Войти
В помощь школьнику
  • Консультация для родителей
  • Язык глухих в картинках: как сказать «спасибо», «извините» и «любовь Но я не понимаю язык
  • Воспоминания военного лётчика Воспоминания сов летчиков истребителей в вов
  • Порядок Слов В Английском Повествовательном Предложении
  • Вопросы к рассказу осеевой рыжий кот
  • Подробная теория с примерами
  • Смерть чиновника – анализ произведения. А.П. Чехов "Смерть чиновника": описание, герои, анализ рассказа Наличие подтекста в рассказе смерть чиновника

    Смерть чиновника – анализ произведения. А.П. Чехов

    Антон Павлович Чехов неоднократно приоткрывал завесу истории над канцелярским миром царских клерков и писарей, канувшим в небытие. Однако неизменными остались те виртуозно описанные типажи людей, порожденные бюрократической системой. Забитые, ограниченные, лицемерные и сведенные с ума своей иерархической зависимостью жертвы работы по-прежнему смешат их здравомыслящих знакомых, а мастер слова больше ста лет назад дал им такую меткую характеристику, которая до сих пор актуальна. Особенно интересна она в рассказе «Смерть чиновника».

    Чехов показывает истинные и ложные ценности: истинная ценность – внутренняя свобода от шаблонов поведения и авторитетов начальства, а ложная – стремление во всем угодить господам и возвысить их до гротескных размахов. Недаром для своего произведения «Смерть чиновника» он выбрал жанр «юмористический рассказ». Это нужно для того, чтобы высмеять ложные ценности, сформированные обществом. Писатель высмеивает такие пороки, как лизоблюдство, чинопочитание и стремление вжиться в конъюнктуру, приспособленчество, иначе говоря.

    О чём произведение?

    В рассказе говорится о том, как экзекутор Червяков смотрел пьесу «Корневильские колокола» и случайно чихнул на лысину статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения, который сидел впереди него: «Я его обрызгал! - подумал он. - Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо». Он наклонился и извинился, зритель в первом ряду сказал «ничего страшного». Однако чиновнику показалось, что его превосходительство лукавит и не простит обиду. Хотя это был не его прямой начальник, представитель другого ведомства, нарушитель порядка очень встревожился и подошел на антракте, но сановник опять сказал, что ничего страшного.

    Дома он пожаловался жене, но супруга не оказала на происшествие должного внимания. На следующий день Червяков вновь потерпел неудачу с просьбой о прощении, услышал, что произошедшее – пустяк. Тогда он подумал: «Говорить не хочет! - подумал он, бледнея. - Сердится, значит… Нет, этого нельзя так оставить… Я ему объясню…» - и решил вновь попросить прощения на следующий день, однако генерал выгнал его с гневом. «В животе у него что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер». Суть произведения Чехова «Смерть чиновника» в том, чтобы показать, до чего доводит человека безумное чинопочитание.

    Главные герои и их характеристика

    Для усиления выразительности текста автор использует говорящие фамилии. Брюзжалов – от слова «брюзжать», то есть ворчать. Червяков – от слова «червь», то есть фамилия берет свое начало от ничтожного и слепого животного. Значит, герой подразумевается автором, как жалкое, беспомощное насекомое.

    Иван Дмитриевич Червяков – экзекутор. Внутренний мир персонажа такой же узкий, как червь: он ограничивается службой. Больше всего его беспокоит мнение общества о нем, а уж мнение вышестоящих он чтит, как закон. Когда он нечаянно чихнул, он воспринял это, как ужасную катастрофу. Его настолько взволновала реакция генерала, что он ее попросту придумал, наградив самыми жуткими красками. Значит, жизнь у него настолько пуста, что, кроме службы, его ничего не волнует. Он дошел до полного самоотречения во имя «прислуживания» вышестоящим чинам. По сути, его внутренний мир – это проекция внешнего: его формы, его положения, его статуса в обществе. Личного у него нет, он полностью приспособился к внешним обстоятельствам, похоронив свою индивидуальность. Выделяться для него – тяжкий грех. Он хочет не самовыражаться, а выражать чьи-то интересы. Образ главного героя в рассказе Чехова «Смерть чиновника» открывает тему маленького человека, распространенную в русской литературе. Персонаж унижен обществом, забит своим вечно подчиненным положением. Он полностью зависим от воли начальника и его готовности дать соизволение на что-либо. Постепенно он научился прислуживаться, а не служить, чтобы хоть как-то обеспечить себе и семье стабильность. Он настолько вжился в эту роль, что перестал видеть очевидные вещи и чувствовать что-то, кроме приниженности. Эволюция персонажа, которую мы лишь угадываем, оказывается деградацией личности до уровня безличного клерка. В нем не осталось ничего человеческого, только перечень должностных инструкций и норм приличий, которые он доводит до гротеска. Даже описания Ивана Дмитриевича Червякова в тексте нет.

    Бризжалов (статский генерал по ведомству путей сообщения) – почтенный и уважаемый чиновник, привык к безоговорочному повиновению. Однако ему неловко всерьез обсуждать тему поступка Червякова, он хочет сделать вид, что ничего не произошло. Но назойливость виновника инцидента выводит его из себя. И без того не слишком любезный к нижестоящему коллеге сановник грубо выгоняет его, теряя человеческий облик. Он кричит, ругается, теряет всю свою холодность и мнимую воспитанность. Неумение сдерживать свои эмоции выдает в нем типичного самодура, который то и дело срывается на своих подчиненных. Характеристика Бризжалова – это его пост. Он тоже лишен индивидуальных черт и предстает перед нами лишь очередным носителем признаков той или иной должности.

    Темы

    1. Проникновение общественной жизни в частную, замещение реальности ее абсурдной пародией.
    2. Кроме того, Чехов затрагивает свою излюбленную тему внутреннего рабства и обнищания духа. Он искусно перемешивает смешное и грустное, раскрывая абсурдность казенного бытия, сосредоточенного только на службе.
    3. Особняком в тексте стоит тема тоски. Автор изображает героя, который тяготится своим положением, и читатель понимает, что есть, от чего. «Смерть чиновника» раскрывает трагедию униженной личности.
    4. Культура преклонения перед начальством – проблема общества, его неправильного устройства, где неравенство обусловлено религиозным посылом. Если царь – помазанник божий, а дворяне – его приближенные, то их мнимое превосходство – от Бога. То есть, людям с детства навязывается миф о том, что кто-то лучше их по праву рождения. Это проблема царского режима, который породил таких Червяковых.
    5. Тема маленького человека тоже дает о себе знать, ее автор воплощает посредством образа главного героя. Такая ничтожная и беззащитная личность обречена на прозябание в большом и жестоком мире.
    6. Проблематика

      Данное произведение отражает множество как вечных, так и насущных проблем.

      1. Проблема чинопочитания. Чехов поднимает в рассказе «Смерть чиновников» проблему неправильной смены ориентиров: экзекутору важнее мнение генерала, а не судьба семьи, например. Человек меняет свои личные ценности на корпоративные. Это грозит опасным перевоплощением из личности в должностное лицо.
      2. Произвол. Другая проблема состоит в том, что начальство реально представляет угрозу для подчиненных. Любого профессионала можно уволить абсолютно безосновательно, деятельность управленцев никто не контролирует.
      3. Равнодушие в семье автор тоже не обошел вниманием: жена чиновника не оказала ему должной поддержки.
      4. Неравенство. Героям даже в голову не приходит, что отношения между ними не должны быть иерархичными, каждый из них не признает себя равным другому, и при таком положении дел социальных противоречий не избежать.

      Вот, о чем заставляет задуматься эта история: как не стать всего лишь механизмом государственной машины и не убить душу раньше тела? Таким образом, проблематика рассказа очень богата, несмотря на малую форму произведения.

      Главная мысль

      К сожалению, реалии России того времени таковы, что самодурство начальника могло сделать нищим любого его подчиненного. Всевозможные государственные службы закрепощали души, которые навек застывали в неволе и трепете перед вышестоящим лицом. Основная мысль рассказа – показать, как человек теряет достоинство, стремясь не потерять должность. Чехов обращает внимание читателя на то, как общество уничтожает естественные закономерности и заставляет обывателя вести себя противоестественно: бояться начальника до смерти, например.

      Даже название произведения уже говорит о замысле писателя. Идея рассказа «Смерть чиновника» заключается в том, чтобы показать, как человек теряет свое лицо и становится всего лишь должностным лицом, которого убивает его же стремление во всем услужить господам. Он настолько ничтожен, что его жизнь ограничивается службой, а его достоинство – «приличным поведением на людях», как метко выразилась жена Червякова, которую больше волнует, что люди скажут, а не самочувствие мужа.

      Действительно, в книге речь идет о том, что умер не человек, а чиновник. Причина его смерти в вопиющем чинопочитании, так как герой расстроил нервы из-за того, что не угодил начальству. Не реальная трагедия была тому основанием, а иллюзорная реальность мундиров, в которой подчиненный забывает о собственном достоинстве и становится рабом государственной системы принуждения. Смысл рассказа в том, что вместо жизни у него появляется иллюзия жизни, где ценности подменяются выдуманными рангами и регалиями, а добродетели вытесняют пороки: лицемерие и лизоблюдство.

      Чему учит рассказ?

      Автор серьезно описывает, по сути, курьезную ситуацию: персонаж загонял себя до смерти из-за такого пустяка. Довольно смешно наблюдать, как герой не может понять простых вещей, что банально надоел генералу своими бреднями. Он, как клоун, вновь и вновь поскальзывается на банановой кожуре и театрально падает, расшибив лоб, но в упор не понимает, что происходит. Обыкновенные слова его превосходительства он воспринимает, как изощренные намеки и лукавство, приписывает ему хитрость и лицемерие, хотя, на самом деле, инцидент исчерпан, и человек думать о нем забыл. Чехов бесстрастно и серьезно говорит о том, что смешно, ведь таких нелепых и жалких клерков мы высмеиваем и сами. Мораль в рассказе «Смерть чиновника» заключается в том, чтобы не высмеивать, а жалеть таких людей, они глубоко несчастны, но не одни они виноваты в этой ущербности. В этом виновато все несправедливое общественное устройство. Вот вывод, к которому приводит писатель свои размышления. Измениться надо не абстрактному Червякову, а всему социуму.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Ничтожество свое сознавай, знаешь где?


    Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать свое достоинство.


    А.П. Чехов. Из письма брату Михаилу
    дальше...

    Рассказ прочитан . Ученики высказали свои первые впечатления. Сюжет прост, ясен, многие увидели анекдотичность, абсурдность ситуации. Обратимся теперь к самому тексту рассказа.

    ЭКСПОЗИЦИЯ

    Экспозиция рассказа – первые два предложения (они же тема текста ) – очень информативна: «В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на "Корневильские колокола ". Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства ». Все, что надо знать про Червякова, - это, что он экзекутор на верху блаженства.При первом прочтении не менее прекрасный, чем прекрасный вечер экзекутор, глядящий со второго ряда в бинокль да еще «чувствующий себя на верху блаженства», поначалу выглядит только смешно.Вопрос в том, чем вызвано это блаженство .

    ЗАВЯЗКА

    Завязка конфликта – чих – тоже пока в пределах только смешного: традиционное«но вдруг» только усиливает комичность ситуации, да и авторское отступление о том, «Что все чихают», поначалу не противоречит интонации юмористического рассказа.

    Однако само описание процесса чихания дано как не свойственное чиновнику Червякову, внеличное событие, приведшее затем и к смерти: «жизнь так полна внезапностей» . Обращает внимание, что сначала Чехов описывает, что стало с лицом, глазами и дыханием, а уже потом, что сделал сам Червяков (он всего лишь отвел бинокль и нагнулся, видимо, продолжая чувствовать себя на верху блаженства). И только в самом конце описания междометийное «апчхи!!!» возвращает к анекдоту: лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось... он отвел от глаз бинокль, нагнулся и... апчхи!!!

    ПЕРИПЕТИИ

    Перипетии. Первая реакция героя выглядит пока вполне по-человечески: « Червяков нисколько не сконфузился, утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем?» Однако обстоятельство «как вежливый человек» явно избыточно: исполнительность, уверенность в чиновничьей безупречности Червякова подчеркивается этим. Блаженство и уверенность в собственной непогрешимости подчеркивается и наречием «нисколько» , т.е. ни капельки, ни на йоту, и оксюморонным сочетанием «утерся платочком » (грубое «утерся» и ласкательное «платочком». Довольный собой Червяков даже «поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем?».

    ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ

    Собственно, настоящий, так сказать, «внутренний конфликт» начинается именно здесь: «Но тут же пришлось сконфузиться. Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в первом ряду кресел, старательно вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то». Никто так и не узнает, действительно ли Червяков«обрызгал» генерала или тот «вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то» из-за каких-то иных причин, а не от «невежества» несчастного чиновника. Но Червяков-то «увидел» и сделал свои «экзекуторские» выводы

    Причем сначала Червяков узнал в старичке генерала, а потом подумал, что чихнул на него! Дальше, человеческая ничтожность и чиновничье пресмыкательство, «электричество чина» с каждым новым словом и жестом героя неминуемо ведут его к гибели.

    ПЕРВОЕ ИЗВИНЕНИЕ

    «Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо" - т.е. сначала герой как бы успокоился, раз «чужой», но, боясь показаться невежливым, решил извиниться: «Червяков кашлянул, подался туловищем вперед и зашептал генералу на ухо:

    - Извините, ваше-ство, я вас обрызгал... я нечаянно...

    - Ничего, ничего...»

    Конечно, как только Червяков отвлекся от своего «блаженства» и вступил в сферу человеческих отношений, его сущность видна читателю: это и подобострастное «ваше-ство» , и его робость, и его убежденность в праве на пресмыкательство. Но, может быть, именно от того, что падение с высот чиновничьего блаженства было таким внезапным «но вдруг» , Червяков и не может услышать генерала:

    - Ради бога, извините. Я ведь... я не желал!

    - Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать!

    ИЗВИНЕНИЕ В АНТРАКТЕ

    Поскольку блаженства Червяков уже не чувствует, а лишь конфузится и глупо улыбается, он предпринимает новую попытку извиниться, уже в антракте:

    - Я вас обрызгал, ваше-ство. Простите... Я ведь... не то чтобы...

    - Ах, полноте... Я уже забыл, а вы все о том же! - сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой.

    НОВАЯ ФАЗА КОНФЛИКТА

    Здесь конфликт вступает в новую фазу: собственно извинений уже не будет, Червяков будет ходить «объяснить», ведь генерал «нетерпеливо шевельнул нижней губой» , а «Червяков, подозрительно поглядывая на генерала», увидел«ехидство в глазах» и решил, что генерал с ним говорить не хочет. Теперь Червяков не извиняться будет, а объяснять, что «вовсе не желал... что это закон природы» ! Объяснить необходимо, «а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает!.." Так думает Червяков. Почему наш герой решил, что генерал непременно должен так подумать, тем более «после» ? Видимо, потому что генерал! Кто их генералов разберет!

    РАЗГОВОР С ЖЕНОЙ

    Разговор с женой - это уже новая стадия конфликта:

    «Придя домой, Черняков рассказал жене о своем невежестве Жена, как показалось ему, слишком легкомысленно отнеслась к происшедшему; она только испугалась, а потом, когда узнала, что Бризжалов "чужой", успокоилась».

    Чехов пишет легкомысленно», потому что для Червякова конфликт перерос «умения держать себя в обществе» . Червяков считает, что он поступил безукоризненно правильно: во-первых, «нисколько не сконфузился », во-вторых, « утерся платочком» , в-третьих, «поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем?» В конце концов, он даже извинился, «как вежливый человек» и «прекрасный экзекутор» , хотя мог и не извиняться, ведь начальник«чужой»! Что же еще?!

    - А все-таки ты сходи, извинись, - сказала она. - Подумает, что ты себя в публике держать не умеешь!

    Червяков извинения уже принес, причем повторные. Однако беспокойство не исчезает, не зная, в чем винить себя, Червяков винит уже генерала:

    - То-то вот и есть! Я извинился, да он как-то странно... Ни одного слова путного не сказал. Да и некогда было разговаривать.

    Чехов обыгрывает недовольное недоумение Червякова: генерал путей сообщения «ни одного слова путного не сказал». «Да и некогда было разговаривать».

    ПЕРВОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ НА ДРУГОЙ ДЕНЬ

    «На другой день Червяков надел новый вицмундир , подстригся и пошел к Бризжалову объяснить...» Червяков убежден,что объяснить необходимо, ведь он только экзекутор, а Бризжалов генерал: вдруг не говорящий путных слов подумает что экзекутор хотел в генерала плюнуть!!! Но, «войдя в приемную генерала, он увидел там много просителей, а между просителями и самого генерала», Червяков уже не может «объяснить», в приемной генерала он уже не человек:

    Экзекутор начал докладывать, а закончил, уже извинениями, человек:

    - я чихнул-с и... нечаянно обрызгал... Изв...

    И в очередной раз получил от генерала человеческое прощение. Но с каждым последующим извинением Червякова не чиновническая (в представлении Червякова - «беспутная» человеческая) реакция Бризжалова делает их окончательное объяснение все более невозможным. В то же время желание объяснить становится все более сильным…

    "Сердится, значит... Нет, этого нельзя так оставить... Я ему объясню..."

    ВТОРОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ

    И все более абсурдным, перерастающим в издевательство над генералом и собственное уничижение:

    - Ваше-ство! Ежели я осмеливаюсь беспокоить ваше-ство, то именно из чувства, могу сказать, раскаяния!.. Не нарочно, сами изволите знать-с!

    Это предпоследнее объяснение с генералом – очередной поворот в развитии конфликта рассказа. Червяков искренне возмущен, что генерал увидел в червяковской экзекуторской преданности чиновничьему делу насмешку. В конце концов, Иван Дмитрич даже называет генерала про себя фанфароном и в сердцах решает больше не извиняться перед генералом, который «не может понять» того, что понятно экзекутору!

    "Какие же тут насмешки? - подумал Червяков. - Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять! Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном!

    Однако сразу же, почему-то Червяков думает:

    Черт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!"

    Чехов не объясняет, почему Червяков не написал письма, каждый читатель может додумать сам:

    Так думал Червяков, идя домой. Письма генералу он не написал. Думал, думал, и никак не выдумал этого письма. Пришлось на другой день идти самому объяснять.

    КУЛЬМИНАЦИЯ

    Последнее объяснение Червякова – кульминация рассказа. И здесь за этим «объяснить» - все потрясения Ивана Дмитрича, низвергнувшие его из Блаженства в«Аркадии» в пучину человеческого произвола, чиновничьего страха, ужаса перед«сметь-смеяться» и все того же червяковского прежнего недоумения-непонимания, из-за которого он и предпринял череду этих извинений-экзекуций:

    Я вчера приходил беспокоить ваше-ство, - забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, - не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с... а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам... не будет...

    - Пошел вон!!! - гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.

    - Что-с? - спросил шепотом Червяков, млея от ужаса.

    - Пошел вон!! - повторил генерал, затопав ногами.

    РАЗВЯЗКА

    Развязка конфликта теперь понятна: чиновник Червяков не смог вынести падения с высот своей чиновничьей «аркадии». Вера в собственную чиновничью непогрешимость, неспособность к настоящим человеческим чувствам сделали дальнейшее существование невозможным: собственно Чехов и описывает только «смерть чиновника», а не смерть человека. Как только Иван Дмитрич надел новый вицмундир и пошел объяснить, он совсем перестал уже быть человеком, человек в нем (каким он должен быть по Чехову) умер уже давно. Червяков умер от того, что «в животе

    В произведении “Смерть чиновника” герои становятся невольными участниками пустяковой ситуации: Иван Дмитриевич сидя в театре чихнул и обрызгал лысину генералу Бризжалову. Червяков настолько раздул значение этого “происшествия”, что его жизнь превратилась в кошмар. Фамилия героя выдаёт его рабскую натуру, даже его мелкая должность соответствует ей. В характеристике героя важное место занимает внутренний монолог героя, он так переживает о том, что о нём подумает человек с высоким положением в обществе, что в итоге его жизнь обрывается.

    Характеристика героев “Смерть чиновника”

    Главные герои

    Червяков Иван Дмитриевич

    Однажды, находясь на представлении и испытывая настоящее блаженство, главный герой чихает и замечает, что сидящий перед ним старик вытирает лысину. Этот факт лишает момент блаженства, Червяков тут же извиняется перед этим человеком (узнав в нём генерала). Во время антракта герой повторно извиняется перед “потерпевшим”, хотя тот уже забыл об этой мелочи. Беспокойство нарастает и Червяков решает посетить генерала дома, чтобы прояснить ситуацию. Человек, привыкший преклоняться перед людьми высшего чина, Иван Дмитриевич становится сам не свой, преследует генерала с навязчивыми объяснениями.

    Генерал Бризжалов

    Статский генерал, пожилой человек. Он уважаем, его дом всегда полон гостей. Не придав происшествию никакого значения, тут же забывает о случившемся. Как всякий порядочный воспитанный человек, даёт понять, что пустяк забыт и возвращаться к его обсуждению не нужно. Терпеливо выслушивает извинения несколько раз. В последнюю встречу, не выдержав навязчивости и глупости Червякова, Бризжалов закричал: “Пошёл вон”.

    Второстепенные персонажи

    В рассказе Чехов ироничен до предела: его персонаж обруганный генералом, неспособный справиться со своей натурой раба, возвращается домой, ложится и умирает. Главные герои “Смерть чиновника” настолько отличаются духовно и морально, что разговаривают на разных языках. В каждом жесте и взгляде генерала Червяков видит скрытый смысл, обиду, подтекст. Привычка быть зависимым, отказ от здорового мышления играет решающую роль в судьбе героя. Трагичное и ироничное сочетается очень гармонично в произведениях Чехова. Его рассказы жизненны, глубоки, заставляют задуматься, понять законы, на которых держится общество. Тема “маленького человека” в рассказе сочетается с ограниченностью, забитостью, чинопочитанием, что очень характерно для того периода, который описывает автор. Сложная, запутанная иерархия превращала людей в подчинённых, лишая их возможности быть личностью. Очень остро и актуально звучит чеховское повествование и в наше время.

    «Мир «маленького» человека в маленьком рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника». Право на пресмыкательство.

    Сюжет, жанр, хронотоп.

    Цель : развитие читательской культуры и понимание авторской позиции.

    Результаты изучения предмета:

    Личностные результаты:
    - побудить учащихся задуматься о человеческом достоинстве.
    Метапредметные результаты:
    - умение слушать, рассуждать, комментировать, делать выводы;

    Работать с текстом, находить в нём нужную информацию, перерабатывать её; владеть речью (монологической, диалогической);
    Предметные результаты:
    в познавательно сфере - умение анализировать рассказ, дать характеристику Червякову, понимать и формулировать тему, идею;
    в ценностно-ориентационной сфере – дать оценку авторской задумки, высказать своё мнение;
    в коммуникативной сфере – воспринимать на слух чтение рассказа, отвечать на вопросы по тексту, строить монологический текст;
    в эстетической сфере – понимать, какую роль играет художественная деталь в создании образа.

      Наглядный материал.

    Мультимедийная презентация, портрет Чехова.

      Раздаточный материал.

    Текст рассказа «Смерть чиновника».

    Приложение 1. Рабочая карта учащегося (на каждого).

    Приложение 2. Дополнительный материал (на парту).

    Оформление доски

    Антон Павлович Чехов

    «Смерть чиновника»

    Мир «маленького человека» в маленьком рассказе Чехова ??????? Право на пресмыкательство

    Иллюстрации к рассказу.

    ??????? Отчего умер Иван Дмитрич Червяков?

    Сюжет, жанр, хронотоп. Эпиграф к уроку.

    Ничтожество своё сознавай, знаешь где? Перед Богом,

    пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед

    людьми. Среди людей нужно сознавать своё

    достоинство.

    А. Чехов – брату Михаилу

    Ход урока

      Целеполагание

    Сегодня мы продолжаем разговор о замечательном писателе Антоне Павловиче Чехове. Мы вспомнили его биографию, анализировали рассказ «Тоска», были на экскурсии в Доме-музее А.П. Чехова. Таким образом, хоть на немного, но окунулись в мир писателя. Вы уже убедились, я надеюсь, что недаром говорят о красоте чеховского произведения, где словам тесно, а мыслям просторно , где каждое слово значимо и ёмко, как глубокий сосуд с узким горлышком: заглянешь в него, а дна не увидишь…Но увидеть обязательно нужно: для этого необходимо освоиться – тогда глаза станут различать многое, чего не увидишь сразу, с яркого света…

    Обратимся к его рассказу «Смерть чиновника».

    На доске записаны ДВЕ ТЕМЫ УРОКА. Необычно…Я бы хотела, чтобы вы для себя в конце урока определили, какая тема для вас оказалась важнее.

    Сегодня будем анализировать рассказ Чехова «Смерть чиновника».

    ??? Что бы вы предложили для рассмотрения на уроке? (ответы учащихся)

    ЦЕЛИ: На сегодняшнем уроке

      проанализируем рассказ, поговорим о сюжете его, жанре, хронотопе;

      дадим характеристику главному персонажу;

      отследим, как развивается тема «маленького человека» в произведении Чехова;

      ответим на вопрос: Отчего умер Иван Дмитрич Червяков?

    По мере работы на уроке вы заполняете карты, которые находятся перед вами.

    Сегодня нам понадобится словарь к рассказу и дополнительный материал.

      Какова же история создания рассказа «Смерть чиновника»?

    (учащиеся рассказывают, пользуясь дополнительным материалом)

    История создания:

    По воспоминаниям Чехова, сюжет рассказа «Смерть чиновника» сообщил Антону Павловичу Бегичев (бывший директор московских театров). Он был прост: какой-то человек, неосторожно чихнувший в театре, на следующий день пришел к незнакомому человеку и стал просить извинения за то, что причинил ему в театре беспокойство. Забавный анекдотический случай. «Смерть чиновника» относится к так называемым ранним рассказам писателя. Опубликован в 1883 году в журнале «Осколки» с подзаголовком - «Случай». «Смерть чиновника», как и другие рассказы писателя, включены автором в сборник 1886 года «Пестрые рассказы».

      Мотивация познавательной активности

      До чтения. Прогноз.

    ??? О чём это произведение? Название – «Смерть чиновника». Ваш прогноз: о чём пойдёт речь?

      Знакомство с текстом.

      Ваши впечатления…

      Формирование умений и навыков

      Анализ эпиграфа к уроку.

    (Учитель зачитывает строки)

    Ничтожество своё сознавай, знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать своё достоинство.

    ????Так писал Антон Павлович своему брату Михаилу. Как вы понимаете эту мысль? Какое отношение эта цитата имеет к «Смерти чиновника»?

      Переходим непосредственно к анализу произведения. Сюжет.

    ??? Что такое сюжет?

    Ход событий в художественном тексте.

    ??? Назовите сюжетные элементы?

    Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, падение действия, , эпилог.

    Задание: Найдите и запишите сюжетные элементы в рассказе (запись в рабочих картах)

    1.Экспозиция. Иван Червяков в театре.
    2.Завязка. Чиновник чихнул и обрызгал генерала.
    3.Развитие действия. Червяков ходит извиняться к генералу.
    4.Кульминация. Генерал закричал и затопал ногами.
    5.Развязка. Чиновник умер.

    Задание: Составьте цитатный рассказа (запись в рабочих картах)

      «…Иван Дмитрич Червяков сидел во втором ряду кресел и…чувствовал себя на верху блаженства».
      2. «…нагнулся и…апчхи!!!»
      3. «…старичок…старательно вытирал свою лысину…»
      4. «Извиниться надо».
      5. «Я извинялся, да он как-то странно…»
      6. «Какие пустяки…»
      7. «Генерал, а не может понять!»
      8. «Пошёл вон!!!»
      9. «…он лёг на диван и…помер».

    ВЫВОД: Что нам дает такой расклад событий? Как всегда, у Чехова за простотой сюжета скрывается глубокий смысл. А познать его можно только благодаря художественным деталям, которые призваны донести читателю основную идею

    3. Следующий этап: Хронотоп.

    ??? Что такое хронотоп?

    Хронотоп -время и пространство в художественном произведении.

    Задание (групповая работа)

    Давайте вместе проанализируем время и пространство «Смерти чиновника».

    Время

    Пространство

    Один прекрасный вечер

    Театр «Аркадия»

    Тот же вечер

    Дома

    На другой день

    Приёмная генерала

    Тот же день

    Дома

    На другой день

    Приёмная генерала

    Тот же день

    Дома

    ??? Какие особенности хронотопа вы заметили?

    Всего три дня, чередование мест пребывания чиновника.

    ВЫВОД: Что дал нам анализ времени и пространства в произведении???

      Происходит, как бы нанизывание сюжета.

      Мы видим так называемые страдания героя.

      Можно определить жанр произведения.

    4. Жанр «Смерти чиновника»

    ??? Каков жанр произведения? Дайте определение рассказа.

    Рассказ – эпический жанр малого объёма, требующий не менее двух событий и ударной концовки. Для рассказа характерен режим экономии.

    ??? Докажите, что это рассказ (ответы учащихся)

    В рассказе «Смерть чиновника» очень небольшой объём, три , минимум событий, экономное повествование, неожиданный финал.

    Филологи утверждают, что чеховский рассказ – это сплав анекдота и притчи.

    Чеховский рассказ уходит своими корнями в традиции анекдота и притчи. Рассказы Чехова – сплав анекдота и притчи.
    (Анекдот (греч.) – короткий занимательный рассказ о неожиданном событии с непредсказуемой концовкой.
    Притча – небольшой рассказ в назидательной форме, претендующий на общечеловеческое обобщение)

    5. Очень часто писатели используют в своих произведениях так называемые Говорящие имена.

    ??? Что это за прием?

    ??? Зачем писатели используют в своих произведениях говорящие имена?

    ??? Вспомните говорящие имена в произведениях русской литературы?

    ??? Почему у Червякова есть имя, отчество, фамилия, а у генерала только фамилия? (для Чехова генерал второстепенная фигура. Для него важен Червяков. Генерал лишен имени и отчества, и это естественно, потому что мы видим его глазами Червякова, а тот видит только мундир (это слово часто повторяется в тексте) важной персоны)

    Посмотрите на значения имён.

    Иван (др. евр.) – Бог даровал, милость Божия.
    Дмитрий (др. греч.) – посвящённый Деметре, богине плодородия и земледелия.
    Червяков – червь, червяк, кольчатое, безногое животное, которое ползает, пресмыкается
    Бризжалов – брезжать – бренчать, звенеть дрожью, болтать; брезготать – кричать резким голосом, ворчать

    ??? Почему такой выбор?

    Иван. Бог даровал жизнь герою.

    Дмитрий. Связь с землёй, по которой ползает.

    Червяк. Животное, которое ползает по земле, пресмыкается.

    ВЫВОД: Герою сам Бог подарил жизнь человека, а он превратил её в жизнь животного.

    6. Ключевые слова

    Задание. Выпишите ключевые слова(глаголы), создающие образ чиновника.

    Глядел – 5 раз. Чихнул – 6 раз. Сконфузился – 3 раза.
    Обрызгал – 5 раз. Извиниться – 7 раз. Объяснить – 5 раз.
    Бормотал – 3 раза. Простите – 1 раз. Понять – 1 раз

    ??? Как они характеризуют Червякова?

    По мере работы над образом Червякова на доске записываем характеристику.

    Образ Червякова:

      скромный чиновник, «маленький человек»

      чиновник не по роду службы, апо натуре

      добровольно пресмыкается

      постоянно унижается

      отрекся от своего человеческого достоинства и т.д.

    7. Творческое задание. Представьте себе, что о смерти Червякова узнал генерал. Составьте монолог генерала после смерти чиновника.

    8. Интерпретация рассказа. «Маленький человек» Чехова

    А.П. Чехов обращается к традиционной теме «маленького человека»

    ??? Какие герои в русской литературе – «маленькие люди»? Приведите примеры.


    1. Все они занимают одно из низших мест в социальной иерархии.
    2. Приниженность, соединённая с ощущением несправедливости, уязвлённой гордостью.
    3. «Маленький человек» часто выступает в оппозиции к «значительному лицу» , а развитие сюжета строится главным образом как история обиды, оскорбления.

    ??? Червяков – «маленький человек»?

    Червякова можно было бы причислить к традиционному в русской литературе типу «маленького человека».

    Чехов совершенно по-другому преподносит нам тему «маленького человека».

    ??? Кто может сказать: в чем проявилось новаторство Чехова?

    За анекдотической ситуацией в юмористических рассказах Чехова часто проступает психологический парадокс. Парадокс – неожиданное, непривычное, противоречащее здравому смыслу.

    ??? О каком психологическом парадоксе идёт речь в рассказе «Смерть чиновника»?

    Традиционная в русской прозе о «маленьком человеке» пара грозный генерал – робкий чиновник в рассказе Чехова перевернулась: скромный чиновник превратился в угнетателя (палача), а превосходительство в угнетаемую жертву. Высокий бюрократический ранг Бризжалова не помешал ему остаться нормальным человеком. Червяков, напротив, и при своём малом чине не личность.
    Он писал брату Александру в 1885 году (уже после создания рассказа «Смерть чиновника») о «маленьких» людях: «Брось ты, сделай милость, своих угнетенных коллежских регистраторов! Неужели ты нюхом не чуешь, что эта тема уже отжила и нагоняет зевоту? И где ты там у себя в Азии находишь те муки, которые переживают в твоих рассказах чино-ши? Истинно тебе говорю, даже читать жутко! Реальнее теперь изображать коллежских регистраторов, не дающих жить их превосходительствам».

    ??? Вы согласны с такой мыслью М. Рыбниковой: « Это рассказ о СТРАХЕ. Генерал был крупный чиновник, а Червяков – мелкий чиновник. Такой был строй жизни, такая была система, что младшие до ужаса боялись старших. Он десять раз извинялся, тот на него накричал, Червяков испугался и умер » (ответы учащихся)

    Не в страхе дело. Червяков не понимает, почему генерал не обругал его. Ведь так ПОЛОЖЕНО. И умер Червяков вовсе не от испуга, а от того, что святые для него принципы нарушил человек высокого чина.

    ??? Зачем Червяков преследует генерала?

    В творчестве Чехова немало персонажей со стереотипным мышлением, которые живут по «программе». Червяков считает, что генерал должен унижать и карать мелкого чиновника за любую оплошность. Здесь показан «сбой» программы : Червяков не понимает , почему генерал не слушает его извинений. вроде бы делает всё правильно, но добивается обратного эффекта.

    ??? Отчего умер Червяков?

    Если Червяков и унижен в его человеческом достоинстве, то отнюдь не генералом Бризжаловым. Свое человеческое достоинство Червяков унижает , при этом весьма настойчиво, только сам . Итак, чеховский Червяков – чиновник не по роду службы или должности, но по натуре. Этот тип существует в любой среде и в любом народе. Он, увы, вечен, бессмертен. Герой «Смерти чиновника» умер оттого, что не был понят и удовлетворён в ПРАВЕ НА ПРЕСМЫКАТЕЛЬСТВО.

    ??? Почему Червяков умер, не снимая вицмундира?

    Нарушение логики в поступках людей в произведениях Чехова – это отражение алогизма, абсурдности самой действительности . Заглавие предваряет , в котором делается намёк на несовместимость каких-то понятий: смерть не человека, а чинуши, раба . Постоянно автор обращает внимание на несоответствие, контрастность причины и следствия (чиновник чихнул – чиновник «помер»). Безобидный Червяков оказывается своего рода тираном, деспотом. Червяков страшен потому, что на нём, на его добровольном пресмыкательстве , держится вся система низкопоклонства , чинопочитания, унижения и самоунижения.

    ??? Как Чехов относится к своему герою?

    В творческом развитии Чехова его ранние рассказы играют очень важную роль. В частности, резко меняется отношение писателя к забитому и приниженному человеку, ставшему таким по собственной вине . Вместо традиционной для предшествующей литературы жалости чувствуется презрение к подобным людям. И прекрасной иллюстрацией этого является рассказ «Смерть чиновника». В ситуации Червякова нет безысходности, и страдания его надуманны. Он сам себя добровольно загоняет в духовное рабство тем, что постоянно унижается, досаждая генералу своими извинениями. Поэтому вряд ли симпатии Чехова могут быть на стороне такого персонажа. Скорее это «антиидеал» автора.

    Рефлексия.

    ???Какую тему вы запишете в свою рабочую карту? Почему?

    ??? О чем же заставляет нас задуматься этот рассказ?

    О том, что человек всегда должен оставаться человеком, нигде не терять своего достоинства и ценить других прежде всего по человеческим качествам, а не по должностям. И убедил нас в этом писатель, посмеявшись над нелепой смертью чиновника Червякова, который забыл о своем человеческом достоинстве и уподобился червю.

    ??? Что делать, чтобы не стать таким, как чиновник Червяков?

    Оценки. Итог.

    По свидетельствам современников, Чехову могли быть известны случаи, схожие с описанным в рассказе "Смерть чиновника" (1883), однако это не означает, что произведение носит документальный характер. Если сюжет и мог быть взят писателем из жизни, то его психологическая трактовка - целиком заслуга Чехова.

    У героя рассказа весьма типичная для чеховских персонажей "говорящая" фамилия: Червяков, человек, который ведет себя в высшей степени омерзительно, полностью теряет человеческий облик, он превращается во что-то (именно что во "что-то"!) ничтожное, жалкое, даже, пожалуй, и на червяка не похожее... И происходит это потому, что в герое сидит крепко вбитое в него службой "чин чина почитай", от которого он не в состоянии избавиться даже тогда, когда, казалось бы, о службе можно забыть - ведь завязка действия происходит в театре, где герой наслаждается жизнью, "чувствовал себя на верху блаженства". Поведение Червякова настолько нелепо, что трудно поверить, что все это происходит с ним всерьез. Однако для него происходящее - вопрос, как выясняется в конце рассказа, жизни или смерти. Его настойчивое желание извиниться вполне понятно, но после того, как он это делает, он оказывается подчиненным страху, тому самому чиновничьему страху перед начальством, о котором когда-то писал Гоголь. Подобно тому, как Городничий ищет в словах Хлестакова смысл, которого в них нет и быть не может, Червяков так и не может поверить до конца, что генерал Бризжалов обо всем "уже забыл", и этот страх толкает его на самые нелепые с точки зрения здравого смысла поступки: он начинает преследовать генерала, пытаясь "объясниться", но вместо этого все больше и больше запутывается в своих объяснениях, вызывая в конце концов взрыв ярости у измученного его преследованием "чужого начальника".. Этого начальственного "Пошёл вон!!!" Червяков в прямом смысле слов не мог пережить: "Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер" Великолепна деталь: чиновник, проживший всю жизнь как чиновник, умерший от того, что в душе был чиновником, умер "не снимая вицмундира"… Чиновником...

    В анализируемом рассказе "Смерть чиновника" образ автора, как это и было присуще ранним рассказам Чехова, практически отсутствует, хотя авторская позиция выражена достаточно ясно: Чехов осуждает людей, которые не находят в себе сил оставаться людьми, теряют чувство собственного достоинства, поддаваясь внешним обстоятельствам. Он высмеивает Червякова, однако этот смех нельзя назвать ни юмористическим, ни сатирическим, скорее, Чехову больно за героя, который сам не осознаёт собственного ничтожества.