Войти
В помощь школьнику
  • Учитель татьяна писаревская
  • Синтетические и искусственные высокомолекулярные соединения Искусственное соединение элементов содержания и формы
  • Кристаллические решетки в химии Ионная кристаллическая решетка
  • Отличительные черты личности
  • Аномальные зоны тверской
  • Про легендарную разведывательную "Бешеную роту", позывной "Гюрза" История роты гюрзы
  • Героизм и патриотизм в повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба" методическая разработка по литературе (7 класс) на тему. Патриотизм в повести Тарас Бульба (7 класс, Гоголь) сочинение Сила духа Тараса Бульбы

    Героизм и патриотизм в повести Н. В. Гоголя

    Патриотизм и героизм в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

    Класс: 7

    Цели урока:

    образовательные:

    Формировать навыки анализа текста литературного произведения;

    Актуализировать знания о понятиях героизма и патриотизма;

    Увидеть, как показаны в тексте повести героизм и патриотизм казаков;

    Проконтролировать такие общеучебные навыки, умение работать со словарем, умение составлять схемы, обобщать;

    развивающие:

    Развивать способности работать с текстом: находить нужный материал, сопоставлять и сравнивать, делать выводы;

    Формировать навыки к самостоятельной познавательной деятельности;

    Оттачивать умение аргументировать свою позицию;

    воспитывающие:

    Воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости;

    Содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании;

    Тип урока: комбинированный.

    Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

    Основная часть

    Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

    К. Г. Паустовский

    1. Организационный момент

    2. Актуализация знаний

    Прием «Двуцветный светофор»

    (СЛАЙД №1)

    Ребята, на нашем литературном светофоре всего два цвета: красный - доступ к новой информации, которую вы можете узнать на уроке, закрыт; зеленый - открыт, и мы начинаем. Как вы думаете, что поможет нам изменить сигнал светофора с красного на зеленый? (Правильные ответы на вопросы)

    Верно, ведь без этих знаний нам с вами будет трудно двигаться дальше. Ответить на вопросы нам поможет просмотр фрагмента замечательной экранизации повести «Тарас Бульба» режиссера Владимира Бортко (скачать фильм можно здесь: https://rutube.ru/video/1eea0f949c89f4cc1ccf07dc1ac8dcc7/ )

    Просмотр фрагментов экранизации повести, режиссер - Владимир Бортко (00:35:37-00:41:47)

    Какой эпизод произведения в нем отражен? (Кошевой атаман решает идти на Польшу, чтобы отомстить за всё зло, причиненное врагами, и за посрамление православной веры).

    Каковы истоки конфликта между поляками и украинскими казаками? (Православное население Речи Посполитой отказывалось принимать унию и, как следствие, верховенство Папы Римского и католической церкви. Поляки начали преследовать недовольных, и уже к концу XVI века масса украинского населения стала воспринимать польскую католическую шляхту в качестве своего главного врага)

    Какова идея произведения? (Показать истинных защитников христианской веры и православной церкви, отважных борцов за национальную независимость. Во второй редакции повести писатель подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народа)

    3. Самоопределение к деятельности

    Прием «Гадание на словарях» (СЛАЙД № 2)

    Молодцы, ребята, справились с вопросами, можно идти дальше! Но для этого нам нужно определить тему урока и поставить перед собой цели, т.е. немного заглянуть в будущее. А узнать то, что нас ждет, поможет гадание на словарях. На ваших партах лежат словари. Я буду называть страницу и строку, а вы зачитывать определение того понятия, которое вам выпадет.

    Обучающие читают определения, записывают его в тетрадь.

    Патриотизм - любовь к Родине, преданность своему Отечеству, народу

    Героизм -

    1) мужество, стойкость, самоотверженность, проявляемые в критической ситуации;

    2) способность к совершению подвига; высшее проявление патриотизма

    А теперь попробуйте определить тему (Изображение патриотизма и героизма в повести «Тарас Бульба») (СЛАЙД № 3)

    Запись темы и эпиграфа в тетрадь.

    4. Работа по теме урока

    Николай Васильевич Гоголь в своем произведении прославляет казаков - смелых и мужественных воинов, настоящих патриотов. Сегодня наша главная цель - увидеть, в каких поступках проявляется патриотизм и героизм казаков - героев повести (СЛАЙД № 4). Время, показанное в повести, невероятно тяжелое: огнем и мечом пыталась шляхта подчинить и «ополячить» украинский народ. Но ведь не случайно говорят, что суровые времена рождают сильные характеры.

    Давайте вспомним, за что боролись казаки.

    Прием «Кластер » (СЛАЙД № 5)

    Совершенно верно, именно из этого и складывалось для казаков понятие Родина. Как вы считаете, это достойные цели? (Да, достойные, ради них нужно сражаться до конца)

    Работа с текстом в группах

    Прием «Бланк заказов»

    Ребята, чтобы достичь цели нашего урока, нам нужно обратиться к тексту повести, обратите внимание на раздаточный материал на ваших партах (см. Приложение 2). Работать вы будете с этими эпизодами повести в группах. Каждая группа получает бланк заказа (см. Приложение 1), где заказ - это вопросы, на которые вы должны ответить, работая с текстом.

    5. Динамическая пауза

    Прием «Восстанови хронологию»

    Ребята, вы старательно работали над заданием, теперь давайте немного отвлечемся и подвигаемся. На доске в хаотичном порядке расположены события повести. Ваша задача - быстро восстановить их хронологию, выбегая друг за другом к доске. Если увидели, что ваш одноклассник допустил ошибку, ее нужно исправить и только потом сделать свой «ход».

    1. Приезд сыновей Бульбы домой. Принятие решения поездки на Сечь.

    2. Дорога до Сечи.

    3. Жизнь казаков на Сечи.

    4. Новости о гетьманщине. Запорожцы уезжают из Сечи.

    5. Андрий помогает ляхам.

    6. Переход Андрия на сторону поляков.

    7. Подмога приходит в польский город. Бульба узнает о переходе Андрия на сторону врага. Битва заканчивается поражением поляков.

    8. Разделение казаков. Речь Бульбы перед боем.

    9. Битва. Тарас убивает Андрия. Остапа забирают в плен, а Тарас тяжело болен.

    10. Бульба едет к Янкелю, чтобы он привез его в Польшу к Остапу.

    11. Казнь Остапа.

    12. Гибель Тараса Бульбы.

    А теперь проверьте себя! (СЛАЙД № 6)

    6. Подведение итогов работы с текстом

    Ребята, сейчас вам нужно будет обратиться к своим бланкам заказа. Наша задача - объединить «добытые» на уроке знания, собрать их в одну воображаемую корзину. (На доску крепится изображение корзины, обучающиеся выходят к доске и коротко записывают ответы на вопросы, остальные записывают в тетрадь)

    Прием «Корзина знаний» (СЛАЙД № 7)

    В чем мы видим патриотизм и героизм героев повести?

    (СЛАЙД № 8)

    В беззаветной любви к своей Родине («Так любить, как русская душа, никто не может» );

    В верном товариществе («Нет уз святее товарищества!» );

    В непоколебимой вере в силу и могущество своей Родины («Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!» );

    (СЛАЙД № 9)

    В стремлении защитить свою свободу, веру, семью, обычаи, культуру

    В доблестном и отважном сражении с врагами («Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!» );

    В неприятии и непрощении предательства («Я тебя породил, я тебя и убью!» );

    (СЛАЙД № 10)

    В бесстрашии положить свою жизнь во благо Родины;

    В способности вынести страшные муки и не издать ни звука («…Ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его» ).

    7. Рефлексия. Прием «Смс другу» (СЛАЙД № 11)

    На экранах ваших бумажных телефонов (см. Приложение 3) вам нужно коротко ответить на вопрос: «Почему стоит прочитать повесть «Тарас Бульба»?

    8. Осуществление метапредметных связей

    - Мне очень понравилось одно из ваших сообщений другу: «Обязательно прочти повесть «Тарас Бульба», потому что она учит быть настоящим патриотом и Человеком с большой буквы». Браво! Вы смотрите в самую глубь! Для этого мы и изучаем так подробно это произведение, ведь без патриотов и героев не стоит ни одно государство. И Русская земля до сих пор рождает смелых и отважных парней, готовых стоят за свою Родину и свободу до конца!

    Сообщение о Евгении Родионове (рассказывает заранее подготовленный ученик) ( СЛАЙД № 12)

    Пограничник Евгений Родионов так же, как и герои повести «Тарас Бульба», стоял за свою Родину и веру до конца! Молодой парень попал в плен в феврале 1996 года. Он бы мог остаться в живых, но в том случае, если бы снял нательный крестик и назвал себя мусульманином. «Сними Крест! Аллахом клянемся, жить будешь!» - требовали боевики. Евгений остался верен Православной вере и своей Родине, за что был мученически обезглавлен . Казнь состоялась в праздник Вознесения Господня в день рождения солдата - ему исполнилось 19 лет. Сейчас воин Евгений Родионов прославлен как местночтимый святой Астраханско-Енотаевской Епархии в лике мучеников и в честь него заложен храм в Ханкале .

    9. Заключительно слово учителя (СЛАЙД № 13)

    Ребята, спасибо большое за урок! Я надеюсь, вы вырастите настоящими патриотами, потому что…

    Учитель возвращается к эпиграфу урока, его зачитывают дети:

    - … Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

    Пусть в вашей груди всегда бьется горячее сердце. А завершить урок я бы хотела стихотворением Константина Симонова.

    Учитель читает наизусть стихотворение, на экране (СЛАЙД № 14) фрагмент фильма «Казнь Тараса Бульбы» *

    К концу уже близок геройский рассказ.

    Багровое солнце висит над степями.

    В дыму задыхается старый Тарас,

    Прикрученный к дубу тройными цепями.

    Мы вспомним Тараса и песню споем,

    Как пули свистели в клубящемся прахе,

    Как трое танкистов сгорели живьем,

    Не сдавшись в неволю на Киевском шляхе,

    Мы шапки над павшими снимем не раз.

    С отцами бывало и с нами бывает…

    Горит над стремниною старый Тарас,

    И пламя седые усы обвивает.

    10. Домашнее задание (СЛАЙД № 15)

    Анализ эпизода «Остап убивает Андрия» (по плану в тетради)

    ___________________________________

    *Примечание. Если эпизод не воспроизводится на слайде, скачать его можно по ссылке:

    Заключение

    Важнейшую роль в воспитательном процессе современной школы играет формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма. Эта работа имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.

    Применение данной методической разработки на уроках литературы дает отличные результаты. Учащиеся не просто рассуждают об отвлеченных понятиях патриотизма и героизма, но и видят, как эти качества проявляются на деле. Увидеть истинных патриотов и людей, верных своей вере и культуре, учащиеся могут не только в образах героев повести Гоголя, но и среди реальных людей. Этому способствует осуществление метапредметных связей (рассказ об Евгении Родионове).

    Открытый урок «Патриотизм и героизм в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» был проведен в 7 классе МБОУ «Токурская СОШ», получены положительные результаты. Это можно увидеть по ответам на вопрос рефлексии: «Зачем нужно читать и изучать повесть «Тарас Бульба»?

    «Обязательно прочти повесть «Тарас Бульба», потому что она учит быть настоящим патриотом и Человеком с большой буквы».

    «Прочитай повесть «Тарас Бульба», чтобы увидеть настоящих патриотов и героев. Пусть они всегда будут для тебя примером самоотверженности и мужества, ведь ты будущий мужчина».

    «Прочитай «Тараса Бульбу», чтобы знать, как жить и ради чего нужно жить и можно умереть».

    «Обязательно прочти повесть «Тарас Бульба», чтобы знать, кто такой настоящий патриот и самому быть им».

    Разработка данного классного часа может быть полезна любому учителю литературы, который стремится не только учить, но и воспитывать.

    Список использованной литературы и источников

    1. Ерохина Е.Л. Анализ произведений русской литературы. 7 класс. ФГОС / Е.Л. Ерохина. - М.: Издательство «Экзамен», 2017 год. - 158, с.

    2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2015. - 400 с. - (В помощь школьному учителю).

    3. Гоголь Н.В. Тарас Бульба / А.С.Пушкин // СПб.: Азбука, 2015. - 320 с. - ил.

    4. Симонов К.М. Стихи о войне / К.М.Симонов//М.: Эксмо, 2010. - 336 с.

    5. Алабугина Ю.В. Школьный толковый словарь русского языка: более 5000 слов / Ю.В. Алабугина, Е.Е.Зорина. - М.: АСТ, 2013. - 512 с.

    Приложение 1

    «Бланк заказа» для работы с текстом

    Бланк заказа №

    Заказ

    Ответ

    Выпол-

    нено

    В чем мы видим патриотизм героев (слова, поступки)?

    Как показан героизм - высшая степень патриотизма?

    Какие языковые средства использует писатель, чтобы передать патриотизм и героизм героев?

    Приложение 2

    Эпизоды из повести «Тарас Бульба» для работы с текстом

    Приложение 3

    Изображения телефонов для рефлексии, необходимо распечатать и вырезать.

    Знаменитый бестселлер своего времени «Тарас Бульба», написанный Николаем Васильевичем Гоголем, до сих пор интересует не только литературоведов и историков, но и простых граждан своей страны, которые неравнодушны к судьбе Родины. Сочинение на тему «Патриотизм» приходилось писать каждому из нас в школьные годы. О патриотизме в повести «Тарас Бульба» пойдет речь ниже.

    Время и цель возникновения казачества

    Когда возникло казачество, спросите вы? А появилось оно довольно давно, в далеком 16 веке, когда на Украине (тогда она была частью, окраиной современной России) происходил передел земель. Поляки и литовцы, объединившись в одно государство, Речь Посполитую, начали войну с тогдашней Украиной, оккупировав их земли. Держава, которая не признавала унию (соглашение об объединении православной и католической церквей), стала враждовать с Речью. Сочинение на тему «Патриотизм», написанное нами, расскажет об особенном войске - казачестве.

    Беглые крепостные крестьяне, отчаянные парни, просто любители приключений шли к казакам в их место дислокации - Запорожскую Сечь. Называлась она так, поскольку находилась за порогами реки Днепр, окруженная поваленными деревьями в качестве укрепления (сечью).

    Казачество - сила!

    Строгие порядки, которые придумали казаки на своей территории, обязательно должны войти в сочинение на тему «Патриотизм повести "Тарас Бульба"».

    Привезенные на Сечь главным героем, полковником казачества Тарасом Бульбой, сыновья его были поражены строгостью нравов. И Андрий, и Остап прониклись сценой наказания убийцы. За то, что в пьяной драке казак зарезал своего товарища, с ним поступили жестоко - похоронили вместе с убитым. Так закалялся характер казаков. Это делало их более организованными. Каждый из них боялся совершить проступок. Все казаки были очень патриотично настроены, не боялись биться за Родину до смерти и умирали с именем своей страны на устах. Достаточно вспомнить сцену битвы казаков с «крылатыми» польскими воинами. С каким рвением каждый из них брался за саблю и шел в бой, не боясь никаких преград! Обладая достаточной физической подготовкой, казаки довольно успешно выигрывали битвы. Когда кому-то из них все же приходилось умереть, они до последнего прославляли Родину (атаман Кукубенко, казак Шило и другие).

    Андрий и измена Родине

    О ком будет сочинение на тему «Патриотизм на войне», если за основу будет взята повесть «Тарас Бульба»? Ну, конечно же, о Тарасе и его сыне Остапе.

    Тарас Бульбенко, по прозвищу Бульба, был человеком строгих принципов и патриотичным, бесстрашным казаком.

    Когда оба его сына вернулись из бурсы, в которой обучались, он немедленно повез их на Запорожье. Его мечтой было вырастить настоящих воинов. И действительно, парни замечательно проявили себя в бою, быстро свыклись с порядками и образом жизни на Сечи, но каждый из них пошел своей дорогой.

    Андрий, влюбившись в дочь польского воеводы, перешел на сторону врага, забыв отца, брата, казачий долг.

    Должен ли он войти в наше сочинение на тему «Патриотизм»? Вряд ли. Он предал свою Родину, оказался совсем непатриотичным, в отличие от его отца. Малознакомая женщина смогла стать для него роднее самых близких людей.

    Он ни слова не вымолвил отцу, встретившись с ним лицом к лицу. Тарас, скрепя сердце, убивает собственного сына-предателя.

    Отец и сын. Истинные патриоты

    Несомненно, настоящими патриотами повести «Тарас Бульба» являются отец и его сын Остап. Многое им пришлось пройти, чтобы одержать победу над Польшей. Но Остапу это так и не удалось: он был взят в плен и впоследствии казнен на площади. Сцена расправы над Остапом показала все самые сильные стороны русского казачества: силу, непоколебимость, патриотизм, выносливость. Перед тем как повесить, шляхтичи долго издевались над воином, ломая ему кости и избивая. Но ни слова не произнес настоящий казак, истинный христианин, как он сам себя назвал.

    Не менее жестокой смертью умер и сам Тарас. Потеряв обоих сыновей, он не знал меры в бою. Он сжег множество поселений, католических церквей, разорил не один дом. Так он «справлял поминки» по любимому Остапу. Польское правительство, напуганное таким размахом действий Тараса, решило поймать его и казнить у всех на виду. Не так-то просто это им удалось, помог лишь случай. Бульба случайно уронил в поле трубку (или, как тогда ее называли, люльку), наполненную табаком. Будучи настоящим патриотом, не захотел он врагам даже ее оставить. При попытке поднять люльку он и был схвачен врагами.

    Казнили Тараса очень жестоко: сожгли заживо, привязав к дереву и прибив к нему руки гвоздями. Но и тогда наш казак проявил героизм: увидев сверху все, что происходит, он прокричал своим собратьям, чтобы те прыгали со скалы вводу, иначе они потерпят поражение. Послушав батьку, казаки победили в битве. А сам Тарас сгорел у всех на виду с патриотичными репликами о русской земле на устах.

    Почему патриотизм всегда в моде?

    Сочинение на тему «Патриотизм» сможет написать любой семиклассник, изучив это произведение в школе. Но помимо всего прочего, ребята должны понимать, что эта тема актуальна во все времена, как в 16 веке, так и в нашем, 21-м. Когда страна сплочена, когда все ее жители смотрят в одном направлении, никакая война не страшна! Можно попробовать написать сочинение на тему «Патриотизм - это модно!», чтобы показать актуальность этого произведения и по сей день. Казаки смогли одержать победу, поскольку были очень организованы и патриотичны. Стоит и каждому из нас взять пример с этих сильных, волевых людей!

    Судьба народная , волновавшая А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, стала источником вдохновения и для Н. В. Гоголя.

    В своей повести Гоголь сумел воссоздать эпическую мощь и величие борьбы украинского народа за свою национальную независимость и вместе с тем раскрыть историческую трагедию этой борьбы. Эпической основой повести «Тарас Бульба» стало национальное единство украинского народа, сложившееся в борьбе с иноземными поработителями, а также то, что Гоголь, изображая прошлое, возвысился до всемирно-исторической точки зрения на судьбы целого народа. С глубоким сочувствием освещает Гоголь героические подвиги запорожцев, создавая героически-могучие характеры Тараса Бульбы и других казаков, показывая их преданность родине, мужество, широту натуры. Тарас Бульба - главный герой повести.

    Это исключительная личность, в которой отражаются лучшие качества не какой-то отдельной группы, а всего казачества в целом. Это могучий человек - с железной волей, щедрой душой и неукротимой ненавистью к врагам своей отчизны. По словам автора, за Тарасом Бульбой, народным героем и вождем, стоит «вся нация, ибо переполнилось терпение народа, - поднялась отомстить за осмеянье прав своих». Своими ратными подвигами Тарас уже давно заслужил право на отдых. Но вокруг священных границ его земли бушует враждебное море социальных страстей, и это не дает ему покоя. Превыше всего Тарас Бульба ставит любовь к отечеству.

    Общенародное дело становится его личным делом, без которого он не представляет своей жизни. На оборону родины он снаряжает и своих сыновей, только что окончивших Киевскую бурсу.

    Им, как и Тарасу Бульбе, чужды мелкие эгоистические желания, корыстолюбие или жадность. Как и Тарас, они презирают смерть. У этих людей однавеликая цель - укрепление объединяющего их товарищества, защита родины и веры. Они живут, как богатыри, и умирают, как исполины. Повесть «Тарас Бульба» - народно-героическая эпопея.

    В судьбах ее главных действующих лиц воссоздается одно из крупнейших событий истории Русской земли. До повести Н. В. Гоголя не было в русской литературе таких ярких, выразительных и могучих выходцев из народной среды, как Тарас Бульба, его сыновья - Остап и Андрий, и другие запорожцы. В лице Гоголя русская литература сделала огромный шаг вперед в изображении народа как могучей силы исторического процесса.

    Судьба народная, волновавшая А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, стала источником вдохновения и для Н. В. Гоголя. В своей повести Гоголь сумел воссоздать эпическую мощь и величие борьбы украинского народа за свою национальную независимость и вместе с тем раскрыть историческую трагедию этой борьбы.

    Эпической основой повести «Тарас Бульба» стало национальное единство украинского народа, сложившееся в борьбе с иноземными поработителями, а также то, что Гоголь, изображая прошлое, возвысился до всемирно-исторической точки зрения на судьбы целого народа.

    С глубоким сочувствием освещает Гоголь героические подвиги запорожцев, создавая героически-могучие характеры Тараса Бульбы и других казаков, показывая их преданность родине, мужество, широту натуры.

    Тарас Бульба - главный герой повести. Это исключительная личность, в которой отражаются лучшие качества не какой-то отдельной группы, а всего казачества в целом. Это могучий человек - с железной волей, щедрой душой и неукротимой ненавистью к врагам своей отчизны. По словам автора, за Тарасом Бульбой, народным героем и вождем, стоит « вся нация, ибо переполнилось терпение народа, - поднялась отомстить за посмеянье прав своих». Своими ратными подвигами Тарас уже давно заслужил право на отдых. Но вокруг священных границ его земли бушует враждебное море социальных страстей, и это не дает ему покоя. Превыше всего Тарас Бульба ставит любовь к отечеству. До тех пор, пока рубежи родины в опасности, а руки держат саблю, он считает себя добровольно мобилизованным. Общенародное дело становится его личным делом, без которого он не представляет своей жизни. На оборону родины он снаряжает и своих сыновей, только что окончивших Киевскую бурсу.

    Им, как и Тарасу Бульбе, чужды мелкие эгоистические желания, корыстолюбие или жадность. Как и Тарас, они презирают смерть. У этих людей одна великая цель - укрепление объединяющего их товарищества, защита родины и веры. Они живут, как богатыри, и умирают, как исполины.

    Повесть «Тарас Бульба» - народно-героическая эпопея. В судьбах ее главных действующих лиц воссоздается одно из крупнейших событий истории Русской земли. До повести Н. В. Гоголя не было в русской литературе таких ярких, выразительных и могучих выходцев из народной среды, как Тарас Бульба, его сыновья - Остап и Андрий, и другие запорожцы. В лице Гоголя русская литература сделала огромный шаг вперед в изображении народа как могучей силы исторического процесса.

    2 вариант

    Николай Васильевич Гоголь жил и работал в Петербурге, там он познакомился с А. С. Пушкиным, начал писать свои первые произведения. Н. В. Гоголя всегда интересовала история украинского народа. Он настойчиво изучает исторические сочинения, летописи, собирает народные песни и предания. В 1835 году из-под пера Н. В. Гоголя появляется повесть «Тарас Бульба» - поэтическое повествование о героическом прошлом украинского народа.

    В то суровое время, которое описывает Н. В. Гоголь в своем произведении, на украинских землях хозяйничали польские паны. Они угнетали крестьян. Многие украинцы, не выдержав гнета, бежали в широкие степи, в низовья Днепра. Там, на острове Хортица, вступали они в казацкое товарищество и защищали родную землю от польской шляхты, татар и турок. В жестокой борьбе закалялись железные характеры украинских рыцарей.

    Главный герой повести - старый казак Тарас Бульба. Его основная черта - беззаветный патриотизм. Он гордится своими сыновьями, видит в них «добрых казаков», способных послужить на благо родины. И когда младший из сыновей, Андрий, предает товарищей и отказывается от своей отчизны, Бульба убивает его, потому что не может вынести такого позора. Ведь для казака нет ничего страшнее, чем предать своих товарищей, свою родину и веру. И отдают они свои жизни за благословенное дело со словами: «Не жаль расстаться со светом. Дай бог и всякому такой кончины! Пусть же славится до конца века Русская земля!» Погибает за родину и Остап, старший сын Бульбы, и многие другие славные казаки, и сам Бульба. Последние мгновения его жизни полны героизма и беззаветной любви к товарищам и оружию. Он думает не о себе, не об огне, который разводят поляки, чтобы сжечь его заживо. Бульба помогает казакам спастись, дает им советы, чтобы они и дальше жили и продолжали защищать родину от врагов.

    Читая повесть Н. В. Гоголя, мы восхищаемся силой характеров казаков, их беззаветным патриотизмом. Подобная любовь к родине должна служить примером для всех последующих поколений.

    Тема: Патриотизм и героизм в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

    Класс: 7

    Цели урока:

    предметные:

    Формировать навыки анализа текста литературного произведения;

    Актуализировать знания о понятиях героизма и патриотизма;

    Увидеть, как показаны в тексте повести героизм и патриотизм казаков.

    метапредметные:

    Проконтролировать такие общеучебные навыки, как умение работать со словарем, умение составлять схемы, обобщать;

    Развивать способности работать с текстом: находить нужный материал, сопоставлять и сравнивать, делать выводы;

    Формировать навыки к самостоятельной познавательной деятельности;

    Оттачивать умение аргументировать свою позицию;

    Воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости через художественное слово.

    Тип урока: комбинированный.

    Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

    К. Г. Паустовский

    ЭТАПЫ УРОКА

    Показ фрагмента экранизации повести «Тарас Бульба» режиссера В.Бортко (с 35:37 – 41:47)

    Фронтальный опрос:

    Какой эпизод произведения в нем отражен?

    Каковы истоки конфликта между поляками и украинскими казаками?

    Какова идея произведения?

    Просмотр фрагмента фильма.

    Ответы на вопросы:

    Кошевой атаман решает идти на Польшу, чтобы отомстить за всё зло, причиненное врагами, и за посрамление православной веры.

    Православное население Речи Посполитой отказывалось принимать унию и, как следствие, верховенство Папы Римского и католической церкви. Поляки начали преследовать недовольных, и уже к концу XVI века масса украинского населения стала воспринимать польскую католическую шляхту в качестве своего главного врага.

    Показать истинных защитников христианской веры и православной церкви, отважных борцов за национальную независимость. Во второй редакции повести писатель подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народа.

    Проверка д/з

    Опрос

    Запись темы

    Постановка целей

    Патриотизм – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, народу.

    Героизм –

    1) мужество, стойкость, самоотверженность, проявляемые в критической ситуации;

    2) способность к совершению подвига; высшее проявление патриотизма.

    А теперь попробуйте определить тему (Изображение патриотизма и героизма в повести «Тарас Бульба»)

    Работа по теме урока

    1.Слово учителя

    Николай Васильевич Гоголь в своем произведении прославляет казаков – смелых и мужественных воинов, настоящих патриотов. Сегодня наша главная цель – увидеть, в каких поступках проявляется патриотизм и героизм казаков – героев повести.

    Время, показанное в повести, невероятно тяжелое: огнем и мечом пыталась шляхта подчинить и «ополячить» украинский народ. Но ведь не случайно говорят, что суровые времена рождают сильные характеры.

    2. Давайте вспомним, за что боролись казаки. Задание «кластер».

    Из этого и складывалось для казаков понятие Родина. Как вы считаете, это достойные цели?

    3. В тексте есть немало афоризмов, которые и сегодня мы используем в речи. Одна часть написана на одной половине доски, вторая – на другой (скрыта).

    4.Задание «бланк заказов».

    Ребята, чтобы достичь цели нашего урока, нам нужно обратиться к тексту повести, обратите внимание на раздаточный материал на ваших партах. Работать вы будете с этими эпизодами повести в парах. Заказ – это вопросы, на которые вы должны ответить, работая с текстом.

    Наша задача – объединить «добытые» на уроке знания, собрать их воедино.

    В чем мы видим патриотизм и героизм героев повести?

    6.Творческое задание «СМС другу».

    На экранах ваших бумажных телефонов вам нужно коротко ответить на вопрос: «Почему стоит прочитать повесть «Тарас Бульба»?

    Выставление оценок.

    Работа в парах.

    Чтение фрагментов.

    Заполнение бланков.

    В беззаветной любви к своей Родине («Так любить, как русская душа, никто не может»

    В верном товариществе («Нет уз святее товарищества!»

    В непоколебимой вере в силу и могущество своей Родины («Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!»

    В стремлении защитить свою свободу, веру, семью, обычаи, культуру

    В доблестном и отважном сражении с врагами («Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!»

    В неприятии и непрощении предательства («Я тебя породил, я тебя и убью!»

    В бесстрашии положить свою жизнь во благо Родины;

    В способности вынести страшные муки и не издать ни звука («…Ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его».

    Выполняют задание. Желающие зачитывают ответы.

    Учащиеся сдают бланки заказов, рефлексию.

    Итоги урока

    Вл.Кушнер: «Времена не выбирают…В них живут и умирают».

    У каждой эпохи свои герои.

    Работа с эпиграфом урока.

    А завершить урок хотелось бы стих-м Константина Симонова.

    На экране фрагмент фильма «Казнь Тараса Бульбы».

    (2 :03:30-2:07:30)

    К концу уже близок геройский рассказ.

    Багровое солнце висит над степями.

    В дыму задыхается старый Тарас,

    Прикрученный к дубу тройными цепями.

    Мы вспомним Тараса и песню споем,

    Как пули свистели в клубящемся прахе,

    Как трое танкистов сгорели живьем,

    Не сдавшись в неволю на Киевском шляхе,

    Мы шапки над павшими снимем не раз.

    С отцами бывало и с нами бывает…

    Горит над стремниною старый Тарас,

    И пламя седые усы обвивает.

    Домашнее задание

    1. Решить кроссворд.

    2. Эссе: Над чем заставила меня задуматься повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»? (по желанию)

    Рефлексия

    Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке, свое настроение, закрасив индикаторы батареи.

    КРОССВОРД

    По горизонтали:

    1.Предмет, который дала мать своим детям перед разлукой?

    2.Назовите по-другому глиняную кружку.

    3.Что такое «черенок»?

    По вертикали:

    4. Что такое пундики?

    5. Предмет, на котором воины писали свой девиз, призыв?

    6. Что такое очкур?