Войти
В помощь школьнику
  • Анализ стихотворения «Железная дорога» Некрасова
  • И.С. Тургенев "Бежин луг": описание, герои, анализ произведения. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям Описаний утра, дня, вечера, ночи
  • Дальневосточная пожарно-спасательная академия осуществляет набор слушателей Двфу мчс
  • Презентация на тему порядковые числительные Числительные в английском языке презентация
  • Где находится памятник Петру I «Медный всадник Почему памятник петру 1
  • Сочинение на тему: «Судьба Григория Мелехова - истоки трагедии
  • Примеры эссе по обществознанию (ЕГЭ). Как написать эссе по обществознанию и получить максимум баллов за егэ Шаблон для написания эссе по обществознанию егэ

    Примеры эссе по обществознанию (ЕГЭ). Как написать эссе по обществознанию и получить максимум баллов за егэ Шаблон для написания эссе по обществознанию егэ
    12 Сен 26.09.2017

    Как писать эссе? ЕГЭ по обществознанию, задание № 29

    Последнее задание КИМ ЕГЭ по обществознанию принято считать самым сложным. На написание мини-сочинения экзаменаторы ФИПИ отводят 45 минут. Правильное выполнение задания дает максимально возможное количество первичных баллов.

    В этом кратком руководстве я расскажу, как максимально просто и быстро написать эссе.

    Критерии оценки эссе

    Для начала посмотрим на формулировку задания №29 из демоверсии ЕГЭ по обществознанию:

    Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

    При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт . (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников).

    Философия
    «Все наши теории - это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов» (В.А. Амбарцумян).
    Экономика
    «Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Т. Хейне).
    Социология, социальная психология
    «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида» (Б.Г. Ананьев).
    Политология
    «„Разделяй и властвуй“ - мудрое правило, но „объединяй и направляй“ ещё лучше» (И.В. Гёте).
    Правоведение
    «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив» (А.Ф. Кони).

    Чтобы справиться с заданием, нам обязательно нужно ознакомиться с . Найти критерии можно на сайте ФИПИ, они размещены в одном документе вместе с демоверсией экзамена.

    Первый критерий (К1) - определяющий. Вам нужно раскрыть смысл высказывания. Если вы этого не делаете или раскрываете смысл высказывания неточно, по К1 вам ставится ноль баллов и все эссе не проверятся. Если К1 соблюден, вам ставится 1 балл и эксперт проверяет работу дальше.

    Второй критерий (К2). Вы должны привести аргументы из курса обществознания. Нужно привести и объяснить понятия, общественные процессы, законы, которые помогут раскрыть смысл высказывания.

    Максимальное количество первичных баллов по этому критерию - 2. Если «в ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и с другими компонентами аргументации понятия или положения», эксперт снижает оценку и ставит один балл.

    Если смысл хотя бы одного термина передан неверно, то оценка по К2 снижается на 1 балл: с 2 баллов до 1 балла, с 1 балла до 0 баллов.

    Третий критерий (К3). Согласно этому критерию, вам нужно привести 2 фактических аргумента в пользу собственной точки зрения. Если вы допустите фактическую ошибку (например, скажете, что Путин является председателем правительства), аргумент не зачтут. Если аргумент не будет работать на вашу точку зрения и раскрывать смысл высказывания, его тоже не зачтут.

    Аргументы должны быть из различных источников: «сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения». Два аргумента из литературы или два аргумента из СМИ могут посчитать как «аргументы из источника одного типа», что приведет к снижению оценки на 1 балл.

    Как выбирать цитату?

    Прежде чем писать эссе, нужно выбрать цитату. И выбирать нужно не по принципу «понравилась - не понравилась», «скучная - интересная». Нужно внимательно изучить высказывания и оценить перспективы написания хорошего сочинения по каждому из них. На это должно уйти не больше 2-3 минут.

    1. Внимательно прочитайте высказывания. Определите несколько цитат, смысл которых вам наиболее ясен.
    2. По каждому высказыванию, смысл которого понятен, определите круг терминов, процессов, явлений и законов из курса обществознания. Те цитаты, в которых вы не уверены, отбрасывайте.
    3. Из оставшихся цитат выберете те, к которым вы можете привести качественные аргументы.

    Если после того, как вы пропустите все цитаты через эти три фильтра, у вас останутся все пять цитат, можно выбрать ту, что ближе всего к сердцу. (В таком случае вы отлично знаете курс обществознания, поздравляю!)

    Алгоритм написания эссе

    Вы выбрали цитату, смысл которой вам ясен, и вы без труда сможете привести теоретические и фактические аргументы. В худшем случае эта цитата вызовет у вас меньше всего затруднений, что тоже неплохо.

    Мы пишем эссе, исходя из того, что читателей у него будет только два - эксперты ЕГЭ. Значит, нам нужно максимально облегчить им работу по проверке сочинения. Эксперту будет удобно проверять, если работа будет структурирована по блокам согласно критериям.

    Структура эссе может выглядеть так:

    1) Передаем смысл цитаты. Важно, чтобы это не был просто пересказ высказывания. Вы должны продемонстрировать понимание слов автора.

    Не страшно, если вы напишете примитивно. В критериях к эссе нет требований к стилю текста.

    Мы выбрали цитату из экономики. «Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Т. Хейне).

    Пример: Автор высказывания, американский экономист Пол Хейне , утверждает, что механизм спроса и предложения регулирует отношения участников рынка.

    2) Формулируем собственную точку зрения : я согласен / я не согласен с автором.

    Как правило, с высказываниями, которые предлагают выпускникам на ЕГЭ сложно спорить. Но если вы чувствуете, что не согласны, не бойтесь спорить.

    Пример: Я согласен с П. Хейне, потому что…

    3) Подкрепите точку зрения терминами, понятиями и законами из курса обществознания. Причем, важно использовать материал из той сферы общественных отношений, который обозначен в задании. Цитату по экономике раскрывайте в экономических терминах, по политологии - в терминах политологии и т.д.

    Пример: Основой взаимодействия потребителя и производителя (продавца) в условиях рынка является механизм спроса и предложения. Спрос - это желание и способность потребителя купить конкретный товар или услугу здесь и сейчас. Предложение - это желание и возможность производителя предложить потребителю товар или услугу по конкретной цене в течение определенного времени. Спрос и предложение взаимосвязаны. Увеличение спроса способно повлиять на величину предложения, и наоборот.

    Идеальной является ситуация, когда на рынке складывается равновесная цена. Если спрос превышает предложение - складывается дефицитный рынок определенного товара. Если предложение превышает спрос - это может привести к перепроизводству.

    В условиях высокой конкуренции, когда на рынке большой спрос и много производителей, качество товаров растет, а цена падает, поскольку продавцы вынуждены бороться за покупателя. Это один из примеров изменения ситуации на рынке под влиянием спроса и предложения.

    4) Приведите два фактических аргумента из разных источников. Если вы используете в качестве аргумента факт из личного опыта, старайтесь не придумывать его. Экзаменатор, скорее всего, не поверит вам, если вы заявите, что баллотировались в президенты Чили или состоите в Нобелевском комитете.

    Пример: Одним из примеров, доказывающих регулирующую функцию предложения, является ситуация на рынке нефти в современном мире. В 2014 году цена на углеводороды упала по причине снижающегося спроса. Рынок нефти потеснили перспективные технологии: энергия солнца, ветра и других возобновляемых ресурсов. Нефтяным компаниям пришлось приспосабливаться под новые условия - снижать издержки по добыче нефти, уменьшать добавленную стоимость и понижать цены на товар.

    Закон спроса и предложения работает не только на глобальных сырьевых рынках. Мы можем видеть, как под воздействием спроса и предложения меняется ситуация буквально за окном нашего дома. В спальном районе, где я живу больше 15 лет, в подвале многоэтажки работал продуктовый магазин. Жители близлежащих домов регулярно покупали там продукты первой необходимости. Однако в микрорайоне открылся супермаркет одной из крупных торговых сетей. Цены там были ниже, график работы удобнее, а ассортимент в разы богаче. Люди проголосовали ногами, через некоторое время маленький магазин закрылся, потому что не смог приспособиться к новой ситуации на местном рынке.

    5) Вывод. Здесь можно подвести итог вашим размышлениям. Вывод пишите, только если у вас осталось время и вы уверены, что все остальные задания не требуют перепроверки. В противном случае про вывод забудьте - в критериях к заданию наличие или отсутствие вывода не оценивается .

    Пример: В рыночной и смешанной экономике регулирующее воздействие спроса и предложения - это основа экономических отношений. Показатели спроса и предложения учитываются при планировании деятельности любого предприятия и всей страны. Важно, чтобы спрос и предложение были сбалансированы, иначе в экономике могут возникнуть кризисные явления.

    Стоит помнить, что враг хороших результатов на экзамене - бесполезная трата времени. Не делайте лишнюю работу. Многие учителя требуют вывести проблему, затронутую автором. Этого делать не нужно, на оценку это не повлияет, а риск сделать ошибку возрастет.

    Этот алгоритм - не истина в последней инстанции. Его можно придерживаться, можно на него ориентироваться, но не стоит пользоваться этими рекомендациями бездумно. Возможно, после тренировки у вас появится собственное представление о том, как нужно писать эссе. Прекрасно! Главное, не забывайте, что эта работа оценивается по жестким критериям, которые вам нужно стараться соблюсти.

    Эссе по ЕГЭ по обществознанию считается одним из наиболее сложных заданий при сдаче экзамена. По статистике только каждый шестой выпускник справляется с ним. За выполнение задания можно набрать от 3 до 5 баллов. Чтобы их не потерять, крайне важно тщательно подготовиться к сдаче письменной части экзамена. Рассмотрим далее некоторые примеры типичные ошибки при выполнении этого задания.

    Критерии проверки

    Эссе по ЕГЭ по обществознанию пишется по одному из выбранных высказываний. В задании представлено шесть цитат. Готовые эссе по обществознанию оцениваются поэтапно. Самым первым и самым важным критерием считается К1. Оценивается раскрытие смысла выбранного высказывания. Если выпускник не обозначил проблему, поставленную автором, проверяющий ставит по критерию К1 ноль баллов. Готовые эссе по обществознанию в таких случаях дальше не оцениваются. По остальным критериям проверяющий автоматически ставит ноль баллов.

    Структура эссе по обществознанию

    Задание выполняется по следующей схеме:

    1. Цитата.
    2. Определение проблемы, поднятой автором, ее актуальности.
    3. Смысл выбранного высказывания.
    4. Выражение собственной точки зрения.
    5. Использование аргументов на теоретическом уровне.
    6. Приведение не менее двух примеров из общественной практики, литературы/истории, которыми подтверждается правильность высказанных суждений.
    7. Вывод.

    Выбор цитаты

    Определяя тему, по которой будет выполняться эссе по ЕГЭ по обществознанию, выпускник должен быть уверен, что он:

    1. Владеет основными понятиями по предмету.
    2. Четко понимает смысл используемой цитаты.
    3. Может выразить свое мнение (частично либо полностью согласиться с выбранным высказыванием, опровергнуть его).
    4. Знает обществоведческие термины, которые необходимы для грамотного обоснования собственной позиции на уровне теории. Здесь необходимо учитывать, что выбранные понятия не должны выходить за рамки темы для эссе по обществознанию. Необходимо использовать соответствующие ей термины.
    5. Может подтвердить собственное мнение практическими примерами из социальной жизни или из литературы/истории.

    Определение проблемы

    Здесь следует сразу привести примеры. Эссе по обществознанию (ЕГЭ) может раскрывать проблемы из областей:

    • Философии.
    • Семьи.
    • Социологии.
    • Политологии.
    • Юриспруденции.
    • Экономики и проч.

    Проблемы в философском аспекте:

    • Соотношение сознания и материи.
    • Развитие и движение как способы существования.
    • Бесконечность познавательного процесса.
    • Взаимоотношение природы и общества.
    • Теоретический и эмпирический уровни научного познания.
    • Духовная и материальная стороны социальной жизни, их соотношение.
    • Культура в качестве преобразовательной деятельности людей в целом.
    • Сущность цивилизации и так далее.

    Эссе по обществознанию: социология

    При написании можно раскрыть следующие проблемы:

    • Социальная борьба и неравенство.
    • Соотношение субъективных и объективных факторов, оказывающих влияние на процессы в жизни людей.
    • Значение материальных и духовных ценностей.
    • Сохранение стабильности в общественной жизни.
    • Особенности города.
    • Молодежь как общность.
    • Социальная природа мышления, знания, деятельности людей.
    • Взаимодействие общества и религии.
    • Особенности социализации молодых поколений.
    • Исторически сложившееся неравноправие мужчин и женщин.
    • организации.
    • и так далее.

    Психология

    В рамках написания эссе по обществознанию человек может выступать как ключевой объект исследования. В этом случае раскрываются такие проблемы, как:

    • Межличностное общение, суть и решаемые задачи.
    • Психологический климат в коллективе.
    • Взаимоотношения индивида и отдельной группы.
    • Нормы, роли, статус личности.
    • Национальная идентичность.
    • Значение процесса коммуникации.
    • Суть социального конфликта.
    • Несогласованность между притязаниями и возможностями индивида.
    • Источники общественного прогресса.
    • Семья.

    Эссе по обществознанию может также затрагивать конкретные функции рассматриваемой науки.

    Политология

    В рамках этой темы для эссе по обществознанию могут раскрываться проблемы:

    • Авторитарного режима.
    • Субъектов политики.
    • Места и роли государства в системе.
    • Современных политических взаимодействий.
    • Тоталитарного режима.
    • Соотношения политики, права и сферы хозяйства.
    • Происхождения государства.
    • Политического режима (через раскрытие его понятий и признаков).
    • Государственного суверенитета.
    • Гражданского общества (через раскрытие структуры, признаков, понятия).
    • Партийных систем.
    • Общественно-политических движений, групп давления.
    • Сущности демократического режима.
    • Взаимной ответственности личности и государства.
    • Политического плюрализма.
    • Разделения власти как принципа правового государства.
    • и проч.

    Хозяйственная система

    Еще одна распространенная наука, по которой могут раскрываться проблемы в эссе по обществознанию, - экономика. В этом случае поднимаются такие вопросы, как:

    • Противоречие между безграничностью потребностей людей и ограниченностью ресурсов.
    • Производственные факторы и их значение.
    • Капитал в качестве экономического ресурса.
    • Сущность и функции денежной системы.
    • Эффективность использования существующих ресурсов.
    • Значение разделения труда.
    • Роль торговли в процессе развития общества.
    • Эффективность и стимулы производства.
    • Суть рыночных отношений.
    • Государственное регулирование экономики и проч.

    Юридическая дисциплина

    В рамках науки можно выделить ряд ключевых проблем и раскрыть любую из них в эссе по обществознанию:

    • Право как регулятор жизни людей.
    • Суть и специфические черты государства.
    • Социальная значимость права.
    • Политическая система и определение роли государства в ней.
    • Сходства и различия морали и права.
    • Социальное государство: понятие и признаки.
    • Правовой нигилизм и методы его преодоления.
    • Гражданское общество и государство.
    • Понятие, признаки и состав правонарушений, классификация.
    • Правовая культура и проч.

    Фразы-клише

    Кроме раскрытия проблемы, структура эссе по обществознанию предполагает указание на ее актуальность в современном мире. Для эффективной реализации этой задачи можно внедрить в свой текст фразы-клише: "Данная в условиях…

    • глобализации отношений в обществе;
    • противоречивого характера изобретений и научных открытий;
    • обострения проблем глобального масштаба;
    • формирования единого экономического, образовательного, информационного поля;
    • жесткой дифференциации в обществе;
    • диалога культур;
    • современного рынка;
    • необходимости сохранения традиционных культурных ценностей, собственной идентичности нации".

    Важный момент

    В эссе по ЕГЭ по обществознанию, как, впрочем, и в письменных заданиях по другим предметам, следует периодически возвращаться к поднятой проблеме. Это необходимо для наиболее полного ее раскрытия. Кроме этого, периодическое упоминание о проблеме позволит находиться в рамках темы, предотвратит рассуждения и использование терминов, не относящихся к выбранному высказыванию. Последнее, в частности, является одной из распространенных ошибок выпускников.

    Основная мысль

    В этой части эссе по ЕГЭ по обществознанию следует раскрыть суть высказывания. Вместе с этим не следует повторять его дословно. Здесь также можно использовать фразы-клише:

    • "Автор убежден в том, что…"
    • "Смысл этого высказывания заключается в…"
    • "Автор акцентирует внимание на…"

    Определение собственной позиции

    В эссе по ЕГЭ по обществознанию можно согласиться с мнением автора частично или полностью. В первом случае необходимо аргументированно опровергнуть часть, с которой возникло противоречие мнения. Также пишущий может полностью отрицать высказывание, поспорить с автором. Здесь также можно использовать клише:

    • "Я согласен с мнением автора в том, что…"
    • "Отчасти я придерживаюсь выраженной точки зрения по поводу…, но с… согласиться не могу".
    • автор четко отразил картину современного общества (ситуацию в России, одну из проблем в современном мире)…"
    • "Позволю себе не согласиться с позицией автора в том, что…"

    Аргументы

    Эссе по ЕГЭ по обществознанию должно содержать обоснование выраженного мнения пишущего. В этой части необходимо вспомнить ключевые термины, относящиеся к проблеме, теоретические положения. Аргументацию следует проводить по двум уровням:

    1. Теоретическому. В данном случае в качестве основы будут выступать обществоведческие знания (мнения мыслителей/ученых, определения, понятия, направления концепций, термины, взаимосвязи и проч.).
    2. Эмпирическому. Здесь допускается два варианта: использовать события из своей жизни или примеры из литературы, социальной жизни, истории.

    В процессе отбора фактов, которые послужат аргументацией к собственной позиции, необходимо ответить на следующие вопросы:

    1. Подтверждают ли примеры выраженное мнение?
    2. Согласуются ли они с высказанным тезисом?
    3. Могут ли они истолковываться иным способом?
    4. Убедительны ли факты?

    Следуя такой схеме, можно контролировать адекватность примеров и предотвратить отклонение от темы.

    Вывод

    Он обязательно должен завершать эссе. Вывод обобщает основные идеи, подводит итог рассуждениям, подтверждает правильность или неверность высказывания. Он не должен дословно передавать цитату, ставшую темой эссе. При формулировании можно использовать такие клише:

    • "Подводя итог, хотелось бы отметить…"
    • "Таким образом, можно заключить, что…"

    Оформление

    Не следует забывать о том, что эссе - это небольшое по объему сочинение. Оно должно отличаться смысловым единством. В этой связи должен формироваться связный текст, использоваться логические переходы. Также не следует забывать о грамотном написании терминов. Текст целесообразно разбить на абзацы, в каждом из которых отражается отдельная мысль. Необходимо соблюдать красную строку.

    Дополнительные сведения

    В эссе можно включить:

    • Краткую информацию об авторе цитаты. Например, сведения о том, что он "выдающийся русский ученый", "известный французский просветитель", "основатель идеалистической концепции" и так далее.
    • Указание на альтернативные способы решения проблемы.
    • Описание разных мнений или подходов к вопросу.
    • Указание на многозначность понятий и терминов, которые используются в тексте с обоснованием значения, в котором они были применены.

    Требования к работе

    Среди всего разнообразия существующих подходов к технологии написания следует выделить ряд условий, которые должны быть соблюдены:

    1. Адекватное понимание смысла высказывания и проблемы.
    2. Соответствие текста поднятому вопросу.
    3. Выделение и раскрытие ключевых аспектов, на которые указал автор высказывания.
    4. Четкая определенность собственного мнения, отношения к проблеме, к позиции, выраженной в цитате.
    5. Соответствие раскрытия аспектов заданному научному контексту.
    6. Теоретический уровень обоснования собственного мнения.
    7. Наличие осмысленных фактов личного опыта, социального поведения, общественной жизни.
    8. Логика в рассуждениях.
    9. Отсутствие терминологических, этнических, фактических и прочих ошибок.
    10. Соответствие нормам языка и требованиям жанра.

    Какие-либо жесткие рамки по объему эссе не устанавливаются. Он зависит от сложности темы, характера мышления, опыта, уровня подготовки выпускника.

    Ошибки при формулировании проблемы

    Чаще всего встречаются следующие недочеты:

    1. Непонимание и неумение выделить проблему в высказывании. С одной стороны, это связано с недостаточным объемом знаний по дисциплине, к которой относится высказывание, а с другой - с попыткой подогнать под выявленный вопрос рассмотренные, написанные или прочитанные ранее работы.
    2. Неумение сформулировать проблему. Эта ошибка связана, как правило, с небольшим словарным и терминологическим запасом по базовым наукам.
    3. Неумение формулировать суть цитаты. Оно объясняется непониманием либо неверным пониманием содержания высказывания и отсутствием нужных обществоведческих знаний.
    4. Подмена проблемы позицией автора. Эта ошибка возникает вследствие того, что выпускник не видит и не понимает разницы между ними. В качестве проблемы в эссе выступает тема, на которую автор рассуждает. Она всегда объемна и обширна. По ней могут высказываться разные мнения, зачастую совершенно противоположные. Смысл высказывания - это личная позиция автора по проблеме. Цитата - это только одно из многочисленных мнений.

    Недочеты при определении и обосновании своей позиции

    Отсутствие аргументов, подтверждающих позицию выпускника, говорит о незнании или игнорировании им требований к структуре эссе. Частыми ошибками при использовании понятий выступают неоправданное сужение или расширение значения термина, подмена одних определений другими. Неправильная работа с информацией указывает на неумение анализировать опыт. Зачастую примеры, которые приводятся в тексте, слабо связаны с проблемой. Отсутствие критического восприятия сведений, полученных из Интернета, СМИ приводит к использованию непроверенных и недостоверных фактов в качестве обоснований. Еще одной распространенной ошибкой является односторонность взгляда на те или другие социальные явления, свидетельствующая о неумении выявлять и формулировать причинно-следственные связи.

    1. Если есть определенный блок, то обращаемся сразу к нему. НО! Бывает в вашем любимом блоке крайне «узкая» «плохая» цитата, значит надо искать цитату из другого блока обществознания.

    2. Выбираем цитату.

    3. Соотносим цитату и блок из курса обществознания, он указан рядом с цитатой! Сразу начинаем мыслить категориями этого блока (социология, политология, экономика и т.д.)

    4. Составляем на черновике список терминов, которые необходимо отразить в эссе. НО только те, что совпадают с темой эссе!

    5. Если не можем составить список терминов (хотя бы 3 термина), значит, выбираем другую цитату, которую сможем раскрыть.

    6. Выписываем цитату на черновик и подчеркиваем КЛЮЧЕВЫЕ слова, на основе которых выстраиваем КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ, затронутые автором.

    ЭТО ПЕРВЫЙ АБЗАЦ ЭССЕ – САМЫЙ ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ, если за него 0, то за все эссе 0!

    7. Выводим из ключевых идей теоретические суждения (2 точно), сопровождая их терминами из списка.

    ЭТО ВТОРОЙ АБЗАЦ ЭССЕ – ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ

    • Необходимо уточнить…
    • Исследователи понимают…
    • Выделяют следующие типы…
    • Классификация основана на….

    8. К каждому теоретическому суждению подбираем иллюстрирующий пример. Разные источники! История, литература, социальный опыт, книги, фильмы.

    Примеры не должны быть однотипными и абстрактными. Должны четко отражать теоретические суждения. Вы должны показать, почему именно этот факт вы используете как иллюстрирующий аргумент!

    ЭТО ТРЕТИЙ АБЗАЦ ЭССЕ – ПРАКТИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ

    • В качестве примера…
    • Во-первых (если говорим, во-первых, значит должно быть, во-вторых; если говорим с одной стороны – то и с другой стороны!)
    • Опыт …иллюстрирует

    9. В выводе необходимо сформулировать, показать чем/почему важны идеи, затронутые автором в цитате (идем снизу вверх по эссе)

    АБЗАЦ – КОНЦОВКА

    • Важность развития….
    • Таким образом,
    • Следовательно…

    10. Фраза-лозунг, как логическое завершение творческой мысли.

    Эссе это вариант творческой работы:

    • Я надеюсь,
    • Я считаю важным,
    • Я считаю необходимым…
    • Это позволит усовершенствовать…
    • Создаст предпосылки улучшения...

    Приводим конкретный ПОДРОБНЫЙ план как писать эссе на егэ по обществознанию. Он состоит из 7 важных пунктов.

    План написания эссе

    1. Цитата.
    2. Проблема, поднятая автором; её актуальность.
    3. Смысл высказывания.
    4. Собственная точка зрения.
    5. Аргументация на теоретическом уровне.
    6. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.
    7. Вывод.

    Как писать эссе по обществознанию в 2020 году - вебинар

    1. Выбор высказывания

    • Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится;
    • чётко понимаете смысл высказывания;
    • можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его);
    • знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы);
    • сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.

    2. Определение проблемы высказывания.

    Для более чёткой формулировки проблемы предлагаем список возможных формулировок проблем, которые встречаются наиболее часто.

    После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише:

    • Данная проблема является актуальной в условиях...
    • ...глобализации общественных отношений;
    • ...формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
    • ...обострения глобальных проблем современности;
    • ...особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
    • ...развития международной интеграции;
    • ...современной рыночной экономики;
    • ...развития и преодоления мирового экономического кризиса;
    • ...жесткой дифференциации общества;
    • ...открытой социальной структуры современного общества;
    • ...формирования правового государства;
    • ...преодоления духовного, нравственного кризиса;
    • ...диалога культур;
    • ...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

    К проблеме необходимо периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания эссе. Это нужно для того, чтобы верно раскрыть её содержание, а также случайно не выйти за рамки проблемы и не увлечься рассуждениями, не относящимися к смыслу данного высказывания (это одна из наиболее распространенных ошибок во многих экзаменационных эссе).

    3. Формулировка основной мысли высказывания

    • «Смысл данного высказывания состоит в том, что...»
    • «Автор обращает наше внимание на то, что...»
    • «Автор убеждён в том, что...»

    4. Определение своей позиции к высказыванию

    • «Я согласен с автором в том, что... »
    • «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу...»
    • «Автор был прав, утверждая, что...»
    • «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из проблем современности)»
      «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»
    • «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с... не могу согласиться»
    • «А не задумывались ли вы над тем, что...?»

    5-6. Аргументация собственного мнения

    Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:

    1. Теоретический уровень - его основой являются обществоведческие знания (понятия,
    термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения
    учёных, мыслителей).

    Фразы-клише:

    • Рассмотрим высказывание с точки зрения экономической (политической, социологической…) теории…
    • Обратимся к теоретическому смыслу высказывания…
    • В экономической (политической, социологической…) теории данное высказывание имеет свои основания…

    2. Эмпирический уровень - здесь возможны два варианта:

    1. использование примеров из истории, литературы и событий в обществе;
    2. обращение к личному опыту.

    При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта мысленно ответьте себе на вопросы:

    • Подтверждают ли они моё мнение?
    • Не могут ли они быть истолкованы по-другому?
    • Не противоречат ли они высказанному мной тезису?
    • Убедительны ли они?

    Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и предотвратит «уход от темы».

    7. Вывод

    Наконец, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе.

    Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:

    • «Таким образом, можно сделать вывод...»
    • «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...»
    • В заключение можно сделать вывод, что…
    • На основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что…

    Кроме того, дополнительным достоинством эссе является включение в него

    • краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель»,
      «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ-экзистенциалист», «основатель
      идеалистического направления в философии» и др.);
    • описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;
    • указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они
      применяются в эссе;
    • указания на альтернативные варианты решения проблемы.

    И в завершение. Посмотрим вебинар, в котором рассматривается структура написания мини-сочинения, даются упражнения для тренировки и рассматриваются критерии оценивания:

    Самые популярные ошибки при написании эссе

    • Самая печальная ситуация - план отсутствует вовсе. Человек испугался его писать, растерялся, тупо не успел переписать с черновика. Черновик не проверяется ни на одном экзамене ЕГЭ, все в курсе? Ни апелляция, ни слёзы эту ситуацию не меняют.
    • Неверно выделены «обязательные» пункты. Да, с нововведениями стало страшнее, но все же стоит попытаться. Например, для раскрытия темы «Политические партии» «обязательными» пунктами на экзамене были взяты особенности политических партий как общественных организаций, функции политических партий и классификация / типы политических партий. Плохо дело. А ты знаешь, какие пункты для этой темы обязательны?
    • В плане меньше 3 пунктов или ни один из пунктов не раскрыт в подпунктах. «Не знаешь правил - не получишь баллы». Учи критерии.
    • Планы по устаревшим шаблонам никому не нужны, это потеря времени и баллов. Не нужно писать первый пункт вопросом: «Что такое рынок?» - эта формулировка давно устарела.
    • Не нужно пытаться «выделиться» или «показать особенный взгляд на мир». Это не кастинг, это просто одно из заданий ЕГЭ.
    • Орфографические ошибки никого не волнуют , но если ты не можешь сформулировать мысль, баллы снизят
    • План написан не по теме или не раскрывает тему «по существу».

    Эссе по ЕГЭ по обществознанию должно быть связано с социальной психологией, философией, социологией, экономикой. Проанализируем правила и особенности его составления, которые помогут выпускнику школы получить высокий балл на ЕГЭ.

    Требования к эссе

    Что должно включать в себя эссе по ЕГЭ? По обществознанию выработаны те основные моменты, которые должен в своей работе отразить выпускник образовательного учреждения. Ученик должен опираться в своем материале на конкретные высказывания мыслителей, связанных с основной темой эссе, приводить обобщения, понятия, термины, факты, конкретные примеры, которые бы подтверждали его позицию. Что еще должно содержать эссе по ЕГЭ? По обществознанию подразумевается четкое соответствие определенной структуре, которая была создана преподавателями данной дисциплины для того, чтобы облегчить задачу школьников.

    Из курса обществознания нам известно о двух основных направлениях протекания развития: прогрессе и регрессе. Кроме того, общество может развиваться в результате эволюции, революции, реформы. Считаю, что автор имеет в виду именно эволюционное движение вперед, способствующее плавному переходу от примитивного к совершенному, от простого к сложному.

    На что могло опираться человечество, продолжая свое движение вперед? Без выработки новых технологий: альтернативных источников, биотехнологий - современному обществу уже не выжить. Именно поэтому так важно базироваться на научных открытиях и достижениях. К примеру, после освоения человеком термоядерного синтеза у человечества появился шанс выработки недорогой электрической энергии.

    Помимо техники и науки, в качестве важной опоры прогресса можно рассматривать нравственность. Моральные основы, которые были выработаны человеческим обществом за продолжительный период его существования, не должны приносить человеку вреда.

    Я считаю, что даже в инновационном обществе важно сохранять трудолюбие, достоинство, честь, добро. Как человек применяет интернет, ставший величайшим изобретением прошлого века? Каковы основные цели ребенка, который включает свой ноутбук? Я считаю, что применение современных компьютеров должно быть продуманным, целенаправленным, оправданным. Например, он идеально подходит для самообразования, самосовершенствования, саморазвития.

    Инновационные технологии не должны превратить человека в тупое существо, которое потеряло честь, достоинство, свободу, творчество. В будущем, на мой взгляд, способны выстоять только те общества, которые, помимо технологического прогресса, отводят особое внимание принципам гуманизма и равенства.

    Только при сохранении семьи, религии можно говорить о прогрессе.

    Вариант эссе о социологии

    «Общение облагораживает и возвышает: в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве» (Л. Фейербах)

    Я поддерживаю позицию автора, затронувшего актуальную проблему общения между людьми. Вопрос настолько важен в наши дни, что заслуживает полноценного изучения и рассмотрения. Многие люди замыкаются в себе, перестают общаться, так как не владеют культурой отношений. Основная проблема, затронутая автором, состоит в значимости воспитательной функции. Из курса обществознания мы выяснили, что именно деятельность представляет собой форму активности, позволяющую человеку преобразовывать мир, менять самого человека. Именно во время бесед, разговоров люди учатся понимать друг друга. Какова основная воспитательно-социализирующая функция человеческого общения? Оно дает возможность родителям передавать своим детям основы культурных традиций семьи, усваивать основы уважения взрослых, природы, родного края. Мы учимся общаться не только в семье, но и в школе, в компании друзей. Если родители постоянно кричат на детей, в семье растет замкнутая, закомплексованная личность. Я считаю, что нельзя превращать человеческое общение в болтовню, оно должно выступать как фактор для развития человека, его совершенствования.

    Для успешной сдачи экзамена недостаточно хорошо владеть материалом, необходимо изучить, как писать эссе по обществознанию.

    В рамках него важно уметь выстраивать причинно-следственные связи, формулировать умозаключения и делать выводы, ссылаясь на факты общественной жизни и исторические события.

    В статье рассмотрено, как создать грамотный план и структуру сочинения, а также несколько конкретных клише и примеров.

    Что такое эссе по обществознанию

    Письменная часть в ЕГЭ по обществознанию состоит из нескольких частей:

    • анализ текста;
    • ответы на конкретные вопросы;
    • эссе.

    Последний блок основан на том, что выпускник должен выбрать одно из нескольких представленных высказываний и сформулировать свои размышления о нем, привлекая знания обществоведческого курса.

    Ученик должен отразить свое понимание темы, позицию по обсуждаемому вопросу и аргументировать ее, приведя несколько фактов из общественной жизни или истории.

    Правила написания эссе и критерии оценивания

    В первую очередь определим основные правила, которых стоит придерживаться при написании эссе, а также то, на что будут обращать внимание проверяющие.

    Перед выбором темы стоит внимательно изучить не только сами высказывания, но и сферу, из которой они взяты. Важно быть компетентным в области выбранного предмета.

    Дело в том, что при написании важную роль будет играть грамотно примененная терминология.

    Базовые критерии оценивания следующие:

    1. Раскрытие смысла – описанное должно показать понимание сути цитаты. Писать стоит максимально четко и структурировано. У проверяющего не должно возникнуть ощущения, что автор работы просто поверхностно переформулировал высказывание.
    2. Прослеживаемая структура текста , логика повествования, грамотное использование терминов, наличие выводов после размышлений и в конце эссе.
    3. Количество и качество примененных аргументов – используемые примеры должны соотноситься с темой, раскрывать ее более глубоко и отражать позицию автора работы. Рекомендуется использовать сведения из СМИ, литературы, истории. Если есть жгучее желание привести личный аргумент, то стоит завуалировать его под формулировкой «в общественной жизни можно встретить отражение этого …».

    Важно отметить: если проверяющий после прочтения работы не готов оценить первый критерий, то за все эссе ставят ноль баллов.

    То есть даже идеально и грамотно написанный текст не по той теме, не будет засчитан. В связи с этим рекомендуется внимательно подходить к выбору темы и заранее готовиться к написанию эссе из нескольких сфер.

    План и структура написания

    Рассмотрим один из примеров плана эссе по обществознанию:

    • вступительное слово – несколько слов о сфере;
    • согласие или несогласие с позицией автора высказывания;
    • отражение понимания цитаты;
    • приведение аргументов;
    • вывод.

    Конкретный шаблон для 11 класса будет представлен ниже. Правильно написанное сочинение решит проблемы с более, чем десятью процентами от баллов.

    Как написать эссе по обществознанию

    Ниже представлена примерная структура эссе, которую допустимо использовать, как шаблон.

    Избранное мною высказывание относится к экономической (социальной, политической, духовной, правовой) сфере:

    1. Экономическая сфера изучает правила ведения хозяйства, а также отдельно взятые экономики стран.
    2. Социальная сфера изучает строение общества, совокупность взаимосвязанных социальных групп, отдельных личностей и отношения между ними.
    3. Политическая сфера изучает основы и стандарты в управлении государством, организации политической жизни и формировании политической системы.
    4. Правовая сфера изучает совокупность взаимосвязанных правил поведения, а также санкции за нарушение норм, охраняемых силой государства.
    5. Духовная сфера изучает понятия, связанные с культурой и нравственностью, а также основы познания, мировоззрения.

    Высказывание связано с таким понятием, как *** *** — это (определение понятия из высказывания).

    В общественной жизни/ в истории/ в литературе можно встретить подтверждение этому:

    1. Аргумент 1.

    2. Аргумент 2.

    Таким образом, можно сделать вывод, что (переформулировка 2).

    Цитаты, фразы-клише для эссе

    Несмотря на то, что темы разные, чтобы подчеркнуть свое знание терминологии, допустимо использование определенных заготовок в виде фраз и цитат. Главное применять их грамотно, то есть вставлять туда, где это актуально.

    Несколько примеров того, как можно использовать готовые фразы-клише:

    1. Уголовный кодекс указывает на то, что «закон благосклонен к несовершеннолетним», так как для многих преступлений малой и средней тяжести они получают снисхождение.
    2. Тот факт, что личность формируется только в процессе взаимодействия с другими людьми, показывает, что «человек немыслим вне общества».

    Ниже будет представлена таблица с банком аргументов и фраз, которые разрешено использовать. Мудрые высказывания не так характерны для экзамена в 9 классе, как в выпускном.

    Примеры эссе по обществознанию

    Пишется эссе сначала на черновике тезисно, а затем в полном объеме в чистовые листы. Образец представлен ниже.

    Высказывание – «Бизнес – это сочетание войны и спорта».

    Избранное мною высказывание относится к экономической сфере. Экономическая сфера изучает правила ведения хозяйства, а также отдельно взятые экономики стран.

    Высказывание связано с таким понятием, как бизнес — это предприятие, деятельность которого направлена на получение дохода.

    Я согласна с автором высказывания в том, что бизнес представляет собой конкурентный вид деятельности, в котором субъекты экономики соревнуются друг с другом. Так же как на войне и в спорте, бизнес предполагает наличие знаний, опыта и последовательность действий.

    В общественной жизни можно встретить подтверждение этому:

    • война представляет собой конфликт сторон в форме вооруженной борьбы. В бизнесе, конечно, редки случаи вооруженного противостояния, но существуют конфликты между конкурентами, и они используют разные средства борьбы;
    • для достижения успеха в бизнесе требуется вкладывать много времени, сил и энергии. Это же характерно и для спорта.

    Таким образом, можно сделать вывод, что сочетание войны и спорта очень хорошо характеризует бизнес.

    Высказывание – «Наука безжалостна – она беззастенчиво опровергает привычные заблуждения».

    Избранное мною высказывание относится к социальной сфере. Социальная сфера изучает строение общества, совокупность взаимосвязанных социальных групп, отдельных личностей и отношения между ними.

    Высказывание связано с таким понятием, как наука. Наука — это одна из форм человеческого познания, система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества и человека.

    В истории можно встретить подтверждение этому:

    • люди были уверены, что Земля плоская, но путешествие Магеллана опровергло это, и стало известно, что планета имеет форму шара;
    • тысячелетия существовало заблуждение о геоцентрической системе мира, но учение Коперника развенчало этот миф. Стало известно, что все планеты, и Земля, в том числе, кружатся вокруг Солнца.

    Таким образом, можно сделать вывод, что научные достижения постоянно опровергают полученные ранее знания, заставляя людей пересматривать убеждения.

    Человек немыслим вне общества (Л. Н. Толстой)

    Законы обязаны своей силой нравам (К. Гельвеций)

    Культура всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта (Ю. Лотман)

    Управлять значит предвидеть (Екатерина Великая)

    Человек единственное создание подлежащее воспитанию (И. Кант)

    Прогресс отец проблем

    Наука это организованное знание (Г. Спенсер)

    Власть над собой самая высшая власть (Л. Н. Толстой)

    Каждый хочет быть исключением из правил (М. Форбс)

    Наука это кладбище гипотез (А. Пуанкаре)

    Искусство не знает совести (Г. Манн)

    Созидается общество началами нравственными (Ф. М. Достоевский)

    Цель творчества самоотдача (Б. Пастернак)

    Написание эссе по обществознанию – это шаг, требующий от ученика концентрации и умения быстро реагировать на получаемую информацию. В связи с этим рекомендуется сделать домашнюю заготовку в виде выученной структуры, распространенных клише и готовых высказываний.

    Уточняя то, сколько слов в эссе, стоит отметить, что решающую роль играет не размер, а содержание. Научиться писать на тему общества легче всего, если регулярно практиковаться.