий на книжном рынке появилось огромное множество.

    Высказывания выдающихся людей о роли книги и чтения

    · « Чтение выстраивает целые судьбы »

    В.Шукшин

    · «Чтение- это соучастие в творчестве»

    М.Цветаева

    · « Чтение есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей»

    Н.Рубакин

    · « Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя»

    В.Сухомлинский

    · « Чтение- лучшее средство от стандартизации и упрощения, свойственных нашему высокомашинизированному веку»

    Джон Голсуорси

    · « Нет, быть может, дней в нашем детстве, прожитых с такой полнотой, как дни, проведенные с любимой книгой»

    Марсель Пруст

    · « Повысить качество восприятия классик- повысить нравственное здоровье людей»

    Д.Лихачев