Героизм и патриотизм в повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба" методическая разработка по литературе (7 класс) на тему. Патриотизм в повести Тарас Бульба (7 класс, Гоголь) сочинение Сила духа Тараса Бульбы
Патриотизм и героизм в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Класс: 7
Цели урока:
образовательные:
Формировать навыки анализа текста литературного произведения;
Актуализировать знания о понятиях героизма и патриотизма;
Увидеть, как показаны в тексте повести героизм и патриотизм казаков;
Проконтролировать такие общеучебные навыки, умение работать со словарем, умение составлять схемы, обобщать;
развивающие:
Развивать способности работать с текстом: находить нужный материал, сопоставлять и сравнивать, делать выводы;
Формировать навыки к самостоятельной познавательной деятельности;
Оттачивать умение аргументировать свою позицию;
воспитывающие:
Воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости;
Содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании;
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Основная часть
Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.
К. Г. Паустовский
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Прием «Двуцветный светофор»
(СЛАЙД №1)
Ребята, на нашем литературном светофоре всего два цвета: красный - доступ к новой информации, которую вы можете узнать на уроке, закрыт; зеленый - открыт, и мы начинаем. Как вы думаете, что поможет нам изменить сигнал светофора с красного на зеленый? (Правильные ответы на вопросы)
Верно, ведь без этих знаний нам с вами будет трудно двигаться дальше. Ответить на вопросы нам поможет просмотр фрагмента замечательной экранизации повести «Тарас Бульба» режиссера Владимира Бортко (скачать фильм можно здесь: https://rutube.ru/video/1eea0f949c89f4cc1ccf07dc1ac8dcc7/ )
Просмотр фрагментов экранизации повести, режиссер - Владимир Бортко (00:35:37-00:41:47)
Какой эпизод произведения в нем отражен? (Кошевой атаман решает идти на Польшу, чтобы отомстить за всё зло, причиненное врагами, и за посрамление православной веры).
Каковы истоки конфликта между поляками и украинскими казаками? (Православное население Речи Посполитой отказывалось принимать унию и, как следствие, верховенство Папы Римского и католической церкви. Поляки начали преследовать недовольных, и уже к концу XVI века масса украинского населения стала воспринимать польскую католическую шляхту в качестве своего главного врага)
Какова идея произведения? (Показать истинных защитников христианской веры и православной церкви, отважных борцов за национальную независимость. Во второй редакции повести писатель подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народа)
3. Самоопределение к деятельности
Прием «Гадание на словарях» (СЛАЙД № 2)
Молодцы, ребята, справились с вопросами, можно идти дальше! Но для этого нам нужно определить тему урока и поставить перед собой цели, т.е. немного заглянуть в будущее. А узнать то, что нас ждет, поможет гадание на словарях. На ваших партах лежат словари. Я буду называть страницу и строку, а вы зачитывать определение того понятия, которое вам выпадет.
Обучающие читают определения, записывают его в тетрадь.
Патриотизм - любовь к Родине, преданность своему Отечеству, народу
Героизм -
1) мужество, стойкость, самоотверженность, проявляемые в критической ситуации;
2) способность к совершению подвига; высшее проявление патриотизма
А теперь попробуйте определить тему (Изображение патриотизма и героизма в повести «Тарас Бульба») (СЛАЙД № 3)
Запись темы и эпиграфа в тетрадь.
4. Работа по теме урока
Николай Васильевич Гоголь в своем произведении прославляет казаков - смелых и мужественных воинов, настоящих патриотов. Сегодня наша главная цель - увидеть, в каких поступках проявляется патриотизм и героизм казаков - героев повести (СЛАЙД № 4). Время, показанное в повести, невероятно тяжелое: огнем и мечом пыталась шляхта подчинить и «ополячить» украинский народ. Но ведь не случайно говорят, что суровые времена рождают сильные характеры.
Давайте вспомним, за что боролись казаки.
Прием «Кластер » (СЛАЙД № 5)
Совершенно верно, именно из этого и складывалось для казаков понятие Родина. Как вы считаете, это достойные цели? (Да, достойные, ради них нужно сражаться до конца)
Работа с текстом в группах
Прием «Бланк заказов»
Ребята, чтобы достичь цели нашего урока, нам нужно обратиться к тексту повести, обратите внимание на раздаточный материал на ваших партах (см. Приложение 2). Работать вы будете с этими эпизодами повести в группах. Каждая группа получает бланк заказа (см. Приложение 1), где заказ - это вопросы, на которые вы должны ответить, работая с текстом.
5. Динамическая пауза
Прием «Восстанови хронологию»
Ребята, вы старательно работали над заданием, теперь давайте немного отвлечемся и подвигаемся. На доске в хаотичном порядке расположены события повести. Ваша задача - быстро восстановить их хронологию, выбегая друг за другом к доске. Если увидели, что ваш одноклассник допустил ошибку, ее нужно исправить и только потом сделать свой «ход».
1. Приезд сыновей Бульбы домой. Принятие решения поездки на Сечь.
2. Дорога до Сечи.
3. Жизнь казаков на Сечи.
4. Новости о гетьманщине. Запорожцы уезжают из Сечи.
5. Андрий помогает ляхам.
6. Переход Андрия на сторону поляков.
7. Подмога приходит в польский город. Бульба узнает о переходе Андрия на сторону врага. Битва заканчивается поражением поляков.
8. Разделение казаков. Речь Бульбы перед боем.
9. Битва. Тарас убивает Андрия. Остапа забирают в плен, а Тарас тяжело болен.
10. Бульба едет к Янкелю, чтобы он привез его в Польшу к Остапу.
11. Казнь Остапа.
12. Гибель Тараса Бульбы.
А теперь проверьте себя! (СЛАЙД № 6)
6. Подведение итогов работы с текстом
Ребята, сейчас вам нужно будет обратиться к своим бланкам заказа. Наша задача - объединить «добытые» на уроке знания, собрать их в одну воображаемую корзину. (На доску крепится изображение корзины, обучающиеся выходят к доске и коротко записывают ответы на вопросы, остальные записывают в тетрадь)
Прием «Корзина знаний» (СЛАЙД № 7)
В чем мы видим патриотизм и героизм героев повести?
(СЛАЙД № 8)
В беззаветной любви к своей Родине («Так любить, как русская душа, никто не может» );
В верном товариществе («Нет уз святее товарищества!» );
В непоколебимой вере в силу и могущество своей Родины («Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!» );
(СЛАЙД № 9)
В стремлении защитить свою свободу, веру, семью, обычаи, культуру
В доблестном и отважном сражении с врагами («Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!» );
В неприятии и непрощении предательства («Я тебя породил, я тебя и убью!» );
(СЛАЙД № 10)
В бесстрашии положить свою жизнь во благо Родины;
В способности вынести страшные муки и не издать ни звука («…Ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его» ).
7. Рефлексия. Прием «Смс другу» (СЛАЙД № 11)
На экранах ваших бумажных телефонов (см. Приложение 3) вам нужно коротко ответить на вопрос: «Почему стоит прочитать повесть «Тарас Бульба»?
8. Осуществление метапредметных связей
- Мне очень понравилось одно из ваших сообщений другу: «Обязательно прочти повесть «Тарас Бульба», потому что она учит быть настоящим патриотом и Человеком с большой буквы». Браво! Вы смотрите в самую глубь! Для этого мы и изучаем так подробно это произведение, ведь без патриотов и героев не стоит ни одно государство. И Русская земля до сих пор рождает смелых и отважных парней, готовых стоят за свою Родину и свободу до конца!
Сообщение о Евгении Родионове (рассказывает заранее подготовленный ученик) ( СЛАЙД № 12)
Пограничник Евгений Родионов так же, как и герои повести «Тарас Бульба», стоял за свою Родину и веру до конца! Молодой парень попал в плен в феврале 1996 года. Он бы мог остаться в живых, но в том случае, если бы снял нательный крестик и назвал себя мусульманином. «Сними Крест! Аллахом клянемся, жить будешь!» - требовали боевики. Евгений остался верен Православной вере и своей Родине, за что был мученически обезглавлен . Казнь состоялась в праздник Вознесения Господня в день рождения солдата - ему исполнилось 19 лет. Сейчас воин Евгений Родионов прославлен как местночтимый святой Астраханско-Енотаевской Епархии в лике мучеников и в честь него заложен храм в Ханкале .
9. Заключительно слово учителя (СЛАЙД № 13)
Ребята, спасибо большое за урок! Я надеюсь, вы вырастите настоящими патриотами, потому что…
Учитель возвращается к эпиграфу урока, его зачитывают дети:
- … Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.
Пусть в вашей груди всегда бьется горячее сердце. А завершить урок я бы хотела стихотворением Константина Симонова.
Учитель читает наизусть стихотворение, на экране (СЛАЙД № 14) фрагмент фильма «Казнь Тараса Бульбы» *
К концу уже близок геройский рассказ.
Багровое солнце висит над степями.
В дыму задыхается старый Тарас,
Прикрученный к дубу тройными цепями.
Мы вспомним Тараса и песню споем,
Как пули свистели в клубящемся прахе,
Как трое танкистов сгорели живьем,
Не сдавшись в неволю на Киевском шляхе,
Мы шапки над павшими снимем не раз.
С отцами бывало и с нами бывает…
Горит над стремниною старый Тарас,
И пламя седые усы обвивает.
10. Домашнее задание (СЛАЙД № 15)
Анализ эпизода «Остап убивает Андрия» (по плану в тетради)
___________________________________
*Примечание. Если эпизод не воспроизводится на слайде, скачать его можно по ссылке:
Заключение
Важнейшую роль в воспитательном процессе современной школы играет формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма. Эта работа имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.
Применение данной методической разработки на уроках литературы дает отличные результаты. Учащиеся не просто рассуждают об отвлеченных понятиях патриотизма и героизма, но и видят, как эти качества проявляются на деле. Увидеть истинных патриотов и людей, верных своей вере и культуре, учащиеся могут не только в образах героев повести Гоголя, но и среди реальных людей. Этому способствует осуществление метапредметных связей (рассказ об Евгении Родионове).
Открытый урок «Патриотизм и героизм в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» был проведен в 7 классе МБОУ «Токурская СОШ», получены положительные результаты. Это можно увидеть по ответам на вопрос рефлексии: «Зачем нужно читать и изучать повесть «Тарас Бульба»?
«Обязательно прочти повесть «Тарас Бульба», потому что она учит быть настоящим патриотом и Человеком с большой буквы».
«Прочитай повесть «Тарас Бульба», чтобы увидеть настоящих патриотов и героев. Пусть они всегда будут для тебя примером самоотверженности и мужества, ведь ты будущий мужчина».
«Прочитай «Тараса Бульбу», чтобы знать, как жить и ради чего нужно жить и можно умереть».
«Обязательно прочти повесть «Тарас Бульба», чтобы знать, кто такой настоящий патриот и самому быть им».
Разработка данного классного часа может быть полезна любому учителю литературы, который стремится не только учить, но и воспитывать.
Список использованной литературы и источников
1. Ерохина Е.Л. Анализ произведений русской литературы. 7 класс. ФГОС / Е.Л. Ерохина. - М.: Издательство «Экзамен», 2017 год. - 158, с.
2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2015. - 400 с. - (В помощь школьному учителю).
3. Гоголь Н.В. Тарас Бульба / А.С.Пушкин // СПб.: Азбука, 2015. - 320 с. - ил.
4. Симонов К.М. Стихи о войне / К.М.Симонов//М.: Эксмо, 2010. - 336 с.
5. Алабугина Ю.В. Школьный толковый словарь русского языка: более 5000 слов / Ю.В. Алабугина, Е.Е.Зорина. - М.: АСТ, 2013. - 512 с.
Приложение 1
«Бланк заказа» для работы с текстом
Бланк заказа № |
||
Заказ | Ответ | Выпол- нено |
В чем мы видим патриотизм героев (слова, поступки)? | ||
Как показан героизм - высшая степень патриотизма? | ||
Какие языковые средства использует писатель, чтобы передать патриотизм и героизм героев? |
Приложение 2
Эпизоды из повести «Тарас Бульба» для работы с текстом
Приложение 3
Изображения телефонов для рефлексии, необходимо распечатать и вырезать.
Знаменитый бестселлер своего времени «Тарас Бульба», написанный Николаем Васильевичем Гоголем, до сих пор интересует не только литературоведов и историков, но и простых граждан своей страны, которые неравнодушны к судьбе Родины. Сочинение на тему «Патриотизм» приходилось писать каждому из нас в школьные годы. О патриотизме в повести «Тарас Бульба» пойдет речь ниже.
Время и цель возникновения казачества
Когда возникло казачество, спросите вы? А появилось оно довольно давно, в далеком 16 веке, когда на Украине (тогда она была частью, окраиной современной России) происходил передел земель. Поляки и литовцы, объединившись в одно государство, Речь Посполитую, начали войну с тогдашней Украиной, оккупировав их земли. Держава, которая не признавала унию (соглашение об объединении православной и католической церквей), стала враждовать с Речью. Сочинение на тему «Патриотизм», написанное нами, расскажет об особенном войске - казачестве.
Беглые крепостные крестьяне, отчаянные парни, просто любители приключений шли к казакам в их место дислокации - Запорожскую Сечь. Называлась она так, поскольку находилась за порогами реки Днепр, окруженная поваленными деревьями в качестве укрепления (сечью).
Казачество - сила!
Строгие порядки, которые придумали казаки на своей территории, обязательно должны войти в сочинение на тему «Патриотизм повести "Тарас Бульба"».
Привезенные на Сечь главным героем, полковником казачества Тарасом Бульбой, сыновья его были поражены строгостью нравов. И Андрий, и Остап прониклись сценой наказания убийцы. За то, что в пьяной драке казак зарезал своего товарища, с ним поступили жестоко - похоронили вместе с убитым. Так закалялся характер казаков. Это делало их более организованными. Каждый из них боялся совершить проступок. Все казаки были очень патриотично настроены, не боялись биться за Родину до смерти и умирали с именем своей страны на устах. Достаточно вспомнить сцену битвы казаков с «крылатыми» польскими воинами. С каким рвением каждый из них брался за саблю и шел в бой, не боясь никаких преград! Обладая достаточной физической подготовкой, казаки довольно успешно выигрывали битвы. Когда кому-то из них все же приходилось умереть, они до последнего прославляли Родину (атаман Кукубенко, казак Шило и другие).
Андрий и измена Родине
О ком будет сочинение на тему «Патриотизм на войне», если за основу будет взята повесть «Тарас Бульба»? Ну, конечно же, о Тарасе и его сыне Остапе.
Тарас Бульбенко, по прозвищу Бульба, был человеком строгих принципов и патриотичным, бесстрашным казаком.
Когда оба его сына вернулись из бурсы, в которой обучались, он немедленно повез их на Запорожье. Его мечтой было вырастить настоящих воинов. И действительно, парни замечательно проявили себя в бою, быстро свыклись с порядками и образом жизни на Сечи, но каждый из них пошел своей дорогой.
Андрий, влюбившись в дочь польского воеводы, перешел на сторону врага, забыв отца, брата, казачий долг.
Должен ли он войти в наше сочинение на тему «Патриотизм»? Вряд ли. Он предал свою Родину, оказался совсем непатриотичным, в отличие от его отца. Малознакомая женщина смогла стать для него роднее самых близких людей.
Он ни слова не вымолвил отцу, встретившись с ним лицом к лицу. Тарас, скрепя сердце, убивает собственного сына-предателя.
Отец и сын. Истинные патриоты
Несомненно, настоящими патриотами повести «Тарас Бульба» являются отец и его сын Остап. Многое им пришлось пройти, чтобы одержать победу над Польшей. Но Остапу это так и не удалось: он был взят в плен и впоследствии казнен на площади. Сцена расправы над Остапом показала все самые сильные стороны русского казачества: силу, непоколебимость, патриотизм, выносливость. Перед тем как повесить, шляхтичи долго издевались над воином, ломая ему кости и избивая. Но ни слова не произнес настоящий казак, истинный христианин, как он сам себя назвал.
Не менее жестокой смертью умер и сам Тарас. Потеряв обоих сыновей, он не знал меры в бою. Он сжег множество поселений, католических церквей, разорил не один дом. Так он «справлял поминки» по любимому Остапу. Польское правительство, напуганное таким размахом действий Тараса, решило поймать его и казнить у всех на виду. Не так-то просто это им удалось, помог лишь случай. Бульба случайно уронил в поле трубку (или, как тогда ее называли, люльку), наполненную табаком. Будучи настоящим патриотом, не захотел он врагам даже ее оставить. При попытке поднять люльку он и был схвачен врагами.
Казнили Тараса очень жестоко: сожгли заживо, привязав к дереву и прибив к нему руки гвоздями. Но и тогда наш казак проявил героизм: увидев сверху все, что происходит, он прокричал своим собратьям, чтобы те прыгали со скалы вводу, иначе они потерпят поражение. Послушав батьку, казаки победили в битве. А сам Тарас сгорел у всех на виду с патриотичными репликами о русской земле на устах.
Почему патриотизм всегда в моде?
Сочинение на тему «Патриотизм» сможет написать любой семиклассник, изучив это произведение в школе. Но помимо всего прочего, ребята должны понимать, что эта тема актуальна во все времена, как в 16 веке, так и в нашем, 21-м. Когда страна сплочена, когда все ее жители смотрят в одном направлении, никакая война не страшна! Можно попробовать написать сочинение на тему «Патриотизм - это модно!», чтобы показать актуальность этого произведения и по сей день. Казаки смогли одержать победу, поскольку были очень организованы и патриотичны. Стоит и каждому из нас взять пример с этих сильных, волевых людей!
Судьба народная , волновавшая А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, стала источником вдохновения и для Н. В. Гоголя.
В своей повести Гоголь сумел воссоздать эпическую мощь и величие борьбы украинского народа за свою национальную независимость и вместе с тем раскрыть историческую трагедию этой борьбы. Эпической основой повести «Тарас Бульба» стало национальное единство украинского народа, сложившееся в борьбе с иноземными поработителями, а также то, что Гоголь, изображая прошлое, возвысился до всемирно-исторической точки зрения на судьбы целого народа. С глубоким сочувствием освещает Гоголь героические подвиги запорожцев, создавая героически-могучие характеры Тараса Бульбы и других казаков, показывая их преданность родине, мужество, широту натуры. Тарас Бульба - главный герой повести.
Это исключительная личность, в которой отражаются лучшие качества не какой-то отдельной группы, а всего казачества в целом. Это могучий человек - с железной волей, щедрой душой и неукротимой ненавистью к врагам своей отчизны. По словам автора, за Тарасом Бульбой, народным героем и вождем, стоит «вся нация, ибо переполнилось терпение народа, - поднялась отомстить за осмеянье прав своих». Своими ратными подвигами Тарас уже давно заслужил право на отдых. Но вокруг священных границ его земли бушует враждебное море социальных страстей, и это не дает ему покоя. Превыше всего Тарас Бульба ставит любовь к отечеству.
Общенародное дело становится его личным делом, без которого он не представляет своей жизни. На оборону родины он снаряжает и своих сыновей, только что окончивших Киевскую бурсу.
Им, как и Тарасу Бульбе, чужды мелкие эгоистические желания, корыстолюбие или жадность. Как и Тарас, они презирают смерть. У этих людей однавеликая цель - укрепление объединяющего их товарищества, защита родины и веры. Они живут, как богатыри, и умирают, как исполины. Повесть «Тарас Бульба» - народно-героическая эпопея.
В судьбах ее главных действующих лиц воссоздается одно из крупнейших событий истории Русской земли. До повести Н. В. Гоголя не было в русской литературе таких ярких, выразительных и могучих выходцев из народной среды, как Тарас Бульба, его сыновья - Остап и Андрий, и другие запорожцы. В лице Гоголя русская литература сделала огромный шаг вперед в изображении народа как могучей силы исторического процесса.
Судьба народная, волновавшая А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, стала источником вдохновения и для Н. В. Гоголя. В своей повести Гоголь сумел воссоздать эпическую мощь и величие борьбы украинского народа за свою национальную независимость и вместе с тем раскрыть историческую трагедию этой борьбы.
Эпической основой повести «Тарас Бульба» стало национальное единство украинского народа, сложившееся в борьбе с иноземными поработителями, а также то, что Гоголь, изображая прошлое, возвысился до всемирно-исторической точки зрения на судьбы целого народа.
С глубоким сочувствием освещает Гоголь героические подвиги запорожцев, создавая героически-могучие характеры Тараса Бульбы и других казаков, показывая их преданность родине, мужество, широту натуры.
Тарас Бульба - главный герой повести. Это исключительная личность, в которой отражаются лучшие качества не какой-то отдельной группы, а всего казачества в целом. Это могучий человек - с железной волей, щедрой душой и неукротимой ненавистью к врагам своей отчизны. По словам автора, за Тарасом Бульбой, народным героем и вождем, стоит « вся нация, ибо переполнилось терпение народа, - поднялась отомстить за посмеянье прав своих». Своими ратными подвигами Тарас уже давно заслужил право на отдых. Но вокруг священных границ его земли бушует враждебное море социальных страстей, и это не дает ему покоя. Превыше всего Тарас Бульба ставит любовь к отечеству. До тех пор, пока рубежи родины в опасности, а руки держат саблю, он считает себя добровольно мобилизованным. Общенародное дело становится его личным делом, без которого он не представляет своей жизни. На оборону родины он снаряжает и своих сыновей, только что окончивших Киевскую бурсу.
Им, как и Тарасу Бульбе, чужды мелкие эгоистические желания, корыстолюбие или жадность. Как и Тарас, они презирают смерть. У этих людей одна великая цель - укрепление объединяющего их товарищества, защита родины и веры. Они живут, как богатыри, и умирают, как исполины.
Повесть «Тарас Бульба» - народно-героическая эпопея. В судьбах ее главных действующих лиц воссоздается одно из крупнейших событий истории Русской земли. До повести Н. В. Гоголя не было в русской литературе таких ярких, выразительных и могучих выходцев из народной среды, как Тарас Бульба, его сыновья - Остап и Андрий, и другие запорожцы. В лице Гоголя русская литература сделала огромный шаг вперед в изображении народа как могучей силы исторического процесса.
2 вариант
Николай Васильевич Гоголь жил и работал в Петербурге, там он познакомился с А. С. Пушкиным, начал писать свои первые произведения. Н. В. Гоголя всегда интересовала история украинского народа. Он настойчиво изучает исторические сочинения, летописи, собирает народные песни и предания. В 1835 году из-под пера Н. В. Гоголя появляется повесть «Тарас Бульба» - поэтическое повествование о героическом прошлом украинского народа.
В то суровое время, которое описывает Н. В. Гоголь в своем произведении, на украинских землях хозяйничали польские паны. Они угнетали крестьян. Многие украинцы, не выдержав гнета, бежали в широкие степи, в низовья Днепра. Там, на острове Хортица, вступали они в казацкое товарищество и защищали родную землю от польской шляхты, татар и турок. В жестокой борьбе закалялись железные характеры украинских рыцарей.
Главный герой повести - старый казак Тарас Бульба. Его основная черта - беззаветный патриотизм. Он гордится своими сыновьями, видит в них «добрых казаков», способных послужить на благо родины. И когда младший из сыновей, Андрий, предает товарищей и отказывается от своей отчизны, Бульба убивает его, потому что не может вынести такого позора. Ведь для казака нет ничего страшнее, чем предать своих товарищей, свою родину и веру. И отдают они свои жизни за благословенное дело со словами: «Не жаль расстаться со светом. Дай бог и всякому такой кончины! Пусть же славится до конца века Русская земля!» Погибает за родину и Остап, старший сын Бульбы, и многие другие славные казаки, и сам Бульба. Последние мгновения его жизни полны героизма и беззаветной любви к товарищам и оружию. Он думает не о себе, не об огне, который разводят поляки, чтобы сжечь его заживо. Бульба помогает казакам спастись, дает им советы, чтобы они и дальше жили и продолжали защищать родину от врагов.
Читая повесть Н. В. Гоголя, мы восхищаемся силой характеров казаков, их беззаветным патриотизмом. Подобная любовь к родине должна служить примером для всех последующих поколений.
Тема: Патриотизм и героизм в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Класс: 7
Цели урока:
предметные:
Формировать навыки анализа текста литературного произведения;
Актуализировать знания о понятиях героизма и патриотизма;
Увидеть, как показаны в тексте повести героизм и патриотизм казаков.
метапредметные:
Проконтролировать такие общеучебные навыки, как умение работать со словарем, умение составлять схемы, обобщать;
Развивать способности работать с текстом: находить нужный материал, сопоставлять и сравнивать, делать выводы;
Формировать навыки к самостоятельной познавательной деятельности;
Оттачивать умение аргументировать свою позицию;
Воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости через художественное слово.
Тип урока: комбинированный.
Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.
К. Г. Паустовский
ЭТАПЫ УРОКА
Показ фрагмента экранизации повести «Тарас Бульба» режиссера В.Бортко (с 35:37 – 41:47)Фронтальный опрос:
Какой эпизод произведения в нем отражен?
Каковы истоки конфликта между поляками и украинскими казаками?
Какова идея произведения?
Просмотр фрагмента фильма.
Ответы на вопросы:
Кошевой атаман решает идти на Польшу, чтобы отомстить за всё зло, причиненное врагами, и за посрамление православной веры.
Православное население Речи Посполитой отказывалось принимать унию и, как следствие, верховенство Папы Римского и католической церкви. Поляки начали преследовать недовольных, и уже к концу XVI века масса украинского населения стала воспринимать польскую католическую шляхту в качестве своего главного врага.
Показать истинных защитников христианской веры и православной церкви, отважных борцов за национальную независимость. Во второй редакции повести писатель подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народа.
Проверка д/з
Опрос
Запись темы
Постановка целей
Патриотизм – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, народу.
Героизм –
1) мужество, стойкость, самоотверженность, проявляемые в критической ситуации;
2) способность к совершению подвига; высшее проявление патриотизма.
А теперь попробуйте определить тему (Изображение патриотизма и героизма в повести «Тарас Бульба»)
Работа по теме урока
1.Слово учителя
Николай Васильевич Гоголь в своем произведении прославляет казаков – смелых и мужественных воинов, настоящих патриотов. Сегодня наша главная цель – увидеть, в каких поступках проявляется патриотизм и героизм казаков – героев повести.
Время, показанное в повести, невероятно тяжелое: огнем и мечом пыталась шляхта подчинить и «ополячить» украинский народ. Но ведь не случайно говорят, что суровые времена рождают сильные характеры.
2. Давайте вспомним, за что боролись казаки. Задание «кластер».
Из этого и складывалось для казаков понятие Родина. Как вы считаете, это достойные цели?
3. В тексте есть немало афоризмов, которые и сегодня мы используем в речи. Одна часть написана на одной половине доски, вторая – на другой (скрыта).
4.Задание «бланк заказов».
Ребята, чтобы достичь цели нашего урока, нам нужно обратиться к тексту повести, обратите внимание на раздаточный материал на ваших партах. Работать вы будете с этими эпизодами повести в парах. Заказ – это вопросы, на которые вы должны ответить, работая с текстом.
Наша задача – объединить «добытые» на уроке знания, собрать их воедино.
В чем мы видим патриотизм и героизм героев повести?
6.Творческое задание «СМС другу».
На экранах ваших бумажных телефонов вам нужно коротко ответить на вопрос: «Почему стоит прочитать повесть «Тарас Бульба»?
Выставление оценок.
Работа в парах.
Чтение фрагментов.
Заполнение бланков.
В беззаветной любви к своей Родине («Так любить, как русская душа, никто не может»
В верном товариществе («Нет уз святее товарищества!»
В непоколебимой вере в силу и могущество своей Родины («Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!»
В стремлении защитить свою свободу, веру, семью, обычаи, культуру
В доблестном и отважном сражении с врагами («Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!»
В неприятии и непрощении предательства («Я тебя породил, я тебя и убью!»
В бесстрашии положить свою жизнь во благо Родины;
В способности вынести страшные муки и не издать ни звука («…Ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его».
Выполняют задание. Желающие зачитывают ответы.
Учащиеся сдают бланки заказов, рефлексию.
Итоги урока
Вл.Кушнер: «Времена не выбирают…В них живут и умирают».
У каждой эпохи свои герои.
Работа с эпиграфом урока.
А завершить урок хотелось бы стих-м Константина Симонова.
На экране фрагмент фильма «Казнь Тараса Бульбы».
(2 :03:30-2:07:30)
К концу уже близок геройский рассказ.
Багровое солнце висит над степями.
В дыму задыхается старый Тарас,
Прикрученный к дубу тройными цепями.
Мы вспомним Тараса и песню споем,
Как пули свистели в клубящемся прахе,
Как трое танкистов сгорели живьем,
Не сдавшись в неволю на Киевском шляхе,
Мы шапки над павшими снимем не раз.
С отцами бывало и с нами бывает…
Горит над стремниною старый Тарас,
И пламя седые усы обвивает.
Домашнее задание
1. Решить кроссворд.
2. Эссе: Над чем заставила меня задуматься повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»? (по желанию)
Рефлексия
Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке, свое настроение, закрасив индикаторы батареи.
КРОССВОРД
По горизонтали:
1.Предмет, который дала мать своим детям перед разлукой?
2.Назовите по-другому глиняную кружку.
3.Что такое «черенок»?
По вертикали:
4. Что такое пундики?
5. Предмет, на котором воины писали свой девиз, призыв?
6. Что такое очкур?
- Учитель татьяна писаревская
- Синтетические и искусственные высокомолекулярные соединения Искусственное соединение элементов содержания и формы
- Кристаллические решетки в химии Ионная кристаллическая решетка
- Отличительные черты личности
- Аномальные зоны тверской
- Про легендарную разведывательную "Бешеную роту", позывной "Гюрза" История роты гюрзы
- Общая характеристика кишечнополостных, образ жизни, строение, роль в природе