Войти
В помощь школьнику
  • Анализ стихотворения «Железная дорога» Некрасова
  • И.С. Тургенев "Бежин луг": описание, герои, анализ произведения. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям Описаний утра, дня, вечера, ночи
  • Дальневосточная пожарно-спасательная академия осуществляет набор слушателей Двфу мчс
  • Презентация на тему порядковые числительные Числительные в английском языке презентация
  • Где находится памятник Петру I «Медный всадник Почему памятник петру 1
  • Сочинение на тему: «Судьба Григория Мелехова - истоки трагедии
  • Викторина по развитию речи «Поговорим — проговорим» для детей подготовительной к школе группы. Игра викторина для детей подготовительной группы в детском саду Викторины для дошкольников по развитию речи

    Викторина по развитию речи «Поговорим — проговорим» для детей подготовительной к школе группы. Игра викторина для детей подготовительной группы в детском саду Викторины для дошкольников по развитию речи

    Разделы: Работа с дошкольниками

    Развитие речи – одно из важнейших направлений работы воспитателя, призванное обеспечить своевременное психическое развитие ребенка.

    Актуальность данной проблемы очень велика. Она ориентирована на развитие мышления, воображения, общения дошкольников.

    Важно подчеркнуть, что именно дошкольное детство является сензитивным периодом усвоению речи. Современная школа требует от ребенка высокого уровня речевого развития. Если этот уровень высок, то дети хорошо читают и грамотно пишут, лучше понимают и воспринимают изучаемое, четко излагают свои мысли. Для дошкольника хорошая речь – залог успешного обучения и развития в школе. Дети с плохо развитой речью отстают, нередко оказываются в числе неуспевающих по разным предметам.

    Важно подчеркнуть, что культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих.

    Плодотворно работать над речью детей может только тот воспитатель, который владеет собственной речью и неустанно заботится об её усовершенствовании. Речи воспитателя должны быть присущи абсолютная грамотность, четкость, выразительность, точность и правильность словесных обозначений. (слайд 2)

    Давайте ещё раз вспомним, из каких разделов состоит речь?

    Словарь

    Грамстрой речи

    Слоговая структура слова

    Связная речь (слайд 3)

    Сегодня мы проведем викторину по теме “Красивую речь приятно слушать”. У вас будет прекрасная возможность показать в соревновании свои творческие способности, теоретические и практические знания, объективно оценить знания своих коллег по данной теме.

    (Разделиться на команды. Придумать название команды. Выбрать жюри)

    1 задание - разминка “Вопрос-ответ” (слайд 4)

    2 задание “Весёлый поэт” (слайд 5)

    Что такое чистоговорки?

    Чистоговорка - набор слов и фраз, предназначенных для тренировки речевых произносительных навыков.

    Ваша задача – придумать чистоговорки

    (например: та-та-та – мы увидели кота; ту–ту–ту- -молока дадим коту; ас-ас ас – свет погас и т.д.)

    3 задание “Подбери слова”

    Образная речь является составной частью культуры речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей.

    Русский язык очень богатый и образный. То или иное чувство, переживание, явление, событие можно выразить огромным количеством слов.

    Чем больше ребёнок слышит в обычной разговорной речи взрослых (воспитателей) красивых, выразительных слов, тем больше впитывает он гармонию слова.

    Придумать как можно больше слов-определений про ОСЕНЬ. Осень КАКАЯ? (слайд 6)

    (золотая, ранняя, поздняя, сырая, дождливая, хмурая, солнечная, тёплая, сухая, листопадная и т.д.)

    (По очереди каждый член каждой команды называет по 1 слову. Не повторяться!)

    СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ: Что ДЕЛАЕТ осенний лист? (слайд 7)

    (желтеет, краснеет, сохнет, падает, летит, опадает, кружится, преет, плавает (в луже), шуршит, скручивается и т.д.)

    Что можно ДЕЛАТЬ с осенним листом? (слайд 8)

    (рвать, бросать, мять, крошить, нюхать, гладить, трогать, сушить и т.д.)

    4 задание “Найди пару” (слайд 9)

    Русский язык очень богат на свои слова и выражения. Очень часто один и тот же смысл можно выразить по-разному. В этом часто приходят нам на помощь выразительные средства языка - фразеологизмы.

    Что такое фразеологизмы?

    Фразеологизм - это не очень большая фраза, как правило, она имеет переносное значение, хотя вполне может выражать и обычный смысл.

    Приведите примеры фразеологизмов (“вот где собака зарыта”, “водить за нос”, “летать в облаках”)

    В самом значении фразеологических оборотов заложены предпосылки образности, эмоциональности. Они придают высказыванию неповторимое своеобразие, особую индивидуальность и могут быть использованы для развития образной речи дошкольников.

    Фразеологические обороты – синонимы и антонимы - помогают в развитии внимания, учат сравнивать и делать выводы.

    Ваша задача найти пару.

    • 1 команде – противоположные по смыслу, антонимы
    • 2 команде – похожие по смыслу, синонимы и объяснить значение подчеркнутых фразеологизмов.

    Фразеологизмы – антонимы

    Фразеологизмы – синонимы

    5 задание “Скороговорка” (слайд 10)

    Что такое Скороговорка?

    Скороговорка – это наивный по содержанию, несложный, даже примитивный текст, который построен на запутанных и трудных слоГосочетаниях и слоВосочетаниях. Скорее их можно назвать трудноговорками.

    Можно ли в работе с дошкольниками использовать скороговорки?

    Конечно, можно. Важно только правильно подбирать их для каждой возрастной группы.(например: в средней группе мы подбираем скороговорки с согласными раннего генеза: [п, т, к, м, н] и т.д. В старшей отрабатываем свистящие и шипящие звуки, а в подготовительной идёт дифференциация звуков [л - ль] [л-р] [с - ш] и т.д.)

    Выбрать из нескольких 1 скороговорку для разучивания

    Скороговорка рассказывает о каком-то, может, и не значительном, но событии. В ней есть мысль, которая выражается словами. А слово должно быть действенным.

    Вам нужно произнести скороговорку с различной интонацией, передавая разное отношение к случившемуся.

    Констатация факта

    Сожаление

    Радость

    Удивление.

    Разный логический смысл

    Таким образом, вы убедились, как можно работать над интонационной выразительностью, используя скороговорки

    6 задание – “Длинная история” (слайд 11)

    Развитие связной речи у детей является одной из главных задач педагогов ДОУ. “Программой воспитания в детском саду” предусмотрена система специальных занятий по обучению детей рассказыванию. Показателем несформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста является – нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, ситуативность и фрагментарность, низкий уровень употребляемой фразовой речи. В работе по развитию связной речи у старших дошкольниках нужно строго соблюдать постепенный переход от высказывания с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу. При планировании занятий соблюдается алгоритм усложнения речевой деятельности по видам повествования:

    • пересказ;
    • составление описательного рассказа;
    • составление рассказа по серии сюжетных картин;
    • составление рассказов по сюжетной картине;
    • творческое рассказывание.

    Овладение каждым видом рассказывания идёт постепенно, в определённой последовательности и осуществляются с опорой на предшествующий вид повествования.

    Мы вам предлагаем игру “Длинная история” .

    Каждой команде раздаются поровну предметных карточек. Первый игрок выкладывает на стол и придумывает предложения, в котором упоминается изображённый на карточке предмет, второй игрок выкладывает свою карточку и тоже составляет предложение, чтобы оно с предыдущим образовывало связный рассказ и т. д. Побеждает команда, у которой рассказ получился сюжетным и интересным.

    Итак, наша викторина подошла к концу. Вы сегодня показали свои творческие способности и теоретические знания. А мы показали, как, используя разные приёмы, можно легко и просто развивать все компоненты речи, которые являются основой коммуникации.

    Пока ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГИ, предлагаем вам угадать современное значение старославянских слов:

    Кружлявый (слайд 12):

    Прыщавый;

    Кудрявый (правильный ответ) ;

    Веснусчатый.

    Уварахтаться (слайд 13) :

    Испачкаться (правильный ответ) ;

    Укутаться;

    Заблудиться.

    Остолопиться (слайд 14):

    Сердиться;

    Упрямиться;

    Растеряться (правильный ответ).

    Встреснуться (слайд 15):

    Влюбиться;

    Спохватиться (правильный ответ) ;

    Встряхнуться.

    Елдаечки (слайд 16):

    Пшеничные лепешки (правильный oтвет)

    Старинные женские украшения;

    Жюри объявляет победителей викторины.

    В заключение, как всегда, рефлексия. Продолжить фразу(вытягивают на листочках начало фразы, которую нужно продолжить)

    • Мне понравилось...
    • Особенно интересно было...
    • Я получила удовольствие от....
    • Для меня было сложным...
    • Не совсем было понятно...
    • Возьму в работу...
    • Я сегодня поняла...
    • Я воспользуюсь приёмом...
    • Сегодня меня раздражало....
    • Я получила информацию...

    Список литературы.

    1. Арушанова А.Г. “Речь и речевое общение детей 3-7 лет”

    2. Алябьева Е.А. “Развитие воображения и речи детей 4-7 лет”

    3. Гризик И. В. “Обучение детей описанию предметов”

    4. Конина М.М. “Роль картинки в обучении родному языку детей старшего дошкольного возраста”

    5. Короткова Э.П. “Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста”

    6. Максаков А.И., Тумакова Г.А. “Учите, играя”

    7. Ушакова О.С. “Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин”

    8. Ушакова О.С. “Методика развития речи детей дошкольного возраста”

    9. Швайко Г.С. “Игры и игровые упражнения по развитию речи”

    10. Фразеологический словарь русского языка.

    Праздник правильной речи.

    Уважаемые гости! Дорогие ребята! Сегодня у нас особый день. Сегодня праздник правильной речи. Приглашаем участников игры на весёлую викторину – соревнования.

    «Весёлая грамматика»

    Поприветствуем участников игры дружными аплодисментами.

    Открываем наш весёлый праздник всем знакомой весёлой песенкой.

    «Учат в школе» - песня.

    Итак предлагаем командам поприветствовать друг друга.

    КАПИТАН КОМАНДЫ «БУКОВКА».

    Наша команда «Буковка»

    Наш девиз: «Ты эти буквы заучи их 3 десятка с лишним. А для тебя они ключи ко всем хорошим книжкам. Ты взят не позабуть ключей волшебных связку. В любой рассказ найдешь ты путь, войдешь в любую сказку.

    КАПИТАН КОМАНДЫ «ЧИТАЙКА».

    Наша команда: «Читайка».

    Наш девиз: «Читайка – раз
    Читайка – два

    Давайте складывать слова, не интересно жить без слов. Запомни буквы – будь готов.

    Соревнование капитанов.

    Загадки друг другу.

    Шагает красавица Она приходит с лаской

    Легко земли касается И со своею сказкой

    Идёт на поле, на реку Волшебной палочкой

    И по снежку и по цветку. Взмахнет в лесу

    (ВЕСНА) подснежник расцветёт.

    Чтение стихов о весне.

    Уронило солнце Воробей с берёзы

    Лучик золотой. На дорожку – прыг!

    Вырос одуванчик Больше нет мороза

    Первый, молодой. Чир – чирик!

    У него чудесный Пахнет в воздухе весной
    Золотистый цвет. Зеленеет садик мой
    Он большого солнца. И поёт в тени ветвей

    Маленький портрет. Соловейко, соловей.

    К нам весна шагает Травка зеленеет.
    Быстрыми шагами. Солнышко блестит.

    И сугробы тают, Ласточка с весною,
    Под её ногами. В сени к нам летит.
    Черные проталины, С нею солнце краше,
    На полях видны. И весна милей.
    Верно очень теплые Прощебечи с дороги
    Ноги у весны. Нам привет скорей.

    Ты весна, весна – красна. Апрель – апрель!

    Что с собою принесла? На дворе звенит капель.

    Принесла я для лугов По полям бегут ручьи
    Покрывало из цветов. На дорогах лужи.
    Пронесла для ёлки Скоро выйдут муравьи
    Новые иголки. После зимней стужи.
    Для осин и для берёз Пробирается медведь
    Свежих листьев целый воз. Сквозь лесной валежник

    И расцвел подснежник.

    А сейчас дорогие ребята приглашаем к нам в гости Акулину.

    (Звучит песня Добрынина «Акулина»).

    ВХОДИТ АКУЛИНА.

    Я чуть не опоздала, но скороговорок целый короб набрала.

    Дружнее повторяй, Слоги не глотай.

    Проговаривание скороговорок с Акулиной вместе.

    Из под топота копыт, пыль по полю летит.

    Яшка в фуражке, едет на черепашке.

    Вспомнить и назвать по очереди скороговорки командам.

    Накроши в окрошку: картошки и горошку.

    Носит Сеня в сени сено. Спать на сене будет Сеня.

    Маленькая болтунья молоко болтала. Болтала да не выболтала.

    У нашего мишки в мешке большие шишки.
    На дворе трава. На траве дрова.

    Коси коса пока роса. Роса долой и мы домой.

    ХОРОВОД «КОСТРОМА»

    Расскажу ещё стишок, только не зевайте.
    В рифму слово до конца дружно подставляйте.

    Очень зелены кусты. В нашем садике (кусты).

    Мы пришли сегодня в гости. Принесли собаке (кости),

    По небу летит (ракета).

    На лугу пасется (корова).

    По дроге едет (карета).

    У царя золотая (корона).

    Далеко идти мне лень. Лучше сяду я на (пень).

    Вот тележка – это тачка. Дом в саду зовется (дачка).

    Рифма строится легко.

    Рифма так и рвется.

    И в частушке тоже ей.

    Весело живётся.

    Спойте мне хоть по одной

    Да исполните с душой.

    ЧАСТУШКИ.

    Я жую, жую, жую

    Жвачку очень вкусную

    Буду я послушная.

    Весела, я, весела
    Ножками я топаю

    Я танцую, и пою

    Я в ладоши хлопаю.

    Мою, мою убираю

    Все игрушки сразу.

    После мама отмывает

    Девочку чумазую.

    Чашки мою, вытираю,

    Расставляю, разбиваю.

    Все я быстро делаю.

    До чего умелая.

    Меня мама вичкой.

    Я её водичкой.

    Меня мама решетом.

    Я забегаю бегом.

    А сейчас к нам в гости пришли дети из другой группы и принесли для наших команд.

    У нас в корзинке всякие лакомства. Да полезные, витаминные. Только прежде, чем их съесть, мы хотим все перечесть.

    Раскладывают фрукты и овощи и считают.

    Одна - морковка

    Два - свеколка

    Три - капуста.

    Незаметно Акулина берет и прячет любой из разложенных овощей.

    Что – то вроде не хватает

    Из ребят никто не знает.

    Что за овощ тут пропал.

    Дети называют «ЧЕГО НЕ СТАЛО».

    Груш, помидор, свеклы, яблок, апельсина, лука, репы.

    Послушайте, что выросло в чудо – в огороде и посадите чудо овощи. Назовите их.

    Репуска – капуста.

    Моркофель – морковь

    Чеснук - чеснок

    Редисвекла – редиска

    Лурепа – репа

    Горофоль – горох

    Нашла я себе не простую работу.

    Ходить в летний лес на фотоохоту.

    Там где растёт густая трава

    Из этой травы не видна голова.

    Но только не никак не могла я понять.

    Кто в этой траве мог так я понять.

    Кто в этой траве мог так важно гулять.

    Показ картинок и название хвостов.

    Прекрасная вышла фотоохота.

    Мои исправлены ошибки и вот предлагаю вам игру, где всегда наоборот.

    Если я скажу вам НИЗКО – говорите ВЫСОКО.

    Если вдруг скажу вам БЛИЗКО, отвечайте – ДАЛЕКО.

    ЯСНО - ПАСМУРНО
    ДОБРО - ЗЛО

    ЛЕГКО – ТЯЖЕЛО

    СКУЧНО – ВЕСЕЛО

    ТЕМНО – СВЕТЛО

    ЛЕТО – ЗИМА

    ГОРЯЧО – ХОЛОДНО
    ЧИСТО – ГРЯЗНО

    У ребят устала спинка. Очень нам нужна разминка. Объявляем перемену. Все танцуем « МАКАРЕНА»

    ТАНЕЦ « МАКАРЕНА»

    Попросить хочу у вас вниманья. Предлагаю вам стихи только без названья, рифма строится легко вы мне только помогайте. Слово нужное в конце ловко подставляйте.

    Наша Таня громко ……..

    Уронила в речку …….

    Мы сидим на …….. (Лесенке)

    И поём мы ……… (Песенки)

    Тише мыши кот пришёл на нашу …….. (Крышу)

    Шьёт утятам ёжик восемь кожаных …… (Сапожек)

    Мой весёлый, звонкий ……..(Мяч)

    В лесу темно. Все спят давно. Одна сова на суку ……(сидит)

    Мы с Тамарой ходим …… (Парой)

    Ель на ёжика похожа. Ёж в иголках ёлка …. (тоже)

    Слова играть решили в прятки.

    Вы всё расставьте по – порядку.

    Коза принесла корм девочке.

    Мама несёт сумку в капусту.

    Чашка разбила Лена.

    Дорога едет по машине.

    Гена разбил стеклом мяч.

    Оля с картиной рисует папу.

    4 этап- А сейчас кто же мигом угадает.

    БЕЗ ЧЕГО ЧТО НЕ БЫВАЕТ,

    Компот без яблок и без груш.

    Дерево без веток.

    ДРУЖНО ДОБАВЛЯЙТЕ.

    ИГРА « БЕЗ ЧЕГО НЕ БЫВАЕТ»

    А зима без снега.

    Облака без неба.

    Новый год без ёлок.

    Ёжик без иголок.

    И без рыбы речка.

    И без трубы печка.
    Без колес машина.

    Товар без магазина.

    Книга без страничек.

    Дом без окон.

    И калитка без дверей.

    Солнышко без лета.

    Слово для подведения итогов ЖЮРИ.

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    Ханты-Мансийского района

    Средняя общеобразовательная школа с.Батово

    Подготовила и провела

    Воспитатель Рогулина Н.А.

    2016 год

    Цель: формирование коммуникативно - речевой активности родителей.

    Задачи:

    Активизировать речь взрослых;
    - развивать память и логическое мышление;
    - формировать умение получать удовольствие от общения друг с другом;
    - способствовать установлению партнерских отношений в коллективе родителей;
    - развивать навыки культуры общения.

    Ход викторины:

    Воспитатель:

    РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА – один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющих уровень социальных и познавательных достижений дошкольника – потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, а также других психических качеств.

    Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает всё большее значение в современной жизни. Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности. Разные ситуации общения требуют развитых коммуникативных и диалогических умений, формировать которые важно, начиная с раннего возраста.

    В дошкольном возрасте постоянно изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения; формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе – коммуникативность. Ребенок избирательно относится к взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает.

    Обогащать речевое общение детей, сделать его более естественным, непринужденным помогают невербальные средства коммуникации. Важно, чтобы ребенок мог адекватно воспринимать несловесную информацию, отличать близкие, но не тождественные эмоциональные состояния собеседника. Развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.

    Отмечают, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. Именно тесное взаимодействие между педагогами и родителями позволяет комплексно решать данную проблему.

    В основу взаимодействия с семьёй по данной проблеме заложены следующие принципы:

    • партнёрство родителей и педагогов;
    • единое понимание педагогами и родителями целей и задач;
    • помощь, уважение и доверие к ребёнку со стороны родителей;
    • знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
    • постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

    Эффективной формой взаимодействия является проведение различных мероприятий.

    Поэтому я предлагаю вам принять участие в викторине "Развиваем нашу речь".

    (Родители делятся на 2 команды: "Знатоки" , "Умники" . Викторина носит соревновательный характер. За каждый раунд команда получает фишку. Команда, набравшая больше фишек - победитель. Участники команд садятся за столы).

    1 раунд: "На вопросы, не зевай, очень быстро отвечай!"

    1 задание: Вспомнить понятия русского языка и назвать одним словом.
    - Слова, употребляемые жителем той или иной местности. (Диалект).
    - Слова, имеющие противоположные значения.(Антонимы).
    2 задание: На мольберте выставлены 2 картины с изображением деревьев, в корне которых на карточках написаны слова: снег, зима. Написать на карточках однокоренные слова и прикрепить их на ветки. (На ветках приклеен двухсторонний скотч).
    Снег - снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, снегопад, снежный.
    Зима - зимушка, зимний, зимовать, озимые,зимовье, зимующие.

    3 задание: Объясните название растений: малина, смородина.
    Малина - от слов "малый" , "маленький". Ягода малина состоит из маленьких частей, как бы сплетенных между собой.
    Смородина - "смрад" - запах, листья и ягоды сильно пахнут.
    4 задание: Отгадать слово - омоним.
    Один в огороде на грядке растет,
    Другой же по цели стрелой попадет. (Лук).
    Первый на небе ночами сияет,
    А во втором дней по 30 бывает. (Месяц).
    5 задание: На карточках написаны слова, к которым надо подобрать синоним. Каждая команда выбирает по 2 карточки.
    Друг - (приятель).
    Бежать - (мчаться).
    Бережно - (аккуратно).
    Быстро - (мгновенно).

    6 задание: Подобрать схожее по звучанию слово (в быстром темпе).
    Спички - синички,
    Значок - крючок,
    Халат - салат,
    Елка - иголка,
    Белка - стрелка,
    Дворец - певец,
    Топор - забор,
    Ворона - корона.

    2 раунд: Пословицы и поговорки".

    1 задание: Найти и исправить ошибку.
    - Пришел, увидел, купил.(Победил).
    - Землю красит солнце, а человека - парикмахер.(Труд).
    - Мало хотеть - надо клянчить.(Уметь).
    - Испокон века телевизор (Книга) растит человека.
    2 задание: Составить предложение.
    - Язык, голова, болтает, отвечает, а. (Язык болтает, а голова отвечает).
    - Книга, не, манит, к, себе, а, пряник. (Книга не пряник, а к себе манит).
    - Всегда, пустой, нос, кверху, колос, дерет. (Пустой колос всегда нос кверху дерет).
    - Дурак, а, умный, любит, учить, учиться. (Умный любит учиться, а дурак - учить).
    3 задание: Мы знаем много поговорок, но они стали поговорками в наше время, так как вторая часть забыта. Вам надо вспомнить или придумать их вторую часть.
    "Молодо - зелено...(погулять велено)."
    "Голод - не тетка...(пирожка не подсунет)."
    "На чужой каравай рот не разевай...(а пораньше вставай и свой затевай)."
    "По Сеньке шапка...(по Ереме колпак)."
    4 задание: Перевести пословицу (поговорку) на русский язык.
    - Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль едет быстрее.(Англ).(Баба с возу - кобыле легче).
    - Бежал от дождя, попал под ливень.(Араб).(Из огня да в полымя).
    - Тот не заблудится, кто спрашивает. (Фин).(Язык до Киева доведет).
    - Где нет фруктов, свекла за апельсин сойдет. (Иран).(На безрыбье и рак рыба).

    3 раунд: "Что за прелесть эти сказки!"

    1 задание: Ответить на вопрос.
    - В каких насекомых превращался царь Гвидон?(Муха, комар, шмель).
    - Из трех девиц одна стала царицей, другая - ткачихой.А кем стала их сестра? (Поварихой).
    2 задание: Назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление. Заодно вспомнить название произведения и его автора.
    - Потерян ключ из драгоценного металла.(Буратино из сказки "Золотой ключик" А.Н. Толстого).
    - Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света.(Доктор Айболит из одноименной сказки К.И.Чуковского).
    - Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами.(Сказка "Гуси - лебеди).

    4 раунд: "Сюрприз"

    Команды встают друг напротив друга. Сказать друг другу комплимент и сделать шаг вперед.

    (Пока не окажутся рядом друг с другом для рукопожатия).
    Ведущий подсчитывает фишки. Объявляет победителя.

    Награждение сувенирами.

    Сино́нимы - слова различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение.
    Анто́нимы - это слова различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные значения: правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать.

    Омо́нимы- разные по значению, но одинаковые по звучанию единицы языка.


    Викторина для дошкольников "Самый умный"

    Цель : доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности ; поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности , желание играть в игры с математическим и речевым содержанием.

    Задачи

    • Обучающие : учить составлять слова из слогов; учить детей обобщать; приучать к самостоятельности суждений.
    • Развивающие: развивать все компоненты устной речи детей ; развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
    • Воспитывающие: воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь, понимание юмора.


    Оборудование : воздушные шары трех цветов (красный, синий, зеленый) для украшения зала; кроссворд, карточки с цифрами от 1 до 10 двух цветов (красный, синий), магнитофон, аудиозаписи.
    В зависимости от подготовки детей возможно сокращение
    заданий .

    Дети под музыку входят в зал, садятся на стульчики.
    Ведущий : Ребята, а вы любите путешествовать? Тогда я вас приглашаю совершить путешествие в Страну знаний. А отправимся мы с вами в эту страну на поезде, (звучит фонограмма гудка паровоза), вот уже слышен и гудок, который говорит нам о скором отправлении, давайте с вами быстрее сядем в поезд. (Дети становятся друг за другом, локти сгибают в локтях). Готовы, поехали! (звучит фонограмма Е.Железновой "Паровозик", дети имитируют движения по ходу звучания песни).

    Вот мы и приехали, добро пожаловать в волшебный город. Посмотрите, нас здесь ждали, и даже украсили город к нашему приезду разноцветными шарами, как вы думаете, а почему шары только трех цветов, что могут обозначать эти цвета (у стены лежат шарики - красные, синие и зеленые, ответы детей). Правильно, ребята, у нас в алфавите есть и гласные, и согласные буквы, и они могут быть и мягкими, и твердыми Но пока мы ехали, все буквы перессорились, и я даже не могу сказать вам как называется этот город. Но узнать его название можно, если правильно разгадать кроссворд. А вот и вопросы к нему (на доску вывешивается либо плакат в виде пустого кроссворда, либо можно начертить кроссворд на доске).

    1. Большое красивое здание, где живет царь (дворец)
    2. Что растет в парке? (дерево)
    3. Место, где растут фруктовые деревья (сад)
    4. Что растет на клумбах (цветы)
    5. Большое ровное место перед дворцом (площадь)
    6. Пространство между двумя рядами домов (улица)
    7. Высокое узкое строение, которое возвышается над крышами городских улиц (башня)
    8. Большая широкая и прямая улица (проспект)
    9. Здание, где учатся дети (школа)


    Ведущий: Вот мы и узнали, что город, в который мы попали, называется "Веселинка". Ну, что ж, прогуляемся по городу, но прогулка наша будет необычная, нас ждут на улицах города разные испытания, а что бы нам с ними справиться, я предлагаю разделиться на две команды И посмотреть, какая из команд лучше справиться с этими заданиями. (Дети делятся на две команды). Первая команда у нас называется - "_____________________", а вторая "____________________".

    Вот уже и жюри заняло свое место и готово для справедливого судейства, итак, викторина начинается. И вот у нас уже есть первое задание. Чтобы нам справится со всеми сложными заданиями, я предлагаю подкрепиться. Отгадайте "съедобные" загадки. Отгадывать команды будут по очереди, не перебивая друг друга, за этим тоже будет следить наше жюри.

    Эта шишка манит нас -
    Кисло-сладкий... (ананас)

    Связки желтые висят,
    Есть и вкус, и аромат.
    Из тропических он стран -
    Экзотичный плод... (банан)

    Напиток получить легко,
    Грибком заквасив молоко.
    Для послушных и задир -
    Он для всех хорош... (кефир)

    Детенышам разным она обязательна -
    Белая жидкость полезна, питательна. (молоко)

    Весной деревья розовым объяты,
    Приятна юга солнечная даль.
    Овальные орешки горьковаты,
    Но очень вкусен в сахаре... (миндаль)

    Что там на дереве южном? Букашка
    Или зеленый орешек... (фисташка)

    Из молока свернувшегося, желтый.
    Бывает рыхлый, плавленный и твердый.
    А для мышонка - настоящий пир,
    Когда найдет случайно где-то... (сыр)

    Если мясо в кусках не хотите, -
    Антрекот или, скажем, гуляш, -
    В мясорубке его прокрутите
    И получите свеженький... (фарш)

    Ведущий : Ну, что ж, мы подкрепились, а наше строгое жюри оценивает ответы, а мы продолжаем, и нас ждет следующее, второе испытание. (Ведущий обращает внимание детей на куст, под которым сидит желтый цыпленок (например, мягкая игрушка). Ой, ребята, посмотрите, какой маленький цыпленок. Но что же он здесь делает один.
    Испуганный цыпленок
    Под кустиком сидит.
    Он видно потерялся
    И жалобно пищит.
    Найдите мою маму,
    Не знаю, где она...
    Скажите, где мой папа
    И вся моя семья?
    Ребята-веселята,
    Сказали, не шутя:
    Живет в болоте цапля,
    Ведь ты ее дитя?
    Правильно, ребята? Конечно, нет!
    Ответьте, кто родители
    У этих малышей?
    Вы их, конечно, видели -
    Гусят, утят, мышей.
    Осленка, жеребенка,
    Лисенка и зайчонка,
    Слоненка и тигренка...
    И чей сынок щенок?
    Мальчишки-шалунишки
    Кричали мне в ответ:

    Так это очень просто!
    У них сомненья нет!
    У цапли сын - цыпленок,
    Сын жабы - жеребенок,
    У щуки сын - щенок,
    Я смех сдержать не мог!
    Я попросил детишек:

    Довольно вам кричать!
    Малютки сами знают,
    Кто их отец и мать!

    Ребята, назовите родителей этих малышей (задание предлагается поочердно каждой команде)

    Волчонок - волк, волчица
    Лосенок - лосиха, лось
    Индюшонок - индюшка, индюк
    Утенок - утка, селезень
    Гусенок - гусь, гусыня
    Жеребенок - лошадь, конь
    Слоненок - слон, слониха
    Тигренок - тигр, тигрица
    Щенок - собака, пес
    Зайчонок - заяц, зайчиха
    Цыпленок - курица, петух
    Поросенок - свинья, кабан
    Ягненок - овца, баран
    Теленок - корова, бык

    Ведущий: А сейчас мы проверим, знаете ли вы названия животных.

    1-я команда:
    Он слон - она слониха,
    Он лось - она лосиха,
    Он кот - ...
    Ну, конечно, это кошка!
    Ну, ошиблись вы немножко,
    Так сыграем еще раз,
    Обыграть хочу я вас!

    2-я команда:
    Он морж - она моржиха,
    Он заяц - она зайчиха,
    Он бык - она....
    Ну, конечно, же корова,
    Поиграем, дети снова!

    1-я команда:
    Он тигр - она тигрица,
    Он осел - она ослица,
    Он козел - она....
    Ну, конечно, же коза,
    За повтор игры все «за»?!

    2-я команда:
    Он лев - она львица,
    Он волк - она волчица,
    Он кенгуру - она...
    Ну, конечно, кенгуру,
    Продолжаем мы игру!

    1-я команда:
    Еж он - она ежиха,
    Бобр он - она бобриха,
    Конь он - она...
    Ну конечно, же лошадка,
    Все у нас пока что гладко!

    2-я команда:
    Он воробей - она воробьиха,
    Он комар - она комариха,
    Он гусь - она...
    Не гусиха, а гусыня,
    Знайте это все отныне!

    1-я команда:
    Он бегемот - она бегемотиха.
    Он кашалот - она кашалотиха,
    Он баран - она....
    Ну, конечно же овца,
    Доиграли до конца!

    Ведущий: Отлично, всем детенышам нашлись родители. А теперь немного отдохнем и поиграем.
    Каждой команде раздаются карточки с цифрами от 1 до 10 разного цвета (одной команде, например, синие, а другой красные). Дети в каждой команде смотрят на свои карточки таким образом, чтобы цифры не видели участники другой команды. Затем под веселую музыку дети хаотично передвигаются в зале, по окончании музыки каждая команда выстраивается в порядке от 1 до 10, побеждает так команда, которая сделала это быстро и правильно.

    Ведущий : А теперь мы переходим к следующему, третьему испытанию. Сейчас мы узнаем, насколько наши участники хорошо знают профессии (задание также дается по очереди каждой команде).

    Черный весь, как будто грач,
    С нашей крыш лезет (трубочист, а не врач)

    Булки нам и калачи
    Каждый день пекут (пекари, а не врачи)

    Варит кашу и бульон
    Добрый, толстый (повар, а не почтальон)

    Говорят про звуки парные
    В школе нам с тобой (учителя, а не пожарные)

    Складки, карманы и ровненький кант -
    Платье красивое сшил (портной, а не музыкант)

    Под куполом цирка в опасный полет
    Отправился смелый и сильный (гимнаст, а не пилот)

    Ведущий: Неплохо знаете профессии. А теперь послушайте стихотворение и скажите, как надо говорить, чтобы всем было все понятно.
    Кто хочет разговаривать,
    Тот должен выговаривать
    Все правильно и внятно,
    Чтоб было всем понятно.
    Мы будем разговаривать
    И будем выговаривать
    Так правильно и внятно,
    Чтоб было всем понятно.

    Так как надо говорить, чтобы всем понятно? Но чтобы было всем понятно, надо знать много слов. А вы много слов знаете? И знаете, как правильно их произносить? Вот это мы сейчас и проверим и нас ждет четвертое испытание (задание также выполняется командами по очереди).

    Вот козу старушка ждет
    У распахнутых ворон (ворот)
    Торт, закуски - разносол
    Ставим в праздники на стул (стол)

    Чтобы суп есть и окрошку,
    Мы возьмем скорее вилку (ложку)

    Раздается в роще стук -
    Долбит дятел клювом суп (сук)

    Сел за ужин бригадир,
    На тарелке желтый сыч (сыр)

    Чтобы вылезли листочки,
    У деревьев лопнут ветки (почки)

    Нарисую школу и пейзаж,
    Заточу точилкой авторучку (карандаш)

    Опят было много - на каждом пенечке,
    И на зиму их заготовили в дочке (бочке)

    У косы есть хвост и рожки,
    Воду пьет коса из плошки (коза)

    Вдалеке виднеется белая вершина,
    А вблизи проехала красная малина (машина)

    Ведущий: Существуют такие слова, которые всегда произносятся одинаково, давайте мы с вами попробуем досказать словечко правильно.

    1-я команда
    Метро
    Каждый день мы поутру
    Все спускаемся в мет...
    Очень нужно детворе
    В школу ехать на мет...
    И из школы мы домой
    Возвращаемся мет...
    Ну и в секцию потом
    Добираемся мет...
    Хоть уж возрастом старо,
    Не подводит нас мет...

    2-я команда
    Кенгуру
    Я ни капельки не вру,
    Что видала кенгу...
    Утром раннею порой
    Повстречалась с кенгу...
    Прямо в собственном дворе
    Сок давала кенгу...
    И заштопала дыру
    Я в кармане кенгу...
    Чтобы не было дыры
    На кармане кенгу...
    Посреди всего двора
    Веселилась кенгу...
    Разбудил меня вдруг гром -
    Я простилась с кенгу...

    1-я команда
    Пальто
    Осень, дождь, вокруг зонты -
    Надевать пора паль...
    В магазин мы под зонтом
    Едем с мамой за паль...
    Вот конец всей колготе -
    Еду в новом я паль...
    Ах, какая красота:
    Пять карманов у паль...
    А когда я подрасту,
    Брату я отдам паль...

    2-я команда
    Какао
    Лишь проснется утром Слава -
    Вот ему стакан ка...
    Привели из школы Славу -
    Снова пьет малыш ка....
    В гости дед пошел со Славой -
    Угощают там ка...
    Спать пора ложиться Славе -
    Нужно вспомнить о ка...,
    Выпить все и лишь потом
    Спать спокойно крепким сном.

    Ведущий: Молодцы, справились с заданием. Посмотрите, здесь написаны слова, но как-то непонятно, все слоги перепутались. Давайте попробуем вернуть все на место, и это будет пятое задание.
    (к доске по очереди приглашаются предсавители от каждой команды, вывешиваются перепутанные слоги, задача детей правильно составить слова из перепутанных слогов, задание дается от простого к сложному, т.е. сначала слова, состоящие из двух слогов, затем из двух, далее из трех)

    РО, МЕТ (МЕТРО) ТА, ЛЕН (ЛЕНТА)
    КА, РУ (РУКА) КИ, КРАС (КРАСКИ)
    КА, БЕЛ (БЕЛКА) СА, КО (КОСА)
    СА, ЛИ (ЛИСА) МЫ, СО (СОМЫ)
    НАЛ, ПЕ (ПЕНАЛ) ХАР, СА (САХАР)
    РО, ПИ, ГИ (ПИРОГИ)
    ПИН, ТРО, КА (ТРОПИНКА)
    МА, БУ, ГА (БУМАГА)
    ЛО, СО, ВЕЙ (СОЛОВЕЙ)
    У, КА, ЛИТ (УЛИТКА)

    Ведущий: Наша викторина подходит к концу, и сейчас наше жюри скажет, кто же стал победителем. А пока жюри совещается для вынесения окончательного результата, мы с вами немного поиграем. (здесь возможно исполнение танца-инсценировки из репертуара Е.Железновой, либо стихи на внимание)

    Нацепив на ноги ласты,
    Под водой плывут гимнасты. (аквалангисты)

    Рыбкам маленький сачок
    Сплел умелец паучок (мухам)

    Спят ночами утки
    В конуре иль будке (собаки)

    Сливки, масло и творог
    Даст детишкам носорог. (корова)

    Хорошо в футбол играем,
    Шайбы часто забиваем (мячи)

    Для перины и подушки
    Мягкий пух дают лягушки (гуси, утки)
    У собачек и у кошек
    Есть всегда по восемь ножек (по четыре)

    Болтали час без передышки
    В цветастых платьицах мальчишки (девчонки)

    Когда ремнем нас бьют за шалости,
    Мы просим все: "Еще, пожалуйста" (простите)

    Всю капусту с грядки съев,
    Убежал в лесочек лев (заяц)

    В пустыне песчаной
    В любую жару
    С поклажей тяжелой
    Бредут кенгуру (верблюды)

    В чай сластене нашей Оле
    Мы кладем пять ложек соли (сахара)

    Сколько букв у алфавита?
    Это знает каждый:
    Тридцать шесть родных сестриц,
    Смелых и отважных (33)

    Ведущий: И вот теперь жюри готово назвать нам победителя викторины "Самый умный".
    Объявление победителя, награждение.

    Патлина Ирина Александровна
    Должность: воспитатель
    Учебное заведение: МАДОУ д/с "Росинка"п. Пионерский
    Населённый пункт: ХМАО-Югра Советский р-он. п.Пионерский
    Наименование материала: конспект- викторина
    Тема: Занятие - викторина для детей и родителей по ФГОС в подготовительной к школе группе по теме: "Моя любимая буква" (Речевое развитие)
    Дата публикации: 19.04.2016
    Раздел: дошкольное образование

    Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад «Росинка» п. Пионерский»
    Муниципальный конкурс «Лучшее творческое занятие»
    Занятие - викторина для детей и родителей по ФГОС в подготовительной к школе группе по теме: «Моя любимая буква» (Речевое развитие) Разработали воспитатель: Патлина И.А. п. Пионерский 2016 г.

    Занятие - викторина для детей и родителей «Моя любимая буква »

    Цель:
    Активизация знаний детей по обучению грамоте и развитию речи.
    Задачи:

    Образовательные задачи
    : Закрепление навыков звукобуквенного анализа; закрепление графического изображения букв.
    Развивающие задачи
    : 1. Формирование умения проводить звуковой анализ слова. 2. Развитие речи детей (монологической, диалогической), умение рассуждать, обогащение словарного запаса детей. 3. Формирование фонематического восприятия детей. 4. Развитие психических процессов: внимания, мышления, творческого воображения.
    Воспитательные задачи:
    1. Вовлечение родителей в игровой диалог. 2. Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей.
    Виды детской деятельности:
    социально – коммуникативное, речевое, физическое развитие.
    Методы:


    Наглядный метод (демонстрационный материал), практический, словесный (беседа, диалог), игровой, использование ИКТ.
    Приемы:
    1.Объяснение заданий, чтение. 2. Самостоятельная деятельность. 3. Игры – соревнования, сюрпризный момент.
    Оборудование:
    кубики с буквами, предметные картинки, карандаши, лист А – 4,таблицы - схемы, Д/ игра «Угадай сказку» (конверты с разрезными картинками), индивидуальные карточки для детей и родителей, медали для победителей, интерактивная доска, ноутбук, компьютерная игра «Назови лишнюю картинку»
    Предварительная работа
    :

    Знакомство с буквами, упражнения и дидактические игры на развитие звуко-буквенного анализа, разучивание физкультминуток, работа в рабочих тетрадях с заданиями для развитие детей «Рисуем по клеточкам, «Изучаем грамоту», просмотр презентаций, разучивание стихотворений о своей любимой букве совместно с родителями изготовление букв из бросового материала. С.р. игра «Школа»

    Ход викторины.

    I. Организационный момент
    Добрый вечер уважаемые мамы! Добрый вечер уважаемые гости! Совсем скоро наши ребята станут первоклассниками. А это волнующий и важный момент не только для детей, их родителей, но и для нас, сотрудников детского сада. Сегодня мы решили устроить небольшое испытание для детей и их родителей, чтобы выяснить, готовы ли дети к обучению в школе. И сейчас я приглашаю в этот зал 2 команды. (приветствие команд) Для объективной оценки нам необходимо выбрать жюри (выбор и представление членов жюри). Знакомство с жюри: 1. 2. 3. Наша викторина состоит из конкурсов. За каждый выигрыш в конкурсе команда получает баллы. Чья команда получает больше баллов, та и выигрывает.
    1. Разминка: «Кто это? Что это?»
    Разминка состоит из 6 вопросов для каждой команды. Вопросы для разминки находятся в этих конвертах. Прошу капитанов подойти и выбрать конверт для своей команды. Отвечать на вопрос можно хором. Итак, начнем: быстро отвечайте КТО ЭТО? ЧТО ЭТО? Вопросы для 1 команды: 1. Последний месяц в году? (декабрь) 2. Прибор для измерения времени? (часы) 3. Как звали кота, который с большим энтузиазмом укреплял фермерское хозяйство? (Матросскин) 4. Как называется наш район? (Советский) 5. Сказочный мальчик с деревянным носом? (Буратино) 6. Отец и мать ребенка? (родители) Вопросы для 2 команды:
    1.
    Курица в детстве? (цыпленок)
    2.
    Как звали кота, который призывал окружающих жить в мире и согласии? (Леопольд)
    3.
    Прибор для стирки белья? (стиральная машина)
    4.
    Корова в детстве? (теленок)
    5.
    В какое время года птицы вьют гнезда? (весной)
    6.
    Название страны, где мы живем? (Россия) - Вижу, вы хорошо подготовились к соревнованиям, и мы можем продолжить. Сейчас мы проверим, как выполнили домашнее задание. (6 семей дома изготавливают из любого материала букву, и её защищают)
    2. Визитка семей:
    М – представляют. Ребенок показывает букву и читает стихотворение.
    3. Моя любимая буква
    (задание для родителей) Все вы с детства, наверное, помните веселую чистоговорку: «Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж». В этой чистоговорке 8 слов на звук «Ч». Вам предлагается задание: составить предложение, в котором все слова начинались бы на вашу букву.
    А чтобы дети не скучали в это время, они будут искать на карточках свою букву и обводить ее в кружок.
    4. Игра «Найди свою букву»
    Детям в это время даются листочки с изображением букв, они должны обвести ту букву которую делали дома.
    5. Игра «Звездный час» Правописание
    Мамам предлагается карточка со словом, и из букв, входящих в состав этого слова, мамы составляют как можно больше новых слов. САМОЛЕТ – из букв придумать слово как можно больше слов, в единственном числе, буквы не должны повторяться. САМОЛЕТ – мат, лето, тема, сон, лес, село, оса, сало, тело, мел. ПУТЕШЕСТВЕННИК – кит, веник, сени, веки, шут, тени, куст, шест. КОМАНДИРОВКА – ком, ров, вор, мак, давка, нора, манка, Вика.
    6. Игра со зрителями «От слова к слову»
    (какое слово получиться, если к нему добавить один звук?)  Написал письмо Тамарке, Я забыл приклеить арки (марки)  Подарили нам игрушки, Целый день стреляют ушки (пушки)  Мы от страха все притихли, На арену вышли игры (тигры)  Доски на гору везем, Будем строить новый ком (дом)  «Ой!» - Кричат вокруг хозяйке- В огород забрались майки» (зайки)  Между гор издалека Течет бурная щека (река)
    7.

    Компьютерная игра «Назови лишнюю картинку»
    Определять первый и последний звук в словах, выделять слова с отсутствием заданного звука.
    8.

    Подвижная игра «Составь слово»
    Засиделись? Побегать хотите? Ребята, подойдите к корзинкам и по сигналу вы берете по одному кубику и бегом с ним к мамам А родители составляют слово. (Ручка, пароход, самовар….)
    9.

    Игра «Угадай сказку»
    На столе лежат конверты с картинками со сказками. Дети должны собрать картинку и назвать первый звук в названия сказки и героев этой сказки. МАЛЬВИНА, АЙБОЛИТ, БЕЛОСНЕЖКА…
    10. Игра «Построим дом»

    На листе бумаги нарисована стена. Просим детей и родителей дорисовать дом. Но изображать можно только те детали, в которых есть звук «
    Р»
    - (крыша, труба, крыльцо, рама, забор, тротуар, и т.д.) Наши художники закончили свои рисунки, и мы можем их увидеть. Прошу жюри оценить их работы и выбрать победителя этого конкурса. Подведение итогов викторины. Вручение грамот родителям и медалей детям.
    Для разработки конспекта использовала следующую методическую литературу:
    1.О.В.Чермашенцева «Основы безопасности поведенимя дошкольников» 2.Е.А.Алябьева «Воспитание культуры поведения у детей 5 – 7 лет» 3.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е Веракса, Т.С. Комарова, М.А.Васильева Москва, Мозаика – Синтез 2012г.