Войти
В помощь школьнику
  • Северорусские княжества в xii – начале xiii века Особенности политического управления
  • Диалог "Покупка одежды" (Shopping for Clothes) Диалог покупки на английском языке с переводом
  • Инфракрасное излучение и его влияние на человека
  • Учитель татьяна писаревская
  • Синтетические и искусственные высокомолекулярные соединения Искусственное соединение элементов содержания и формы
  • Кристаллические решетки в химии Ионная кристаллическая решетка
  • "Общество как динамическая система" презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему. Общество как динамическая система Общество как сложная система презентация 1 курс

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    общество как динамическая система

    План. Общее понятие системы. Характерные черты общества как системы. Основные сферы общественной жизни. Социальные институты.

    Общее понятие системы. Понятие «система» относится к сложным объектам и механическим, и биологическим, и социальным. Все они включают в себя разнородные элементы. Все эти элементы, части системы связаны между собой, взаимодействуют друг с другом. Система функционирует лишь благодаря этому взаимодействию. Свойства системы принадлежат не её отдельным частям, а только системе в целом.

    Характерные черты общества как системы Сложный характер общественной системы: множество уровней, подсистем элементов Общество как система включает в себя разнокачествен-ные элементы – материальные (классы) и идеальные (добрые люди) Человек включен в каждую из социальных систем Общество отличает динамичность, незавершенность, альтернативность развития, т.к. человек ставит цели… Интегративное качество системы как целого: способность создавать условия для своего существования Социальная система - самоуправляема, самодостаточна Средой общества определённой страны как системы является природа, мировое сообщество Основные функции социальной системы: адаптация, целедостижение, поддержание образца, интеграция

    Общество является динамической саморазвивающейся системой, т.к. мировоззрение, социальные ценности, трудовые процессы, экономические и политические задачи, религиозные и нравственные установки и т.п. создаются самими людьми развиваются в ходе истории могут различаться между собой в разные исторические эпохи

    Основные сферы общественной жизни (подсистемы). Экономическая сфера (базис) – регулирует вопросы производства собственности, распределения и потребления материальных и духовных благ. Включает: Отношения человека к средствам производства (владеть, пользоваться, распоряжаться) Место человека в системе общественного производства (отношения господства или подчинения) Способ и размер получения доли общественного богатства. Характер деятельности в системе производства (умственный, физический, управления…)

    Основные сферы общественной жизни (подсистемы). Политическая сфера – управленческая надстройка общества, которая включает в себя политику государство право и их соотношение и функционирование.

    Основные сферы общественной жизни (подсистемы). Социальная сфера – определенный способ взаимодействия людей, занимающих определенный статус и выполняющих свои роли в соответствии с принятыми в данной социальной системе нормами и ценностями. Структурные образования: классы социальные слои нации в их взаимоотношении и взаимодействии.

    Основные сферы общественной жизни (подсистемы). Культурная или духовная сфера – отражает различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощенными в реальной жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.

    Основания для разграничения сфер общественной жизни – базовые потребности человека Базовые потребности человека Материальные потребности Потребности в контактах, общении Потребность в организованности, мире, законе и порядке Потребность в самореализации, в возрастании добра, в нравственном совершенствовании Основные сферы общественной жизни Экономическая Социальная Политическая Духовная

    Каково соотношение основных сфер общественной жизни? Каковы приоритеты?

    … прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой и т.д., человек должен есть, пить и иметь жилище… Экономика Политика Социальные отношения Духовная жизнь

    Мысли человека, идеи, представления предшествуют его практической деятельности… Общественным переменам предшествуют изменения в сознании людей. Духовная жизнь Политика Экономика Социальные отношения

    Компромиссный подход каждая сфера общественной жизни может стать определяющей в различные периоды общественной жизни. Экономика Духовная жизнь Политика Социальные отношения

    Социальные институты Социальные институты – это общественные образования учреждения, нормы, культурные образцы способы поведения служащие для упорядочивания и регуляции отношений между людьми.

    Социальные институты Потребность в воспроизводстве рода Семейно-бытовая деятельность Институт семьи и брака, институты родства

    Социальные институты Потребность в безопасности и социальном порядке Политическая, управленческая, государственная деятельность Политические институты (государство, партии…)

    Социальные институты Потребность в средствах существования Экономическая деятельность Экономические институты (собственности, разделения труда, заработной платы…)

    Социальные институты Потребность в получении знаний социализации, подготовке кадров Научная, воспитательная, образовательная деятельность Институты науки, образования и культуры

    Социальные институты Потребность в решении духовных проблем смысла жизни Религиозная деятельность Институт религии

    Социальный институт возникает на основе совместной деятельности больших масс людей деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей общества представляет собой устойчивые формы организации подобной деятельности сложились исторически, регулируются нормами, традициями, обычаями.

    Организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов Включают систему санкций Упорядочивают, координируют действия Обеспечивают стандартное поведение Функции социального института скрытые, явные


    МБОУ СШ № 49 г. Ульяновск

    Учитель истории, обществозанания

    Урок обществознания для 10 класса

    Тема урока: «Общество как сложная система»

    Цель: продолжить формировать условия для понимания обучающимися общества как целостной системы через развитие умения анализировать, синтезировать, преобразовывать информацию из текста.

    Тип урока: комбинированный.

    Вид урока: урок с элементами самостоятельной работы учащихся

    Ожидаемые результаты: На уроке учащиеся смогут:

    Образовательные:

      Знать понятия и термины "общество", "общество как система", "сферы жизни общества", "общественные отношения";

    Развивающие:

      уметь анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

      уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

      уметь:сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работать в группе, выступать публично;

    Воспитательные:

      формировать воспитания интереса к обществоведению; попытаться воспитать гуманность.

    Основные понятия:

    Общество - Совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями.

    Социальная система - это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект

    Социальный институт - это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

    Оборудование: Компьютер, мультимедийное оборудование, раздаточный материал для анализа поставленной проблемы.

    Литература: Обществознание . 10 класс . Базовый уровень . Боголюбов Л.Н. и др. М.: 2014. - 351с.

    Дополнительная литература:

    Кохановский В.П., Матяш Г. П., Яковлев В. П., Жаров Л. В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.

    Социология в России – М., Издательство Института РАН, 1998

    Дюркгейм Э. Разделение общественного труда. М.: Канон, 1996.

    План урока.

    I . Оргмомент (2 мин.).

    II . Проверка домашнего задания (8 мин.).

    III . Изучение нового материала .(25 –30 мин).

    Понятие "общество".

    Взаимосвязь общества и природы.

    Сферы общественной жизни и их взаимодействие.

    Общественные науки, их особенности.

    IV . Закрепление изученного материала. (4мин.).

    V . Рефлексия (2мин.)

    Ход урока.

    I . Оргмомент (2 мин.) (Приветствие).

    II . Проверка домашнего задания (8 мин.)

    Тестовые задания:

    1. Что изучают общественные науки?

    1) звезды, моря

    2) изменения веществ

    3) животных

    4) результат деятельности человека

    2. Что такое социальный прогресс?

    2) развитие общества

    3. Что такое солидный возраст?

    1) стадия жизни человека с 45 до 65 лет, в которой подводятся итоги жизни и собственных свершений

    2) стадия жизни человека старше 65 лет, в которой многие люди оставшиеся силы тратят на спокойное проживание

    3) стадия жизни человека с 25 до 40 - 45 лет, которой характерен успех в выбранной профессии, создание семьи, рождение детей

    4. Какое утверждение является верным?

    А. Бабушки и дедушки – наши предки, родители и мы сами - потомки.

    Б. Большинство ученых сходны во мнении, что культура имеет два измерения – материальную культуру и нематериальную культуру.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) оба суждения верны

    4) оба суждения неверны

    5. Что относится к материальной культуре?

    1) мифы

    2) знания

    3) паровая машина

    4) язык

    6. Что такое технический прогресс?

    1) совершенствование орудий труда и техники

    2) развитие общества

    3) физическое развитие человека

    4) непрерывающаяся эстафета устремленных вперед поколений

    7. Какое утверждение является верным?

    А. Человек достигает своего рассвета к 20 – 30 годам.

    Б. Период с 15 до 20 лет соответствует зрелости.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) оба суждения верны

    4) оба суждения неверны

    8. Что относится к духовной культуре?

    1) храм

    2) орудия труда

    3) паровая машина

    4) язык

    III . Изучение нового материала .(30 –31 мин) (рассказ учителя + самостоятельная работа)

    Беседа: Предлагается ответить на вопрос

    Что такое общество? (ответы студентов)

    Учитель: На первый взгляд, кажется, что ответить на этот вопрос несложно. Действительно понятие "общество" давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение, то убеждаемся, что таких определений может быть множество.

    общество - это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

    Данное определение отражает понятие общества в широком смысле. Его необходимо запомнить.

    Особенности социальной системы

    Задание : используя текст учебника (страницы 18-19) представьте схематично общество как систему

    Черты общества как системы:

    Учитель: Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Так, можно говорить о человеческом обществе в глобальном масштабе, об обществе в пределах одной страны, о различных общественных группах, в которые включён каждый человек (нация, класс, семья и т. п.).

    Макроструктура общества как системы состоит из четырёх подсистем, которыми являются основные сферы человеческой деятельности – материально-производственной, социальной, политической, духовной. Каждая из этих известных вам сфер имеет своё собственное сложное строение и сама является сложной системой. Так, политическая сфера выступает как система, включающая в себя большое число компонентов – государство, партии и т. п. Но государство, например, тоже является системой с множеством составляющих.

    Таким образом, любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, одновременно и сама выступает как достаточно сложная система. Поэтому можно говорить об иерархии систем, состоящих из ряда различных уровней.

    Иными словами, общество – это сложная система систем, своего рода суперсистема.

    Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в её составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырьё и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.

    В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.

    Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными; в истории человечества известны периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.

    Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов существенных изменений не претерпевали. Этот факт свидетельствует о том, что общество – динамичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и т. д.

    Следовательно, человек – это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включён в каждую из них.

    Социальные институты (мини-лекция)

    Учитель : Важнейшим компонентом общества как системы являются социальные институты.

    Социальные институты – устойчивые совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение определенных функций и основана на определенных нормах и стандартах поведения.

    Основные институты общества:

    Семья

    Школа

    Производство

    Церковь

    Государство

    Эти 5 видов направлены на удовлетворение жизненно-важных видов потребностей:

    В воспроизводстве рода;

    В безопаности и социальном порядке;

    В средствах существования;

    В получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров;

    В решении духовных проблем, поиске смысла жизни.

    Характерные черты социальных институтов:

    1) Объединение всех лиц, занятых определенным видом деятельности, чтобы удовлетворитьпотребности общества

    2) Закрепление системой социальных норм, регулирующих соответсвующие типы поведения

    3) Наличие учреждений, снабженных определенными материальными средствами, необходимых для каког-либо вида деятельности

    4) Четкое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, могласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля

    5) Интеграция в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществляет контроль за ней

    IV . Закрепление изученного материала .( Задание по группам ).

    Выполнить задание по тексту из раздаточного материала (группы делятся по рядам):

    Из работы современного американского социолога Э. Шилза «Общество и общества: макросоциологический подход».

    Что же входит в общества? Как уже говорили, наиболее дифференцированные из них состоят не только из семей и родственных групп, но также из ассоциаций, союзов, фирм и ферм, школ и университетов, армий, церквей и сект, партий и многочисленных других корпоративных органов или организаций, которые, в свою очередь, имеют границы, определяющие круг членов, над которыми соответствующие корпоративные власти – родители, управляющие, председатели и т. д. и т. п. – осуществляют известную меру контроля. Сюда входят также системы, формально и неформально организованные по территориальному принципу – общины, деревни, округа, города, районы, - причём все они тоже имеют некоторые черты общества. Далее, сюда входят неорганизованные совокупности людей внутри общества – социальные классы или слои, занятия и профессии, религии, языковые группы, - которые обладают культурой, присущей в большей степени тем, кто имеет определённый статус или занимает определённое положение, чем всем остальным.

    Итак, мы убедились в том, что общество – это не просто совокупность объединившихся людей, изначальных и культурных коллективов, взаимодействующих и обменивающихся услугами друг с другом. Все эти коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру. Именно эти факторы превращают совокупность относительно специализированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в общество.

    Вопросы и задания к документу

      Какие компоненты, по мысли Э. Шилза, входят в общество? Укажите, к каким сферам жизни общества относится каждый из них.

      Выделите из перечисленных компонентов те, которые являются социальными институтами.

      Опираясь на текст, докажите, что автор рассматривает общество как социальную систему.

    V. Рефлексия

    Лесенка. “Моё состояние”

    VI. Домашнее задание: (3 мин.)

    §2, на выбор - с помощью двух примеров проиллюстрируйте влияние общества на природу и природы на общество;

    С помощью двух примеров проиллюстрируйте взаимосвязь политической и социальной сферы;

    С помощью двух примеров проиллюстрируйте взаимосвязь экономической и духовной сферы;

    Урок по обществознанию на тему «Общество как сложная динамичная система»

    Цель: познакомиться с основными компонентами общества как социальной системы, охарактеризовать главные социальные институты, выявить основные черты социального института.

    Предмет: обществознание.

    Дата проведения: «____» ____.20___ г.

    Учитель: Хаматгалеев Э. Р.

      Сообщение темы и цели урока.

      Активизация учебной деятельности.

    Существует ли связь между разнообразными событиями и явлениями в жизни общества? Что придаёт устойчивость и предсказуемость развитию общества?

      Изложение программного материала.

    Рассказ с элементами беседы

    Во второй части определения понятия «общество», приведенного в §1, подчёркнута идея взаимосвязи людей и взаимодействия различных сфер общественной жизни. В философской литературе общество определяется как «динамическая система». Новое понятие «система» может показаться сложным, но есть смысл в нём разобраться, так как в мире немало объектов, которые охватываются этим понятием. Системами являются и наша Вселенная, и культура отдельного народа, и деятельность самого человека. Слово «система» греческого происхождения, означает «целое, составленное из частей», «совокупность». Таким образом, каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между её частями. Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.

    Особенности социальной системы

    Каковы же характерные черты общества как системы? Чем эта система отличается от природных систем? В общественных науках выявлен ряд таких отличий.

    Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Так, можно говорить о человеческом обществе в глобальном масштабе, об обществе в пределах одной страны, о различных общественных группах, в которые включён каждый человек (нация, класс, семья и т. п.).

    Макроструктура общества как системы состоит из четырёх подсистем, которыми являются основные сферы человеческой деятельности – материально-производственной, социальной, политической, духовной. Каждая из этих известных вам сфер имеет своё собственное сложное строение и сама является сложной системой. Так, политическая сфера выступает как система, включающая в себя большое число компонентов – государство, партии и т. п. Но государство, например, тоже является системой с множеством составляющих.

    Таким образом, любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, одновременно и сама выступает как достаточно сложная система. Поэтому можно говорить об иерархии систем, состоящих из ряда различных уровней.

    Иными словами, общество – это сложная система систем, своего рода суперсистема.

    Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в её составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырьё и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.

    В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.

    Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными; в истории человечества известны периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.

    Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов существенных изменений не претерпевали. Этот факт свидетельствует о том, что общество – динамичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и т. д.

    Следовательно, человек – это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включён в каждую из них.

    Как и любая система, общество представляет собой упорядоченную целостность. Это означает, что компоненты системы не находятся в хаотичном беспорядке, а, напротив, занимают внутри системы определённое положение и определённым образом связаны с другими компонентами. Следовательно, система обладает интегративным качеством, которое присуще ей как единому целому. Ни один из компонентов системы, рассматриваемый в отдельности, этим качеством не обладает. Оно, это качество, - результат интеграции и взаимосвязи всех компонентов системы. Так же как отдельные органы человека (сердце, желудок, печень и т. д.) не обладают свойствами человека, так и экономика, система здравоохранения, государство и другие элементы общества не имеют тех качеств, которые присущи обществу в целом. И только благодаря многообразным связям, существующим между компонентами социальной системы, она превращается в единое целое, т. е. в общество (как благодаря взаимодействию различных человеческих органов существует единый организм человека).

    Проиллюстрировать связи между подсистемами и элементами общества можно различными примерами. Изучение далёкого прошлого человечества позволило учёным сделать вывод о том, что нравственные отношения людей в условиях первобытности строились на коллективистских началах, т. е., говоря современным языком, приоритет всегда отдавался коллективу, а не отдельному индивиду. Известно также, что моральные нормы, существовавшие у многих племён в те архаические времена, допускали убийство слабых членов рода – больных детей, стариков – и даже людоедство. Повлияли ли на эти представления и взгляды людей о пределах морально допустимого реальные материальные условия их существования? Ответ ясен: бесспорно, повлияли. Необходимость сообща добывать материальные блага, обречённость на скорую гибель человека, оторвавшегося от рода, и заложили основы коллективистской морали. Руководствуясь теми же способами борьбы за существование и выживание, люди не считали безнравственным освобождаться и от тех, кто мог стать обузой для коллектива.

    Другим примером может быть связь правовых норм и социально-экономических отношений. Обратимся к известным историческим фактам. В одном из первых сводов законов Киевской Руси, который называется Русская Правда, предусмотрены различные наказания за убийство. При этом мера наказания определялась в первую очередь местом человека в системе иерархических отношений, его принадлежностью к тому или иному социальному слою или группе. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он составлял 80 гривен и равнялся стоимости 80 волов или 400 баранов. Жизнь смерда или холопа оценивалась в 5 гривен, т. е. в 16 раз дешевле.

    Интегральные, т. е. общие, присущие всей системе, качества любой системы не являются простой суммой качеств, её составляющих, а представляют новое качество, возникшее в результате взаимосвязи, взаимодействия входящих в неё компонентов. В самом общем виде это качество общества как социальной системы – способность создавать все необходимые условия для своего существования, производить всё потребное для коллективной жизни людей. В философии самодостаточность рассматривается в качестве главного отличия общества от составляющих его частей. Как органы человека не могут существовать вне целостного организма, так не может существовать ни одна из подсистем общества вне целого – общества как системы.

    Ещё одна черта общества как системы заключается в том, что эта система относится к числу самоуправляемых. Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность.

    Любая система, будь то техническая (агрегат с автоматической системой управления), или биологическая (животное), или социальная (общество), находится в определённой среде, с которой она взаимодействует. Средой социальной системы любой страны является как природа, так и мировое сообщество. Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода «сигналами», на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на «сигналы» тем или иным образом. При этом она реализует свои основные функции: адаптации; целедостижения, т. е. способности поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию её задач, влияя на окружающую природную и социальную среду; поддержания образца – способности сохранять свою внутреннюю структуру; интеграции – способности интегрировать, т. е. включать новые части, новые общественные образования (явления, процессы и т. п.) в единое целое.

    Социальные институты

    Важнейшим компонентом общества как системы являются социальные институты.

    Слово «институт» в переводе с латинского instituto означает «установление». В русском языке оно часто используется для обозначения высших учебных заведений. Кроме того, как вы знаете из курса основной школы, в области права слово «институт» означает совокупность норм права, регулирующих одно общественное отношение или несколько отношений, связанных друг с другом (например, институт брака).

    В социологии социальными институтами называют исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

    Это определение, к которому целесообразно вернуться, прочитав до конца учебный материал по данному вопросу, мы рассмотрим, опираясь на понятие «деятельность» (см. §1). В истории общества сложились устойчивые виды деятельности, направленные на удовлетворение важнейших жизненных потребностей. Социологи выделяют пять таких общественных потребностей:

      потребность в воспроизводстве рода;

      потребность в безопасности и социальном порядке;

      потребность в средствах существования;

      потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров;

      потребность в решении духовных проблем смысла жизни.

    Соответственно названным потребностям в обществе сложились и виды деятельности, которые, в свою очередь, потребовали необходимой организации, упорядочения, создания определённых учреждений и иных структур, выработки правил, обеспечивающих достижение ожидаемого результата. Этим условиям успешного осуществления главных видов деятельности отвечали исторически сложившиеся социальные институты:

      институт семьи и брака;

      политические институты, особенно государство;

      экономические институты, в первую очередь производство;

      институты образования, науки и культуры;

      институт религии.

    Каждый из этих институтов объединяет большие массы людей для удовлетворения той или иной потребности и достижения определённой цели личного, группового или общественного характера.

    Возникновение социальных институтов привело к закреплению конкретных видов взаимодействия, сделало их постоянными и обязательными для всех членов данного общества.

    Итак, социальный институт – это, прежде всего, совокупность лиц, занятых определённым видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определённой значимой для общества потребности (например, все работники системы образования).

    Далее, институт закреплён системой правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения. (Вспомните, например, какие социальные нормы регулируют поведение людей в семье).

    Ещё одна характерная черта социального института – наличие учреждений, снабжённых определёнными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности. (Подумайте, к каким социальным институтам относятся школа, завод, милиция. Приведите свои примеры учреждений и организаций, относящихся к каждому из важнейших социальных институтов.)

    Любой из названных институтов интегрирован в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществлять контроль за нею.

    Социальный институт стабилизирует социальные отношения, вносит согласованность в действия членов общества. Для социального института характерно чёткое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля. (Подумайте, как эти черты социального института проявляются в системе образования, в частности в школе.)

    Рассмотрим основные признаки социального института на примере такого важного института общества, как семья. Прежде всего, каждая семья – это основанная на интимности и эмоциональной привязанности небольшая группа людей, связанных узами брака (супруги) и кровного родства (родители и дети). Потребность в создании семьи – одна из фундаментальных, т. е. основополагающих, потребностей человека. Вместе с тем семья выполняет в обществе важные функции: рождение и воспитание детей, экономическую поддержку малолетних и нетрудоспособных и многое другое. Каждый член семьи занимает в ней своё особое положение, предполагающее соответствующее поведение: родители (или один из них) обеспечивают средства к существованию, ведут домашние дела, занимаются воспитанием детей. Дети, в свою очередь, учатся, помогают по дому. Такое поведение регулируется не только внутрисемейными правилами, но и общественными нормами: моралью и правом. Так, общественная мораль осуждает отсутствие заботы старших членов семьи о младших. Закон закрепляет ответственность и обязательства супругов по отношению друг к другу, к детям, совершеннолетних детей к престарелым родителям. Создание семьи, основные вехи семейной жизни сопровождаются установившимися в обществе традициями и обрядами. Например, во многих странах брачный ритуал включает обмен супругов обручальными кольцами.

    Наличие социальных институтов делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом более устойчивым.

    Помимо главных социальных институтов, существуют и неглавные. Так, если главным политическим институтом является государство, то неглавными – институт судебной власти или, как в нашей стране, институт представителей президента в регионах и т. п.

    Наличие социальных институтов надёжно обеспечивает регулярное, самовозобновляющееся удовлетворение жизненно важных потребностей. Социальный институт делает связи между людьми не случайными и не хаотичными, а постоянными, надёжными, устойчивыми. Институциональное взаимодействие – это хорошо отлаженный порядок социальной жизни в основных сферах жизнедеятельности людей. Чем больше социальных нужд удовлетворяется социальными институтами, тем более развито общество.

    Поскольку в ходе исторического процесса возникают новые потребности и условия, постольку появляются новые виды деятельности и соответствующие связи. Общество заинтересовано в придании им упорядоченности, нормативного характера, т. е. в их институциализации.

    В России в результате реформ конца XX в. появился, например, такой вид деятельности, как предпринимательство. Упорядочение этой деятельности привело к возникновению различных видов фирм, потребовало издания законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, способствовало становлению соответствующих традиций.

    В политической жизни нашей страны возникли институты парламентаризма, многопартийности, институт президентства. Принципы и правила их функционирования закреплены в Конституции Российской Федерации, соответствующих законах.

    Таким же образом происходила институциализация других возникших за последние десятилетия видов деятельности.

    Бывает, что развитие общества требует модернизации деятельности социальных институтов, исторически сложившихся в предшествующие периоды. Так, в изменившихся условиях возникла необходимость по-новому решать проблемы приобщения к культуре молодого поколения. Отсюда предпринятые шаги по модернизации института образования, в результате которых может произойти институциализация Единого государственного экзамена, нового содержания образовательных программ.

    Итак, мы можем вернуться к определению, данному в начале этой части параграфа. Подумайте, что характеризует социальные институты как высокоорганизованные системы. Почему их структура устойчива? Какое значение имеет глубокая интеграция их элементов? В чём заключается многообразие, гибкость, динамичность их функций?

      Практические выводы.

      Общество – сверхсложная система, и, для того чтобы жить с ним в гармонии, необходимо приспособиться (адаптироваться) к нему. Иначе не избежать конфликтов, неудач в своей жизни и деятельности. Условием адаптации к современному обществу являются знания о нём, которые даёт курс обществознания.

      Понять общество можно лишь при условии выявлений его качества как целостной системы. Для этого необходимо рассмотреть различные срезы структуры общества (основные сферы деятельности людей, совокупность социальных институтов, социальные группы), систематизирующие, интегрирующие связи между ними, особенности процесса управления в самоуправляющейся общественной системе.

      В реальной жизни вам придётся взаимодействовать с различными социальными институтами. Чтобы сделать это взаимодействие успешным, необходимо знать цели и характер деятельности, оформившейся в интересующий вас социальный институт. В этом вам поможет изучение правовых норм, регулирующих данный вид деятельности.

      В последующих разделах курса, характеризующих отдельные сферы деятельности людей, полезно повторно обращаться к содержанию данного параграфа, чтобы, опираясь на него, рассматривать каждую сферу как часть целостной системы. Это поможет понять роль и место каждой сферы, каждого социального института в развитии общества.

        Документ.

    Из работы современного американского социолога Э. Шилза «Общество и общества: макросоциологический подход».

    Что же входит в общества? Как уже говорили, наиболее дифференцированные из них состоят не только из семей и родственных групп, но также из ассоциаций, союзов, фирм и ферм, школ и университетов, армий, церквей и сект, партий и многочисленных других корпоративных органов или организаций, которые, в свою очередь, имеют границы, определяющие круг членов, над которыми соответствующие корпоративные власти – родители, управляющие, председатели и т. д. и т. п. – осуществляют известную меру контроля. Сюда входят также системы, формально и неформально организованные по территориальному принципу – общины, деревни, округа, города, районы, - причём все они тоже имеют некоторые черты общества. Далее, сюда входят неорганизованные совокупности людей внутри общества – социальные классы или слои, занятия и профессии, религии, языковые группы, - которые обладают культурой, присущей в большей степени тем, кто имеет определённый статус или занимает определённое положение, чем всем остальным.

    …Итак, мы убедились в том, что общество – это не просто совокупность объединившихся людей, изначальных и культурных коллективов, взаимодействующих и обменивающихся услугами друг с другом. Все эти коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру. Именно эти факторы превращают совокупность относительно специализированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в общество.

    Вопросы и задания к документу

      Какие компоненты, по мысли Э. Шилза, входят в общество? Укажите, к каким сферам жизни общества относится каждый из них.

      Выделите из перечисленных компонентов те, которые являются социальными институтами.

        Вопросы для самопроверки.

      Что означает понятие «система»?

      Чем социальные (общественные) системы отличаются от природных?

      В чём заключается главное качество общества как целостной системы?

      Каковы связи и отношения общества как системы со средой?

      Что такое социальный институт?

      Охарактеризуйте главные социальные институты.

      Каковы основные черты социального института?

      В чём значение институциализации?

        Задания.

      Применяя системный подход, проанализируйте российское общество начала XX в.

      Охарактеризуйте все основные черты социального института на примере института образования. Используйте материал и рекомендации практических выводов данного параграфа.

      В коллективной работе российских социологов говорится: «…общество существует и функционирует в многообразных формах… Действительно важный вопрос сводится к тому, чтобы за особенными формами не потерять само общество, за деревьями – леса». Как это утверждение связано с пониманием общества как системы? Аргументируйте свой ответ.

        Мысли мудрых.

    «Человек – существо социальное, и высшее дело его жизни, окончательная цель его усилий лежит не в его личной судьбе, а в социальных судьбах всего человечества».

    Рабочая программа

    ... по обществознанию (базовый уровень). 10 класс (68 ч). № Тема урока ... 3 Общество как сложная динамическая система . 1 Комбинированный урок . Компьютер, проектор, презентация, учебник. Общество как сложная динамичная система . Причинные и...

  • Пояснительная записка Рабочая программа по обществознанию 10 класс базовое изучение предмета

    Пояснительная записка

    Социальной системы . Знать: основные понятия по теме урока . Уметь: характеризовать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы , а также...

  • Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по обществознанию среднего (полного) общего образования ((1)

    Рабочая программа

    I. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (14 ч) Тема 1. Общество (4 ч) Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе . Структура общества . Общество как сложная динамичная система ...

  • Тематическое планирование по обществознанию (включая экономику и право). Класс

    Тематическое планирование

    Издание. Обществознание . Практикум. 3. Повторительно-обобщающие уроки по обществознанию . 8-11 ... на изучение тем «Общество как сложная динамическая система » - 2 часа, в раздел «Политика как общественное явление» встроены в количестве 2 часов темы ...

  • Тема 1.2. Общество как сложная система

    Представление об обществе как сложной динамичной системе.


    • Специфика общественных отношений. Подсистемы и элементы общества.
    • Основные институты общества, их функции.
    • Общество и природа.

    Общество - это обособившаяся от природы часть материального мира со всей совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей .

    целое составленное из частей,

    совокупность

    Система

    Система допускающая

    различные изменения,

    развитие, возникновение

    новых,и отмирание ста-

    рых частей,и связей

    между ними

    Динамическая

    система


    Общество как система.

    общество

    Подсистемы

    Институты


    Подсистемы (сферы) – это определенная область общественной жизни , включающая наиболее устойчивые формы взаимодействия людей .

    общество

    экономическая

    социальная

    духовная

    политическая

    подсистемы

    (сферы)


    Основные элементы и функции

    подсистем (сфер) общества.

    Подсистемы(сферы)

    ДУХОВНАЯ

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ

    СОЦИАЛЬНАЯ

    ЗАДАНИЕ:

    & 2.2 Сферы общества стр. 73-78

    Выписать: 1) характеристику отношений в

    каждой из сфер общества;

    2) элементы.


    Основные элементы и функции

    подсистем (сфер) общества.

    Подсистемы(сферы)

    ДУХОВНАЯ

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

    Включает , обмена , , .

    Элементы:

    Деньги

    СОЦИАЛЬНАЯ

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ


    Основные элементы и функции

    подсистем (сфер) общества.

    Подсистемы(сферы)

    ДУХОВНАЯ

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

    Включает : отношения в области производства , обмена , распределения материальных благ , а также отношения собственности .

    Элементы:

    Деньги

    СОЦИАЛЬНАЯ

    Включает:

    Элементы:

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ


    Основные элементы и функции

    подсистем (сфер) общества.

    Подсистемы(сферы)

    ДУХОВНАЯ

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

    Включает : отношения в области производства , обмена , распределения материальных благ , а также отношения собственности .

    Элементы:

    Деньги

    СОЦИАЛЬНАЯ

    Включает: взаимоотношения между различными группами общества

    Элементы: конкретные люди и общности людей

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ

    Включает:

    .

    Элементы:

    Государство


    Основные элементы и функции

    подсистем (сфер) общества.

    Подсистемы(сферы)

    ДУХОВНАЯ

    Включает:

    Отношения , возникающие в процессе создания , освоения и передачи духовных ценностей .

    Элементы:

    Культура

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

    Включает : отношения в области производства , обмена , распределения материальных благ , а также отношения собственности .

    Элементы:

    Деньги

    СОЦИАЛЬНАЯ

    Включает: взаимоотношения между различными группами общества

    Элементы: конкретные люди и общности людей

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ

    Включает:

    Способность одних групп людей и их представителей влиять на другие группы .

    Элементы:

    Государство


    Институты общества – совокупность норм , правил поведения в

    Институты общества

    ДУХОВНЫЙ

    СЕМЬИ

    ПОЛИТИЧЕСКИЙ

    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

    ЗАДАНИЕ:

    & 2. 1 Понятие общества стр. 71-72

    Выписать: 1) характеристику

    каждого института общества;


    Институты общества – совокупность норм , правил поведения в

    определенной сфере жизнедеятельности человека .

    Институты общества

    ДУХОВНЫЙ

    СЕМЬИ

    Связан .

    ПОЛИТИЧЕСКИЙ

    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ


    Институты общества – совокупность норм , правил поведения в

    определенной сфере жизнедеятельности человека .

    Институты общества

    ДУХОВНЫЙ

    СЕМЬИ

    Связан с воспроизводством человека как биологического вида и его социализацией и воспитанием .

    ПОЛИТИЧЕСКИЙ

    Включает .

    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ


    Институты общества – совокупность норм , правил поведения в

    определенной сфере жизнедеятельности человека .

    Институты общества

    ДУХОВНЫЙ

    СЕМЬИ

    Связан с воспроизводством человека как биологического вида и его социализацией и воспитанием .

    ПОЛИТИЧЕСКИЙ

    Включает отношения в сфере управления обществом .

    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

    Связан , средств к существованию .


    Институты общества – совокупность норм , правил поведения в

    определенной сфере жизнедеятельности человека .

    Институты общества

    ДУХОВНЫЙ

    Связан с удовлетворением духовных потребностей человека , появлением и передачей знаний новым поколениям .

    СЕМЬИ

    Связан с воспроизводством человека как биологического вида и его социализацией и воспитанием .

    ПОЛИТИЧЕСКИЙ

    Включает отношения в сфере управления обществом .

    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

    Связан с производством материальных благ , средств к существованию .


    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

    & 2. 1 стр. 72 вопрос №2

    & 2. 2 стр. 79 вопрос №9