Войти
В помощь школьнику
  • Что такое иллюзии каковы их причины
  • Виртуальная выставка – проводник в потоке информации «Читаем книги Альберта Лиханова»
  • Почему водород - это самый распространенный элемент во Вселенной
  • Уральские казаки - все подробности
  • Дистанционное образование — кому это надо
  • Анализ стихотворения «Железная дорога» Некрасова
  • Какие жилища были у первобытных людей. Хр устройство первобытных жилищ. Можно ли было согреться, разведя костер

    Какие жилища были у первобытных людей. Хр устройство первобытных жилищ. Можно ли было согреться, разведя костер

    Как и все живые существа, обладающие способностью передвижения, человек нуждается во временном или постоянном убежище или жилище для сна, отдыха, защиты от непогоды и нападения зверей или других людей. Поэтому заботы о жилище, наравне с заботами о пище и одежде, должны были, прежде всего, волновать ум первобытного человека. В очерках первобытной культуры мы говорили, что уже в каменном веке человек пользовался не только пещерами, дуплами деревьев, расселинами скал и т. п. естественными убежищами, но и выработал разнообразные типы построек, которые мы можем видеть у современных народов на всех ступенях культуры. С тех времен, когда человек получил способности добывать металлы, его строительная деятельность быстро пошла вперед, облегчая и обеспечивая другие культурные достижения.

    «Если подумать о гнездах птиц, о плотинах бобров, о помостах на деревьях, делаемых обезьянами, то вряд ли окажется возможным предполагать, что человек был когда-либо неспособен устраивать себе приют того или иного рода» (Э. Б. Тейлор, «Антропология»). Если он не всегда его устраивал, то потому, что, переходя с места на место, мог найти пещеру, дупло или другое естественное убежище. Южно-африканские бушмены живут и в горных пещерах, и устраивают себе временные шалаши. В отличие от животных, способных только к одному виду построек, человек создает, в зависимости от местных условий, постройки различного типа и постепенно их совершенствует.

    Так как прародина человека находилась в тропической области, то там и появилась первая человеческая постройка. Это был даже не шалаш, а навес или ширма из двух воткнутых в землю кольев с поперечной перекладиной, к которой прислонялись с наветренной стороны древесные ветви и громадные листья тропических пальм. С подветренной стороны навеса горит костер, на котором готовится пища, и около которой греется семья в холодную погоду. Такие жилища устраивают себе ходящие совершенно голыми туземцы центральной Бразилии и австралийцы, а иногда и современные охотники в северных лесах. Следующим шагом в устройстве жилища является круглый шалаш из воткнутых в землю веток с густой листвою, связанных или переплетенных верхушками, образующими над головою род крыши. Наши круглые садовые беседки, крытые ветвями, имеют большое сходство с таким шалашом дикарей.

    Некоторые из бразильских индейцев вкладывают в работу уже больше искусства, так как делают из связанных верхушками молодых деревьев или воткнутых в землю шестов остов, который затем покрывают большими пальмовыми листьями. Такие же шалаши устраивают и австралийцы в случае продолжительной стоянки, покрывая остов из ветвей корой, листьями, травой, иногда даже накладывают дерн или обмазывают шалаш снаружи глиной.

    Таким образом, изобретение и постройка круглого шалаша - дело нехитрое и доступное для самых отсталых народов. Если бродячие охотники переносят с собой шесты и покрышку шалаша, то он превращается в палатку, которую более культурные народы покрывают шкурами, войлоком или парусиной.

    Круглый шалаш так тесен, что в нем приходится только лежать или сидеть на корточках. Важным усовершенствованием явилась постановка шалаша на столбы или стены из переплетенных ветвей и земли, т. е. постройка круглых хижин, какие в древние времена были в Европе, встречаются и теперь в Африке и других частях света. Чтобы увеличить вместимость круглой хижины, внутри ее выкапывали яму. Это копание внутренней ямы надоумило устраивать стены шалаша из земли, и он превратился в землянку с конической плоской крышей из древесных стволов, хвороста, дерна и даже камней, которые накладывались сверху для защиты от порывов ветра.

    Крупным шагом в строительном искусстве была замена круглых хижин четырехугольными деревянными домами, стены которых были гораздо прочнее земляных стен, легко размываемых дождями. Но сплошные деревянные стены из горизонтально положенных бревен появились не сразу и не везде; их постройка стала возможной только при наличности металлических топоров и пилы. Долгое время стены их делались из вертикальных столбов, промежутки между которыми заполнялись дерном или переплетенными прутьями, иногда промазанными глиною. С целью защиты от людей, зверей и разливов рек, стали появляться знакомые уже читателям постройки на столбах или на сваях, какие и теперь встречаются на о-вах Малайского архипелага и во многих других местах.

    Далее, усовершенствованием человеческого жилья явились двери и окна. Дверь долго остается единственным отверстием первобытного жилища; позже появляются световые отверстия или окна, в которых и теперь во многих местах применяется вместо стекла бычачий пузырь, слюда, даже лед и т. п., а иногда они только затыкаются на ночь или в дурную погоду. Очень важным усовершенствованием было внесение очага или печи внутрь дома, так как очаг не только позволяет поддерживать в жилище желательную температуру, но сушит и вентилирует, делая жилище более гигиеничным.

    Типы жилищ культурных народов: 1) дом древнего германца; 2) жилище франков; 3) японский дом; 4) египетский дом; 5) этрусский дом; 6) древнегреческий дом; 7) древнеримский дом; 8) старинный французский дом; 9) арабский дом; 10) английский особняк.

    Типы деревянных построек разных времен и народов чрезвычайно разнообразны. Не меньшим разнообразием и еще большим распространением отличаются постройки из глины и камня. Деревянный шалаш или хижину построить легче, чем каменную, и, вероятно, каменная архитектура возникла из более простой деревянной. Стропила, балки и колонны каменных зданий, несомненно, скопированы с соответствующих деревянных форм, но, разумеется, на этом основании нельзя отрицать самостоятельного развития каменной архитектуры и все в ней объяснять подражанием.

    Первобытный человек пользовался для жилья естественными пещерами, а затем стал устраивать себе искусственные пещеры там, где залегали мягкие горные породы. В южной Палестине сохранились целые древние пещерные города, высеченные в толще скал.

    Искусственные пещерные жилища до сих пор служат приютом для человека в Китае, северной Африке и др. местах. Но такие жилища имеют ограниченную область распространения и появляются там, где человек уже обладал довольно высокой техникой.

    Вероятно, первое каменное жилище было такое же, какие встречаются у австралийцев и в некоторых других местах. Австралийцы строят стены своих хижин из подобранных на земле камней, ничем не связанных между собою. Так как не везде можно найти подходящий материал из необделанных камней в виде плит слоистых горных пород, то человек стал скреплять камни глиною. Круглые хижины из необтесанных камней, скрепленных глиною, и теперь встречаются в северной Сирии. Такие хижины из необделанных камней, а также слепленные из глины, речного ила и грязи вместе с тростником и были началом всех последующих каменных построек.

    С течением времени камни стали обтесывать, чтобы их можно было приладить один к другому. Очень важным и крупным шагом в строительном деле была обтеска камней в виде прямоугольных каменных плит, которые укладывались правильными рядами. Высшего совершенства такая обтеска каменных глыб достигла в древнем Египте. Цемент для скрепления каменных плит долго не употреблялся, да и не был нужен, настолько хорошо эти плиты прилегали друг к другу. Цемент, однако, давно стал известен и древнему миру. Римляне употребляли не только обыкновенный цемент из извести и песка, но и водоупорный цемент, к которому прибавлялся вулканический пепел.

    В странах, где было мало камня, и был сухой климат, очень распространены постройки из глины или грязи, смешанной с соломою, так как они дешевле и даже лучше деревянных. Высушенные на солнце кирпичи из жирной глины, смешанной с соломою, известны были на Востоке со времен глубокой древности. Постройки из таких кирпичей и теперь широко распространены в сухих областях Старого Света и в Мексике. Обожженные кирпичи и черепица, необходимые для стран с дождливым климатом, были позднейшим изобретением, усовершенствованным древними римлянами.

    Каменные постройки покрывались первоначально тростником, соломою, деревом, остов крыши и теперь делается из дерева, деревянные балки только в наше время стали заменять металлическими. Но уже давно люди додумались до устройства сперва ложных, а затем истинных сводов, В ложном своде каменные плиты или кирпичи кладутся в виде двух лестниц до тех пор, пока верхи этих лестниц не сойдутся настолько, что их можно покрыть одним кирпичом; такие ложные своды делают дети из деревянных кубиков. Подобие ложных сводов можно видеть в египетских пирамидах в развалинах зданий Центральной Америки и в храмах Индии. Время и место изобретения истинного свода неизвестно; древние греки его ни употребляли. Его ввели в употребление и довели до совершенства римляне: от римских мостов, куполов и зал со сводами произошли все позднейшие постройки этого рода. Жилище человека служит дополнением к одежде и так же, как и одежда, зависит от климата и географической среды. Поэтому в различных областях земного шара мы находим преобладание различных типов жилища.

    В областях с жарким и сырым климатом, населенных голыми, полуголыми или одетыми в легкую одежду людьми, жилище предназначается не столько для тепла, оно играет роль защиты от тропических ливней. Поэтому жилищем здесь служат легкие шалаши или хижины, крытые соломой, бамбуком, тростником и пальмовыми листьями. В жарких и сухих областях пустынь и полупустынь оседлое население живет в глиняных домах с плоской земляной крышей, хорошо защищающих от солнечного зноя, а кочевники в Африке и Аравии живут в шатрах или палатках.

    В более или менее влажных местностях со средней годовой температурой от 10° до + 20°Ц. в Европе и Америке преобладают тонкие стенные каменные дома, крытые соломой, камышом, черепицей и железом, в Корее, Китае и Японии - тонкостенные деревянные дома, крытые большею частью бамбуком. Интересной разновидностью последней области являются японские дома с подвижными внутренними перегородками и наружными стенами из циновок и рам, которые могут отодвигаться, открывая доступ воздуху и свету и предоставляя возможность обитателям выпрыгнуть на улицу в случае землетрясения. В тонкостенных домах европейско-американского типа рамы одиночные, печи отсутствуют или заменяются каминами, а на китайско-японском востоке - грелками и жаровнями. В сухих местностях этой области оседлое население живет в таких же каменных домах с плоскими крышами, как и в сухих тропических странах. Шалаши здесь применяются весной, летом и осенью. Кочевники живут здесь зимой в землянках, а летом в войлочных кибитках или юртах, остов которых делается из дерева.

    В областях со средней годовой температурой от 0° до +10° Ц поддержание теплоты в жилище играет решающую роль; поэтому кирпичные и деревянные дома здесь толстостенные, на фундаменте, с печами и двойными рамами, с засыпкой потолка сверху слоем песка или глины и с двойным полом. Крыши кроются соломой, тесом и дранкой (гонт), толем, черепицей и железом. Область толстостенных домов с железными крышами является также областью городских многоэтажных домов, крайним выражением которых служат американские «небоскребы» в десятки этажей. Кочевники полупустынь и пустынь здесь живут в землянках и войлочных юртах, а бродячие охотники северных лесов в шалашах, крытых оленьими шкурами или берестой.

    Полоса с более низкой годовой температурой характеризуется на юге теплыми зимними деревянными домами, крытыми тесом, а севернее, в области тундр, у полярных кочевников и рыболовов - переносными шатрами или чумами, крытыми оленьими, рыбьими и тюленьими шкурами. Некоторые полярные народы, напр., коряки, зимой живут в вырытых в земле и обложенных внутри бревнами ямах, над которыми возводится крыша с отверстием, которое служит для выхода дыма и для входа и выхода в жилище по постоянной или приставной лестнице.

    Кроме жилья, человек возводит разнообразные постройки для хранения запасов, для помещения домашних животных, для своей трудовой деятельности, для различных собраний и т. п. Типы этих сооружений чрезвычайно разнообразны, в зависимости от географических, хозяйственных и бытовых условий.

    Жилища кочевников и бродячих охотников ничем не ограждаются, но с переходом к оседлости появляются заграждения около усадьбы, около участков, занятых культурными растениями или предназначающимися для загона или пастьбы скота.

    Типы этих заграждений зависят от наличности того или иного материала. Они бывают земляные (валы, рвы и канавы), плетеные, жердевые, досчатые, каменные, из колючих кустарников и, наконец, из колючей проволоки. В гористых местностях, напр., в Крыму и на Кавказе, преобладают каменные стенки, в лесостепной полосе - плетни; в лесистых местностях с небольшими распаханными пространствами, ограждения устраиваются из жердей и кольев, а местами из валунов. К заграждениям относятся не только усадебные или сельские заборы, но и деревянные и каменные стены старинных городов, а также длинные укрепления, которые в былые времена воздвигались для защиты целых государств. Таковы были русские «сторожевые черты» (общее протяжение 3600 км), которые строились в XVI-XVII веках для защиты от татарских набегов, и знаменитая Китайская стена (закончена в V веке новой эры), длиною в 3300 км, защищавшая Китай со стороны Монголии.

    Выбор места для человеческого жилья определяется, с одной стороны, природными условиями, т. е. рельефом, свойствами грунта и близостью в достаточном количестве пресной воды, а с другой - возможностью добывать в избранном месте средства к существованию.

    Населенные пункты (отдельные дома и группы домов) располагаются обыкновенно не в низинах или котловинах, а на возвышениях, имеющих горизонтальную поверхность. Так, напр., в горных селениях и городах отдельные улицы по возможности располагаются в одной плоскости, чтобы избегнуть лишних подъемов и спусков; поэтому линии домов имеют дугообразную форму и соответствуют изогипсам, т. е. линиям равной высоты. В одной и той же горной долине гораздо больше поселений на том склоне, который лучше освещается солнцем, чем на противоположном. На очень крутых склонах (свыше 45°) человеческие жилища, за исключением пещерных, совсем не встречаются. Для человеческого жилья лучше всего супесчанная или легкая суглинистая почва. При устройстве жилья избегают почвы заболоченной, глинистой или слишком рыхлой (сыпучий песок, чернозем). В многолюдных поселениях недостатки почвы, препятствующие передвижению, устраняются посредством мостков, тротуаров и различного устройства мостовых.

    Главной причиной, определяющей возникновение и распределение человеческих поселений, является пресная вода. Речные долины и берега озер бывают наиболее населены, а в междуречных пространствах жилища появляются там, где грунтовые воды имеют неглубокое залегание, и устройство колодцев и водоемов не представляет непреодолимых затруднений. Безводные пространства безлюдны, но быстро заселяются с устройством искусственного орошения. Из других причин, притягивающих человеческие поселения, важная роль принадлежит месторождениям полезных ископаемых и дорогам, в особенности железным. Всякое скопление человеческих жилищ, селение или город, возникает только там, где завязывается узел человеческих сношений, где сходятся дороги или происходит перегрузка товаров или пересадка.

    В человеческих поселениях дома или бывают разбросаны без всякого порядка, как в украинских селах, или выпячиваются рядами, образуя улицы, как это мы видим в великорусских деревнях и селах. С увеличением числа жителей, село или город растет или в ширь, увеличивая число домов, или в высоту, т. е. превращая одноэтажные дома в многоэтажные; но чаще этот рост происходит одновременно в обоих направлениях.

    Самое древнее жилище первобытного человека – это пещера. И в самом деле, ведь ничего делать не нужно. Всё уже есть: стены, потолок, вход, правда без двери. Да и не умели в древности люди строить жилища. Приспосабливали естественные объекты для жизни.

    Ведь, что такое пещера? Это естественная полость, чаще всего в горе, образовавшаяся в результате какого либо природного процесса. К примеру, некоторые пещеры образуются в результате размыва мягких горных пород потоком воды. Почему не использовать такую полость для жилища первобытного человека?

    И пещеры действительно использовали для жилища первобытные люди. Многочисленные находки археологов это подтверждают. К примеру, знаменитая Денисова пещера на Алтае, служила жилищем первобытному человеку на протяжении тысяч лет. И раскопки археологов это подтверждают. Неандертальцы стали жить в ней ещё за 280 тысяч лет до сегодняшнего дня.

    Благодаря раскопкам в этой пещере, археологи выяснили, что климат в этом районе центральной Азии был раньше гораздо теплее. Здесь даже рос бамбук и обитали животные, каких невозможно встретить сегодня, когда на этой территории стало гораздо холоднее. Что ещё нужно для жизни первобытному человеку?

    Правильно – огонь! Но если разведёшь костёр в замкнутом пространстве, то можешь задохнуться угарным газом, да и дым приятен только в придачу к шашлыкам. А когда первобытный человек научился разводить огонь и запекать на нём мясо, то и в пещере стал разводить огонь.

    Но не все пещеры подходили как жилище первобытного человека. В некоторых можно было и задохнуться. Поэтому огонь часто разводили у входа в пещеры. А некоторые пещеры, в том числе и Денисова пещера, имели в сводах, вверху, сквозное отверстие, через которое и уходил дым.

    Именно такие пещеры и становились жилищем первобытного человека на долгие тысячелетия. Сквозное отверстие вверху позволяло не только разжигать костёр, но и проветривало пещеру и такие пещеры были часто сухими и тёплыми.

    Конечно по комфорту жизнь в пещере не сравнишь с жизнью в городской квартире. Но ведь, тогда и представления о комфорте были совсем другими!

    Где находятся пещеры – жилища первобытного человека

    Пещеры находятся чаще всего в горных районах. И многие из них были жилищами первобытного человека. На всех континентах земли есть пещеры. Первобытные люди, где находили пещеру, там и жили. Естественно, что первобытные жили люди в пологих и горизонтальных пещерах.

    А есть ещё и вертикальные пещеры – колодцы или шахты. Но в таких пещерах жить неудобно. Глубина таких пещер может доходить до полутора километров. А длина пещер может достигать десятков километров.

    Археологи за современную историю обнаружили много пещер со следами жизни первобытного человека в самых разных частях нашей земли. пещеры находятся в Европе, Африке, обеих Америках, Азии и Австралии.

    В некоторых пещерах находят рисунки, выполненные неизвестными художниками тысячи лет назад. И тогда были талантливые для своего времени люди. В некоторых, самых красивых пещерах, проложены специальные маршруты, чтобы туристы могли их посещать.

    На территории России тоже есть немало пещер. Это Кунгурская пещера на Урале, Большая Азишная пещера в Краснодарском крае, Большая Орешная в Красноярском крае и многие другие. В горном Алтае находятся пещеры доступные для туристов. Это Тавдинские пещеры недалеко от Туристического комплекса Бирюзовая Катунь, да и та же Денисова пещера и многие другие.

    Быт человека в пещере на картинках

    Как выглядел быт первобытного человека в пещере учёные восстанавливают на основе археологических раскопок. Часто это всего лишь их догадки и предположения. Разумом сегодняшнего человека невозможно до тонкостей постичь о чём думали и как жили люди десятки и сотни тысяч лет назад. Представления о жизни в те времена были, мягко говоря, несколько другими.

    Путешествуя по Горному Алтаю довелось побывать в Национальном музее имени О.В. Анохина. Этот современный музей расположен в большом трёхэтажном здании. Кстати, слышали о принцессе Укока? Сейчас она находится именно в этом музее в цокольном этаже. Там довольно прохладно и царит соответствующая атмосфера. Сама же мумия расположена в специальной камере, где поддерживаются нужные климатические условия.

    В этом музее представлена реконструкция быта первобытного человека в пещере. Всё сделано в натуральную величину. Выглядит это довольно естественно. К сожалению, сделано только два фото. Посмотрите на жизнь древнего человека в пещере. Так сказать, взгляд со стороны.

    Помогите с вопросами по биологии=)плиз. Кто строил первые очаги и жилища и где? и получил лучший ответ

    Ответ от Надежда черноусова[новичек]
    Первые монументальные каменные сооружения в Европе, созданные в середине второго...Главное место в юрте занимал очаг. Присмотревшись внимательнее, понимаешь...Как видим, каждый народ строил жилища из имевшегося под рукой материала. ..
    Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а это значит, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы всего дальнейшего развития архитектуры.
    Доисторический период принято делить на следующие основные этапы: древнекаменный век - палеолит, новокаменный - неолит, бронзовый и железный века. Вместе с тем очень трудно четко определить их границы, так как развитие человеческого общества всегда было неравномерным.
    Сохранившиеся остатки поселений человека указывают на существование различных укладов жизни людей в разных районах земного шара и на разных этапах истории человечества. В неолите уже строят жилище из дерева, тростника, прутьев и глины. Одновременно в других местах возводятся постройки на сваях и так называемые общинные дома (такой тип жилища - «пуэбло» до недавнего времени существовал у американских индейцев) .
    В северной Италии обнаружены поселения (приблизительно 1800 г. до н. э.) своеобразного характера: на столбах устраивались расположенные по кругу площадки, на которых размещались хижины. Вокруг поселка возводилась деревянная изгородь и выкапывался ров, наполняемый водой.
    В Анатолии обнаружены древние укрепленные поселения, относящееся к седьмому-шестому тысячелетию до н. э. (Ч’атал Хюйзек, Мерсин, Хасилар) .
    Только начиная с половины третьего тысячелетия до н. э. неолитическая культура из эгейской области распространяется на северную и западную Европу по естественным путям - Дунаю с его бассейном и Средиземному морю.
    Первые монументальные каменные сооружения в Европе, созданные в середине второго тысячелетия до н. э. (Испания, Франция, северная Европа и Ирландия) , называют менгирами, дольменами и кромлехами.
    Менгиры - это вертикально поставленные, обычно необработанные камни значительной высоты, часто образующие длинные ряды («аллея» менгиров в Бретани) .
    Дольмен обычно состоит из двух больших стоящих рядом вертикальных камней, на которые положен грубо обработанный каменный блок (Дания, Бретань). Они часто расположены так, что образуют длинные, похожие на коридоры пространства.
    Установленные по кругу вертикальные камни, соединенные между собой положенными на них также каменными блоками, называются кромлехами. Выдающимся сооружением подобного рода является Стоунхендж около Солсбери в южной Англии. Это комплекс, состоящий из массивных четырех- и восьмиметровых камней, поставленных вертикально и образующих центрическую композицию. Сооружение возникло, по-видимому, в середине второго тысячелетия до н. э. Каменные блоки тщательно обработаны каменными орудиями, что свидетельствует о мастерстве и значительном уровне развития людей того времени, наличии у них чувства пространственной композиции. В композиции стоунхенджского кромлеха соблюдены и определенные законы, связанные с астрономией, что, впрочем, часто встречалось в архитектуре древних веков (Египет, Центральная Америка) .

    Разработка урока в 11 классе по биологии

    Семинар по теме «Этапы эволюция человека»

    Цель : формирование материалистического представления о происхождении человека

    Задачи:

    образовательная: расширить, углубить и систематизировать знания о доказательствах происхождения человека от животных; этапах эволюции человека; роли биологических и социальных факторов на разных стадиях антропогенеза;

    развивающая: формирование умений самостоятельной работы с литерату-рой, схемами, таблицами, слайдами, выделять главное и делать выводы, выступать перед коллективом;

    воспитательная: показать несостоятельность теории расизма

    Тип урока : семинар- практикум

    Методы: репродуктивные, частично-поисковые, проблемные.

    Оборудование : компьютер с проектором, презентация, видеофрагмент, таблицы, схемы, тест.

    План

    1 Организационный момент 1 мин.

    2 Обсуждение особенностей антропогенеза 30 мин.

    3. Подведение итога 2 мин.

    4. Самостоятельная работа. 3-4 мин.

    5. Выводы 1 мин.

    6. Рефлексия 2 мин.

    7. Самоанализ. Выставление оценок 2-3 мин.

    8. Видеофрагмент 2 мин.

    Ход урока

    В цепи человек стал последним звеном,

    И лучшее все воплощается в нем.

    Фирдоуси

    1. /На фоне видеофрагмента без звука/

    Учитель: Одна из самых интригующих глав эволюции жизни на Земле - происхождение человека. В наши дни этот раздел учения об эволюции стал одним из быстроразвивающихся; каждое десятилетие приносит сенсацион-ные открытия, заставляющие существенно дополнять, а порой и пересматри-вать сложившиеся представления. Задача сегодняшнего урока расширить знания об антропогенезе, его современном этапе.

    2. Ученик: Еще в античное время человек признавался «родственником» жи-вотных (Анаксимен, Аристотель). В первой половине 18в. К. Линней отвел ему место в отряде приматов класса млекопитающих и дал видовое назва- ние Гомо сапиенс (человек разумный) /Стенд К. Линнея / В конце 18 в. на эту тему писали Дидро, Кант, Лаплас, а в начале 19 в. гипотезу естественного происхождения человека выдвинул Ж.Б. Ламарк /Портрет /в своем труде «Философия зоологии» Исходным предком человека считал четверорукое высокоразвитое существо, которое с деревьев спустилось на землю и посте- пенно превратилось в двурукое, способное к прямохождению, но антропоген-ная гипотеза Ламарка не имела успеха, как и его эволюционная концепция в целом. Фундаментальный вклад в решение проблемы антропогенеза сделал Ч. Дарвин в специальном труде 1871 г. «Происхождение человека и половой отбор». Дарвин впервые попытался научно объяснить и движущие силы ан-тропогенеза. /Стенд / В последующее время накопилось много данных, дока-зывающих родство человека и антропоидов не только по морфологическим, но и по другим признакам:

    Установлено большое сходство в строении голосового аппарата (гортани) учеловека и шимпанзе;

    У орангутана значительно увеличены размеры 41-го поля коры головного мозга, и именно этот отдел мозга у человека сложно дифференцирован в связи с развитой речью только у высших обезьян и человека имеется червеобразный отросток слепой кишки;

    У антропоидных обезьян установлены те же 4 группы крови;

    Половое созревание наступает сравнительно поздно;

    Срок беременности у гориллы близок к 9 месяцам;

    Порядок прорезания зубов у высших обезьян сходен с таковым у человека;

    Высоко развиты у антропоидов формы заботы о потомстве, длителен период детства;

    Генетический материал человека и шимпанзе идентичен на 99%

    Учитель: Как же шла эволюция человека?

    Ученик: Выделяют основные этапы антропогенеза:

    Дриопитеки – общие предки антропоморфных обезьян и гоминид. Имеется много косвенных данных, подтверждающих подобное происхождение. Спо-собность человеческой руки вращаться во все стороны благодаря шаровид-ному суставу плечевой кости могла возникнуть только у древесной формы. Только человек и приматы обладают способностью к вращению предплечья внутрь и наружу, а также хорошо развитой ключицей. У человека и обезьян на кистях и стопах развиты кожные узоры, которые имеются только у древе-сных млекопитающих. Для них характерны древесный образ жизни, манипулирование предметами и стадность.

    Древнейшие австралопитековые сочетали в себе признаки обезьяны и человека. Анатомическое строение таза и ног свидетельствовало о его вертикальном положении. Он использовал палки, камни, крупные кости антилоп в качестве орудий. Общественный образ жизни позволял им устоять

    против хищников и самим нападать на других животных. Именно у них, как считает антрополог Рогинский, начался процесс потери шерстяного покрова. От перегрева человек защищается интенсивным потоотделением. Приспособление это было очень эффектным, но лишало организм ионов натрия, нехватка которого стимулировала хищничество или заставляла искать источники поваренной соли.

    Человек умелый – в 1962 г. в Танзании, центральной Африки нашли остатки австралопитека, объем мозга которого составлял более 600 см (совр. ок 2000см), но более чем у примитивных форм, а главное – он изготовлял орудия. Этот наш предок был назвал человек умелый. (галечная культура)

    Ученые утверждают, что именно на этой стадии антропогенеза зарождается речь, т.к. совместная охота требовала общения, одними жестами не обойтись.

    Человек прямоходящий от своих предшественников отличался ростом, прямой осанкой, человеческой походкой. Рука их более развита, а стопа приобрела небольшой свод, позвоночник получил некоторые изгибы, что уравновешивало вертикальное положение туловища. Объем мозга – 800-1200 см Формирование речи, наиболее развиты доли мозга, управляющие высшей нервной деятельностью. Коллективная охота требовала не только общения, но и способствовала развитию социальной организации, которая имела явно человеческий характер, т.к. опиралась на разделением труда ме-жду мужчинами – охотниками и женщинами – собирателями пищи и храни-телями огня.

    Неандерталец – объем мозга – 1200-1400 см. Высокая культура изготовле- ния орудий. Совершенствование речи и племенных отношений. Сильные, выносливые, они первые, приспособившиеся к жизни в суровом климате. У них появляются обряды, забота о потомстве, передаче опыта. Использовали огонь для приготовления пищи – жарили мясо, шили из одежду шкур, кото-рые очищались от жира, сушились над огнем, чтобы придать им мягкость и гибкость. Это говорит о развитости мышления.

    Кроманьонец – тип современного человека. Жил в пещерах или хижинах в самом конце ледниковой эпохи. Они научились делать множество орудий, использовали метательные устройства, ловили рыбу при помощи гарпунов. Вероятно, они были первыми, кто научился делать иглы и шить. Они делали ожерелья из камешков, ракушек… Во Франции и Испании обнаружены на-скальные рисунки, которым более 30 тыс. лет. Рисунки заклинания, предска-зания, победы над хищником, а сегодня – нам привет от них.

    Учитель: Какие основные моменты можно отметить в формировании человека разумного?

    Ученик: Становление человека разумного отмечено 2-мя важными момен-тами:

    С одной стороны - завершается формирование морфологического типа

    С другой – биологическая эволюция постепенно затухала и сменялась соци-альным развитием

    С эволюционной точки зрения возникновение человека – это крупнейший ароморфоз, не имевший себе равного во всей истории жизни на Земле. Об-щей закономерностью был все ускоряющийся темп антропогенеза. Филоге-нетическое развитие гоминид представляет собой яркий пример «мозаичной эволюции», характеризующейся неравномерным темпом развития органов и систем органов. Прогрессивной эволюции мозга предшествовало прямохож-дение и связанное с ним преобразование тазовых костей и передних конечно стей. Характерная черта антропогенеза – однонаправленность эволюцион-ных преобразований, связанных с постепенным развитием прямохождения, нарастанием способности к накоплению и практическому использованию информации об окружающей среде, совершенствованием коллективного образа жизни.

    Учитель: Что же двигало этим? Какие точки зрения по этому поводу вы знаете?

    Ученик: Уникальность процесса становления биосоциальной природы чело-века определялась своеобразным действием движущих сил антропогенеза.

    По вопросу соотношения биологических и социальных факторов антропоге-неза существуют разные мнения. Одни считают, что движущая сила антро-погенеза заключалась в единстве действия биологических и социальных фак-торов. Другие придерживаются мнения, что это факты, которые действовали параллельно, но в итоге привели к одному результату. Кроме того, имеются принципиальные разногласия по вопросу о том, какие факторы играли веду-щую роль в эволюции предков человека. В зарубежной литературе – это ис-ключительно БЗС и отбор. Фальсификация взглядов Ч. Дарвина на БЗС как причину антропогенеза явилась источником реакционного направления в буржуазной социологии – социал-дарвинизма.

    Английский философ эволюционист Г. Спенсер в 1852 г. выдвинул форму-лу «выживание наиболее приспособленных» в качестве закона обществен-ного развития, поэтому призывал к элиминации потерпевших в борьбе за существование – это бедных и больных.

    Граф де Гобино утверждал, что высшей расой среди всех человеческих рас является арийская раса, а сторонники расовой гигиены считали, что интел-лект и моральные качества определяются исключительно его наследственны- ми задатками, поэтому социальное положение обусловлено чисто генетичес-кими факторами.

    Ф. Гальтон предлагал путем подбора пар разводить колониальные народы, а для европейцев создавать благородную элиту. Расисты превратили Африку, по словам К. Маркса, «в заповедное поле охоты на чернокожих» и обещали неграм рай на небе вместо ада на земле.

    Большинство современных исследователей считают, что ближе к истине представление не только о единой биосоциальной природе движущих сил ан тропогенеза, но и их качественном изменении в процессе эволюции от древ-нейших гоминид до современного человека. На ранних этапах эволюции че-ловечества шел отбор индивидов, более способных к изготовлению прими- тивных орудий, с помощью которых они могли добывать себе пищу и защи-щаться от врагов. Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» писал: «Труд – первое основное условие всей челове- ческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал человека». На стадии австралопитеков определяющую роль играл отбор на основе индивидуальной избирательной элиминации. По-степенно объектом отбора становилось характерное свойство как стадность и связанные с ней относительно развитые формы отношения. Выживали те, кто сообща мог противостоять неблагоприятным факторам среды. Индиви-дуальный отбор способствовал формированию прямохождения, кисти руки, мозга, а групповой отбор совершенствовал социальную организацию. Сов-местные действия получили названия биосоциального отбора. На первых порах биосоциального отбора были мелкие по численности коллективы, а затем расширились до тенденции к выживанию лучше организованных посе-лений или племен. Все уровни биосоциального отбора были взаимосвязаны. Скорость и размах формообразования в эволюции гоминид были возможны на основе широкой генетической изменчивости. Темп же мутационной из-менчивости, характерный для всех организмов (в среднем 1 х 10 в степени -5 мутационных изменений на ген в поколение), не мог обеспечить достаточно материала для отбора при создании человека. Следовательно, для процесса антропогенеза необходимы были другие, дополнительные источники изменчивости.

    Учитель: И что же это может быть? Есть мнения?

    Ученик: Д.К. Беляев утверждает, что увеличение массы и усложнение мозга в входе эволюции гоминид не ограничивалась совершенствованием нервных механизмов, а сочеталась с эндокринной. На примерах показывает, что в ус-ловиях одомашнивания наблюдается резкая дестабилизация многих функций организма, обусловленная и привыканием к человеку. Одна из важнейших особенностей эволюции человека заключалась в том, что в результате стрес совых реакций при общении предков человека друг с другом изменялась вся система нейроэндокринных регуляций, что в свою очередь вызвало широкий размах изменчивости по самым разным признакам. Этот источник генетичес кой изменчивости играл существенную роль в прогрессивной эволюции го-минид. Ученые давно предполагали, что в прогрессивных эволюционных преобразованиях (в происхождении человека) важны не столько изменения самих генов, сколько изменение их активности. Даже небольшое изменение нуклеотидной последовательности одного – единственного гена-регулятора может привести к драматическим изменениям активности многих других генов, а это, в свою очередь, может вызвать радикальные перемены в стро-ении организма. Ученые выявили 110 генов, активность которых различается у человека и шимпанзе (55 активнее у людей и 55 – у наших ближайших родственников) Выявлено49 генов, активность которых изменилась именно в человеческой линии (30 генов увеличили активность, 19 понизили). Инте-ресно, что у шимпанзе транскрипционных факторов оказалось всего 9%, причем у половины из них активность повысилась, а у половины - понизи-лась. Между прочим, исследования на мушках дрозофилах тоже не показали сильных изменений в активности транскрипционных факторов. Похоже, уси-ленная экспрессия многих регуляторных генов- специфическая особенность эволюции именно человеческой линии. Смысл данного явления пока не вполне ясен.

    Учитель: Сенкевич однажды в передаче сказал, что природа никогда не пере станет нас удивлять, т.к. постоянно открывается что-то новое, неизвестное не похожее на предыдущее или просто измененное. А что можно сказать о человеке как составной части природы и общества?

    Ученик : Человек – неотъемлемая часть природы во все времена. Меняется ли его облик, можно ли ждать таких изменений в будущем? Рассмотрим, как действуют эволюционные факторы в сегодняшнем обществе. Во-первых, все меньшее значение имеет изоляция, во- вторых, резко ослабляется значение случайных изменений численности в человеческом обществе. 12-14 веках во время эпидемии чумы население могло сокращаться в течение 1-2-х лет в несколько раз, то в настоящее время, благодаря развитию медицины, таких колебаний численности не наблюдается. Таким образом, значение волн чис-ленности как эволюционного фактора тоже падает. Сложнее с мутационным процессом и естественным отбором. В Англии в 1922 г. только 22% случаев слепоты были наследственны, а в 1952 г. уже 68% слепоты имело наследст-венную основу. В популяциях накапливается все больше неблагоприятных мутаций: сейчас выживает много людей, которые раньше наверняка бы не выжили. Популяция все более насыщается мутациями еще и потому, что по-высился уровень радиоактивного излучения, то же происходит при засоре-нии биосферы химическими веществами, которые вызывают мутации. В развитом обществе социальные закономерности действуют сильнее, чем отбор. Именно социальные – общественные закономерности определяют успех того или иного человека.

    Учитель: Да, ведущую роль на современном этапе стали играть социальные факторы, однако жизнедеятельность каждого человека подчинена биологи-ческим закономерностям. Сохраняет все свое значение и мутационный про-цесс как источник генотипической изменчивости. В известной мере дейст-вует стабилизирующая форма естественного отбора, устраняя резко выра-женные отклонения от средней нормы. В процессе социальной эволюции человечества создаются более благоприятные возможности для раскрытия индивидуально- сти каждого человека, его личных качеств. Общественный характер труда по-зволил выделить человека из природы, создать для себя искусственную среду обитания. Каждый из нас обладает неповторимым, уникальным, м.б. самым лучшим, неповторимым.

    3. Подведение итога

    Учитель: итак, мы рассмотрели особенности эволюции человека. Что основное вы усвоили из информации?

    Ученик: 1.Эволюция человека – чрезвычайно сложный, длительный процесс: от животного к человеку разумному. На этом пути постепенно теряли свое значение факторы биологические на смену им приходили факторы социальные;

    2.В эволюции человека необходимо выделить 2 узловых пункта, 2 момента. Первый и наиболее важный из них – начало изготовления орудий, переход от стадии животных предшественников человека к стадии древнейших форм, формирующих людей.

    3.Возникновение человека и его дальнейшая эволюция проходили путем разрешения острых противоречий. Через весь период его становления проходило разрешение важнейшего противоречия между морфологической структурой и его деятельностью. Оно снималось в основном в процессе отбора и… завершилось в итоге происхождения существа, достигшего такого уровня строения, который делал возможным безграничное расширение его деятельности без каких либо перестроек его морфологической структуры.

    4. Самостоятельная работа. Тест. Происхождение человека.

    Решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение:

    Человек относится к ласу млекопитающих

    Копчиковая кость в скелете человека – атавизм

    Аппендикс у человека – рудимент

    Густой волосяной покров у человека – атавизм

    5.Человек и человекообразные обезьяны – близкородственные организмы. 6.Трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление относятся к социальным факторам

    7.В процессе становления человека различают три стадии

    8.Движущими силами антропогенеза являются только социальные факторы

    Вместо точек подберите соответствующие слова:

    Теория о происхождении человека -….

    Человек разумный относится к отряду …

    3. Все люди, населяющие нашу планету относятся к виду….

    Единичное появление у человека признаков предка -…

    Речь, мышление, труд относятся к факторам..

    Наследственная изменчивость, БЗС относятся к факторам ….

    Род человека произошел от …..Исторически сложившиеся группы людей, характеризующиеся общностью наследственных признаков …

    Первые доказательства животного происхождения человека представил …

    Работу «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» написал …

    Первые орудия труда умели изготовлять …

    Первые очаги и жилища строили …

    Подбородочный выступ развит у …

    Человечество образует три большие расы …

    5. Выводы. Учитель: Какие можно сделать выводы в заключении урока?

    Ученик: О становлении человека разумного можно сделать вывод словами Дальневосточного поэта С. Щипачева:

    Природа! Человек – твое творение,

    И этой чести у тебя не отберут,

    Но на ноги поставил с четверенек

    И человеком предка сделал труд.

    С. Щипачев

    Ученик: А словами Р. Рождественского можно сделать вывод о единстве рас:

    Для всех угнетенных,

    Трудом обожженных

    Разница в цвете кожи –

    Не в счет.

    В людях – черных, белых, желтых –

    Красная кровь течет!

    Р. Рождественский

    6. Рефлексия: Стимулирование учащихся к осмыслению проделанной работы

    Рефлексивный алгоритм:

    «Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой…)

    Достиг ли цел учения?

    Какие затруднения возникли?

    7. Анализ работы (учащимися) Выставление оценок

    Всем спасибо за работу.

    Видеофрагмент, доказывающий единство происхождения всех рас (2 мин.)

    Используемая литература:

    Яблоков А.В. Мир эволюции. М.: Дет. Лит.,1985

    Белов А.В., Прохоров А.И. Мир вокруг нас. М.: Из-во политической литературы, 1976

    Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира: Факультативный курс. М.: Просвещение, 1991

    Учитель биологии: Беркетова С.С.


    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Проект- исследование. Тема «Эволюция жилища: от прошлого до настоящего». Выполнила: ученица 9 класса Павлова Ирина

    2 слайд

    Описание слайда:

    1 знать исторические и археологические данные об истории возникновения первых жилищ человека. 2 сделать выводы о том, как в архитектуре учитываются природно-климатические условия и образ жизни человека. 3 уметь различать виды жилищных построек. Цели Задачи. 1 Подобрать и изучить литературу по данной теме 2 Изучить историю возникновения жилища 3 Проследить историю развития жилища до нашего времени

    3 слайд

    Описание слайда:

    Этапы работы над проектом 1 Подготовительный этап: - Планирование проекта - Составление плана проекта - Обсуждение источников информации 3 Заключительный этап: Представление результатов. - Отчёт о проделанной работе - Защита проектов - Подведение итогов 2 Основной этап. Организационно-исследовательский. Поиск материала по теме - сбор и систематизация материала в соответствии с целями работы. Организационно -консультационные занятия. - Обработка материалов к проекту - Подготовка к презентации по проделанной работе

    4 слайд

    Описание слайда:

    Проблемный вопрос Как архитектура жилищных построек различных народов мира учитывает природно-климатические условия и образ жизни человека? Учебные вопросы. 1.Что такое жилище? 2. Из чего строятся дома в разных частях света? 3 Как климат определяет архитектуру строения? 4.Влияют ли образ жизни и традиции разных народов на форму, содержание внешний вид жилого помещения?

    5 слайд

    Описание слайда:

    Жилище… Каждая эпоха предъявляет к нему свои требования, им никогда не перестаёт интересоваться человек. Неизменен интерес науки к жилищу прошлого, так как многое из того, что характерно для него, что создавалось веками народной мудростью, не теряет смысла и в наши дни. Проходили времена и люди научились строить более надёжные жилища, приспосабливая их к местным климатическим условиям. До нашего времени многие из них, почти не видоизменяясь, по-прежнему служат человеку верой и правдой. Интересен тот факт, что в стародавние времена человек был ближе к природе, как бы «чувствовал» её, поэтому свои жилища он сооружал с учётом всех возможных стихийных бедствий Актуальность темы

    6 слайд

    Описание слайда:

    Причинами создания жилища стали: -удержание и сохранения тепла, особенно в период похолодания, связанного с обледенением Северного полушария, -хранение собранных припасов, -создание семейных отношений

    7 слайд

    Описание слайда:

    Люди используют жилище со времен первобытнообщинного строя. Изменения климата, похолодания, вынуждали людей всё активнее заниматься строительством жилищ. Первоначально это были различные пещеры, гроты, землянки, шалаши и пр. Вид жилища, которые человек строил в древности, зависел почти полностью от климата, в котором человек жил. А также от доступности строительных материалов, которыми он обладал. Рабочим материалом служили деревья, а также кости животных. В пещерах первобытный человек искал убежища от непогоды и хищных зверей. Об этом говорят раскопки: в пещерах нашли золу древних костров, об этом поведали и стены пещер, которые расписаны первыми в истории художниками ЖИЛИЩА ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

    8 слайд

    Описание слайда:

    Жилища раннего каменного века, которыми первобытные люди могли бы гордиться и называть домами, построенные из костей мамонтов, найдены в Межиричах - на равнинах нынешней Украины. В 1965 г. один сельский житель, копая яму для погреба под полом своего дома обнаружил целое поселение 15-тысячелетней давности. Археологи нашли здесь четыре хорошо сохранившихся жилища из бивней костей мамонтов. Внутри каждого располагался очаг, кухонные приспособления. На самое большое древнее жилище, найденное в Межиричах, пошли кости примерно ста мамонтов.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Ещё одно древнее сооружения под холмами учёные относят к эпохе позднего неолита. В 1850 году свирепая буря сорвала верхний слой земли с одного такого холма. Изумлённые местные жители увидели скрытое в холме жилище. Каменная кладка стен, миниатюрные кровати, низкие потолки, дверные проёмы. Всё было сделано для людей ростом не выше метра. Согласно легендам, маленькие существа были как могущественны, так и опасны. Они зачаровывали людей, завлекали в свои подземные жилища, а когда люди возвращались домой, оказывалось, что прошло несколько лет. Жилище на берегу Скара Брэ

    10 слайд

    Описание слайда:

    11 слайд

    Описание слайда:

    ИГЛУ зимнее жилище эскимосов (Гренландия, Аляска, Арктика, Канада. На севере у эскимосов Аляски всегда не хватало стройматериалов, зато был много снега. И потому живущие в крайних широтах народы придумали особый куполообразный дом, собранный из снежных или ледяных блоков. Иглу представляет собой куполообразную постройку диаметром 3 - 4 метра и высотой около 2 метров из уплотнённых ветром снежных или ледяных блоков. Все блоки устанавливались по особым принципам, снаружи, чтобы сделать его крепче, дом могли поливать водой. Иглу полностью состоит из снега. Даже вместо стёкол в отверстия-окна вставлены льдинки. Мебель(лежанки для сна) тоже сделана из снежных глыб. Национальные виды жилища

    12 слайд

    Описание слайда:

    шатер в виде усеченного конуса высотой в центре от 3,5 до 4,7 метра (народы Крайнего Севера – чукчи, эвенки, коряки) В современных ярангах оленеводов имеется несколько жилых помещений, кухня, прихожая, центральная комната с открытым очагом посередине. Каркас собирают из лёгких деревянных шестов в форме слегка наклонённой внутрь стенки и конуса или купола над ней. Сверху каркас покрывают оленьими или моржовыми шкурами. В среднем на ярангу обычного размера следует потратить около 50 шкур. ЯРАНГА

    13 слайд

    Описание слайда:

    конический шалаш из жердей, покрываемый берестой, войлоком или оленьими шкурами (народы Севера, Сибири, финно – угорские, тюркские и монгольские племена) .Диаметр чума в нижней части обычно составляет от 3 до 8 метров. Конический остов жилища состоит из 30-50 наклонных шестов. Зимой накрывали шкурами оленя, изюбра или лося, сшитыми в полотнища. Летом-вываренной берестой или корой, иногда парусиной или мешковиной. Вход завешивался шкурами, летом-грубой тканью. В центру чума находился очаг, по обе стороны от входа- места для спанья: на пол клали бересту, циновки из ивовых прутьев и сухой травы, сверху-оленьи шкуры. ЧУМ Национальные виды жилища

    14 слайд

    Описание слайда:

    переносное каркасное жилище с войлочным покрытием (народы степей Средней Азии и Монголии) Вместе с жителями, пасущими стада, юрты без особых усилий перемещаются от одного пастбища к другому. Собрать или разобрать такое жилище семья может примерно за пару часов: сначала сооружали каркас из жердей, который потом покрывали специальными циновками- и дом готов! В центре потолка оставлялось небольшое отверстие для тяги. В ней кочевники находят защиту от летнего зноя, суховеев, дождей и зимних морозов. ЮРТА Национальные виды жилища

    15 слайд

    Описание слайда:

    Жители жарких стран селятся в домах на сваях. Легкие жилища из бамбука, покрытые пальмовыми листьями, стоят так высоко над водой, что им не страшны наводнения и хищники. В наши дни подобные дома являются редкостью. Они сохранились в Центральной Африке, на Новой Гвинеи, в Индонезии.

    16 слайд

    Описание слайда:

    Хата-мазанка В строительстве мазанки использовались местные строительные материалы, такие как глина, солома, камыш, дерево. Стены традиционной мазанки состоят из каркаса (тонкие ветки дерева, или даже хвороста) или сырцового кирпича и обмазываются глиной (откуда и название).

    17 слайд

    Описание слайда:

    РУССКАЯ ИЗБА Избы строились чаще всего из бревен деревьев хвойных пород – сосны и ели. Избы были четырехстенные и пятистенные. Планировка избы долгое время оставалась неизменной: по одну сторону сени по другую клеть. В давние времена избу топили по черному: дым выходил через дверь или специальное окошко над ней. Сбоку от печи настилали полати. К теплой избе примыкали и хозяйственные помещения, в которые можно было попасть не выходя во двор. Такая особенность жилища обусловлена холодными зимами

    18 слайд

    Описание слайда:

    Жилище для человека должно отвечать нескольким требованиям: должно быть удобным, защищать от непогоды, экологичным и экономичным. Попробуем оценить с этих точек зрения разные виды жилья человека. Сведения собраны в результате опроса учащихся и выведен средний балл. Защищённость Экологичность Удобства пещера 2,3 3,3 1,2 чум 2,2 3,2 2,3 иглу 2,4 3,5 1,9 Русская изба 4,1 3,9 4,1 небоскрёб 4,4 3,1 4,7

    19 слайд

    Описание слайда:

    Дома бывают разные, и строят их из разных материалов, и форма тоже может быть разная. В наше время архитекторы создают различные интересные конструкции домов. Например такие: Все, кто приезжают на отдых в Кабардинку или в Геленджик, стараются посетить этот перевернутый дом, ведь не каждый день такое увидишь! ДОМ ВВЕРХ ДНОМ

    20 слайд

    Описание слайда:

    ДОМ -КАКТУС В Роттердаме (Голландия) построили роскошный белоснежный 19-этажный необычный дом-кактус, который состоит из пластин-лепестков, расположенных друг на друге. Такой цвет архитекторы выбрали для меньшего нагрева здания по жаркой погоды Свое название он получил благодаря сходству с колючим растением за счет планировки открытых терасс-балконов для садоводства. ДОМ -КОРЗИНА Дом-корзина в американском штате Огайо – самый большой памятник плетеной корзине из всех, когда-либо создававшихся. Это сооружение высотой с семиэтажный дом представляет собой великолепное зрелище.

    21 слайд

    Описание слайда:

    ДОМ НА СКАЛЕ (МАЛАЙЗИЯ) Добраться до этого дома можно лишь с соседней скалы, где специально для этого построена канатная дорога. Во Франции в местечке Le Pian Medoc, находится необычный дом. Он построен на высоте и вокруг дерева, которое является его центром!

    22 слайд

    Описание слайда:

    О доме сложено много поговорок и пословиц Мой дом – моя крепость. В гостях хорошо, а дома лучше. Не красна изба углами, а красна пирога. Не выноси сор из избы. Где ты родился, там и пригодился. Дом дело найдёт. Дом хорош, да хозяин не гож Дома и стены помогают. Не дом человека красит, а хозяин-дом. Человеку необходим дом, крыша над головой, тепло, уют, но, на мой взгляд самое главное, и это мы увидели и услышали в русских пословицах и поговорках, чтобы в доме, семье, которая живёт в этом доме, сложились дружные, доброжелательные отношения, была любовь, взаимопонимание, забота о ближнем.