Войти
В помощь школьнику
  • Анализ стихотворения «Железная дорога» Некрасова
  • И.С. Тургенев "Бежин луг": описание, герои, анализ произведения. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям Описаний утра, дня, вечера, ночи
  • Дальневосточная пожарно-спасательная академия осуществляет набор слушателей Двфу мчс
  • Презентация на тему порядковые числительные Числительные в английском языке презентация
  • Где находится памятник Петру I «Медный всадник Почему памятник петру 1
  • Сочинение на тему: «Судьба Григория Мелехова - истоки трагедии
  • Яуза и "гробовое молчание". От Устья Яузы до Оленьего моста (Преображенская площадь) Памятный камень на месте родовой усыпальницы Строгановых

    Яуза и
    Главная - Россия - Москва

    Яуза является самым крупным притоком Москвы-реки и второй по величине рекой столицы.
    Ее длина составляет 48 км, в городской черте - 29 км.
    Яуза берёт свое начало из болот на территории Лосиного острова, пересекает город Мытищи, посёлки Тайнинка и Перловка, после чего входит в Москву , где принимает многочисленные притоки.
    В столице Яуза протекает в районах Медведково и Бабушкинская, пересекает Окружную железную дорогу, проспект Мира, Ярославское, Казанское и Курское направления Московской железной дороги, Садовое кольцо и впадает в Москву-реку у Большого Устьинского моста.

    До XVIII века Яуза была известна как часть торгового пути из Москвы в Клязьму, причем участок в районе Мытищ проходили с волоком. Ключи в верховьях Яузы с начала XIX до середины XX вв. считались основой первого централизованного Мытищинского водопровода. Начиная с XVIII века, берега реки Яузы от устья до Сокольников стали застраиваться, русло было перегорожено многочисленными плотинами с мельницами, это сильно загрязняло воду.
    В конце 1930-х гг. русло Яузы было выправлено и расширено почти вдвое (до 30 м), построены гранитные набережные, перекинуты новые мосты.
    Сейчас в черте Москвы на Яузе имеется 28 автодорожных мостов, 5 железнодорожных, 2 метромоста, 6 - для трамвая, 23 - пешеходных.
    В связи с сильным загрязнением реки ведутся большие работы по очистке. Яуза считается судоходной для небольших судов от устья до Оленьего (Глебовского) моста, который находится недалеко от Преображенской площади.

    Наша прогулка начнется у Большого Устьинского моста , где Яуза впадает в Москва-реку.
    Отсюда открывается великолепный вид на одну из семи высоток Москвы. Жилой дом на Котельнической набережной был построен в 1952 году (арх. Д.Н. Чечулин, А.К. Ростковский, инж. Л.М. Гохман). Его высота составляет 176 метров, и он доминирует в районе, хорошо просматриваясь со всех окрестных улиц.


    Здание состоит из трех корпусов, в которых расположены квартиры, магазины, почта, ателье и кинотеатр «Иллюзион». В центральном корпусе - 32 этажа, в боковых - 18.
    Декор внешней части здания включает зубчатые башни и статуи, нижняя часть облицована гранитом. Внутренняя отделка вестибюлей выполнена из мрамора и гранита, оконные проемы обрамлены металлическим декором.
    Здание на Котельнической, как и многие другие высотные сооружения Москвы, используется для наблюдения за погодой. Здесь определяются направление и скорость ветра.
    В известном доме жили актрисы Фаина Раневская, Клара Лучко, Лидия Смирнова, Нонна Мордюкова, поэт Александр Твардовский, балерина Галина Уланова, дрессировщица Ирина Бугримова, композитор Никита Богословский, а также Дмитрий Чечулин - архитектор дома.
    Планировалось, что высотка станет стратегическим объектом. Предполагалось проложить подземные туннели, ведущие к Кремлю , Новоспасскому монастырю и через Москву-реку.
    Известным фактом является то, что высотку строили заключенные. Также говорят, что они позировали для скульпторов, лепивших барельефы.

    С этой стороны Яузы проходит Подгорская набережная, названая так по крутому склону – Швивой горки, которая начинается отсюда.
    С правой стороны находится библиотека иностранной литературы, открытая в 1922 году.
    Первый изящно изогнутый пешеходный мост, который встречается на нашем пути, называется Тессинский . На этом месте он существовал как минимум с 1887 года. Свое название мост получил так в честь известного домовладельца А.И. Тессина.

    Продолжим нашу прогулку по Серебрянической набережной (левая сторона по ходу движения) . Название набережной идет из XVII века, когда здесь находилась слобода Старые Серебряники, в которой жили мастера Серебряного монетного двора.
    С двух сторон Яузу ограждает - решетка с советской символикой.


    Серебряническая набережная переходит в Полуярославскую, названную по суконной фабрике Полуярославцева, находившуюся здесь в первой половине XVIII века.
    Высокояузский мост , по которому проходит трасса Садового кольца, был построен в 1873 или 1890 году. В 1963 году его реконструировали (инженер С.И. Хейман, архитектор К.П. Савельев).

    На высоком холме виднеются купола храма Сергия Радонежского в Рогожской слободе .

    Костомаровский мост был построен в 1941 году.


    Обитель была основана митрополитом Алексием в 1357 году, свое название она получила по имени первого игумена Андроника, ученика Сергея Радонежского. Здесь хранится особо почитаемая икона Спаса Нерукотворного.
    Обитель относится к первым сторожевым монастырям, построенным для защиты Москвы от вражеских атак. В монастырских стенах жил и творил великий русский живописец Андрей Рублев. Здесь же он умер и был похоронен. В настоящее время в обители обустроен Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева.
    Также за стенами монастыря находится одна из самых древнейших построек Москвы - Спасский собор (1420-1427 гг.)
    Пройдем под самым ярким мостом Яузы, который называется . Он является мостом Курского направления МЖД, построенным в 1865 году.


    Своего назначения мост никогда не менял. Когда Яузу заключали в гранитные берега, его реконструировали в 1950-1951 годах, провели новые набережные через две крайние арки.
    С левой стороны высится серое здание завода «Манометр».


    А впереди находится элегантный пешеходный .
    Он был сооружен в 1939 году и назван по Таможенному проезду, который вел от бывшей Складочной таможни до реки.



    В 1936-1939, в рамках реконструкции водного хозяйства города, на месте бывшего Золоторожского моста насыпали искусственный остров, устроили плотину и шлюз (гидроузел) по проекту архитектора Г.П.Гольца. Это единственный из 4-ех судоходных гидроузлов на Яузе, строительство которых было предусмотрено Генеральным планом 1935 года. Остальные так и не были реализованы.
    Его главной задачей было предупреждение наводнений во время весенних паводков и ливней. Плотина обеспечивает перепад уровней воды на Яузе до 4 м.
    Шлюз может вмещать только небольшие маломерные суда.

    Возле плотины всегда стоят суда для сбора мусора.

    С левой стороны раскинулся район Сыромятники .
    Его название происходит от стоявшей здесь в XVII веке сыромятнической слободы, в которой жили и работали шорники и другие мастера кожевенного (сыромятного) дела.
    Изогнутый был построен в 1958 году на месте автомобильного моста. Его название происходит от поселка Салтыковка, который был расположен на землях, принадлежавших роду Салтыковых.


    Пройдем дальше. Справа находится Лефортово .
    В конце XVII века на пустынном левом берегу реки Яузы Петр I велел построить дома солдатского полка регулярного строя, первенца русской армии. Это место так и называлось - Лефортовская солдатская слобода, по фамилии одного из ближайших сотрудников и друзей молодого царя, выходца из Швейцарии , Франца Лефорта.
    Дальше на нашем пути возвышается , построенный в 2003 году.


    Был сооружен в 1781 году, раньше его называли Дворцовый, потому что по берегам Яузы в этой части находились дворцы. Но его переименовали в ходе реконструкции в 1940 году.
    Лефортовский считается самым старым мостом в Москве.


    Возможно, он был построен архитектором Семеном Яковлевым по образу и подобию знаменитого Каменного моста, возведенного в 1692 году через Москву-реку, который назвали «восьмым чудом света».
    При реконструкции 1940 года повысили проезжую часть, а ширину моста увеличили с 15 до 23 метров, причем постарались оставить старинные мостовые опоры, скопированные с Каменного моста.
    С левой стороны располагаются корпуса .


    Начинался МГТУ с ремесленного училища, идея организации которого вызревала очень медленно. В 1826 году императрица Мария Федоровна «высочайше повелеть соизволила учредить большие мастерские разных ремесел» для мальчиков-сирот Воспитательного дома.
    С этой целью известным московским архитектором Д.И. Жилярди был отстроен сгоревший еще в 1812 году Слободской дворец в Немецкой слободе. Здание приобрело современный вид в стиле позднего московского ампира. В центральной части оно украшено скульптором И.П.Витали многофигурной композицией «Минерва», символизирующей достижения науки и практические навыки ремесленника.


    В 1830 году император Николай I утвердил «Положение о Ремесленном учебном заведении». С этого года и ведет свое летоисчисление нынешний МГТУ.
    Лефортовский парк , расположенный с правой стороны, разбит в 1703 году, он считается первым регулярным парком в России и прообразом многих парков Санкт-Петербурга. Здесь же был Головинский сад, который при императрице Анне Иоанновне называли «Версалем на Яузе». От первоначальной голландской планировки в парке по сей день осталась липовая аллея, беседка-ротонда, пять прудов, скамейки и грот Растрелли.
    Под Лефортовским парком проложен известный Лефортовский туннель , протяженностью 3 км, что делает его четвертым по длине городской туннелем Европы.
    был построен в 1941 году на месте более старого моста.


    Пройдем мимо жилых корпусов на Яузе.

    Здесь через реку переброшен Рубцов мост .

    До 2002 года он не имел названия, а затем получил его по существовавшему здесь селу Рубцово-Покровское. Поселение первоначально было известно как Рубцово; в первой четверти XVII века здесь располагался загородный дворец царя Михаила Федоровича, по велению которого в 1626 году был построен храм Покрова Пресвятой Богородицы в память об освобождении Москвы от иноземных захватчиков, и село стало называться Покровское, или Рубцово-Покровское.

    Ближе к Электрозаводскому мосту начинается промышленная зона.

    Электрозаводский мост был сооружен в 1954 году на месте бывшего Рубцовского, первоначально называвшегося Покровский по церкви Покрова Богородицы в ближнем селе Рубцово. Современное название получил по находящемуся здесь «Электрозаводу».
    Это самый загрязненный участок Яузы. Русло заполнено наносами и различным мусором. Река сильно загрязнена неочищенными стоками и нефтепродуктами.
    Ранее, когда Яуза использовалась как городская снеговалка, на реке регулярно проводились дноуглубительные работы.
    Яузу окружают заводы и промышленные предприятия.

    А когда-то во времена Петра I здесь находилась Преображенская слобода , которая была колыбелью новой русской армии и флота (правая сторона Яузы по ходу нашего движения) .
    Здесь родились первые русские полки нового строя из тех «потешных», сыновей слуг, конюхов, егерей и прочих дворцовых служителей, которым приказали быть при мальчике Петре для его потехи.
    Между 2-м и 3-м Электрозаводскими переулками были построены новые скромные хоромы для государя.
    Дальше проходим под Матросским мостом , который соединяет Стромынку и Преображенскую улицу. Его построили в 1956 году на месте старого моста, построенного в 1906 году и получившего название по ближней Матросской слободе.


    Петр I на правом берегу Яузы (левая сторона по ходу нашего движения) построил парусную фабрику и при ней поселил Матросскую слободу. В 1771 году фабрику перевели в Новгород, а в ее зданиях был устроен Екатерининский матросский богаделенный дом для матросов-ветеранов.
    был построен в 1965 году.


    Справа тянутся корпуса психиатрической больницы №4 им. Ганнушкина .
    Она была открыта в 1904 году как Котовская часть Преображенской больницы. С 1936 года носит имя П.Б. Ганнушкина.
    В 1684 году на месте больницы Петр I построил «потешную крепость» (Прешбург), которая имела стены с башнями, и ров с подъемным мостом.
    Впоследствии купцы Котовы приобрели этот участок и построили фабрику, которая после их разорения перешла во владение городской управы, передавшей в 1904 всю усадьбу Котовых Преображенской больнице.
    В 1912-14 на пожертвования купцов Алексеевых, Королёвых и Хрущёвых были построены три корпуса (архитектор И.П. Машков), названные именами жертвователей. После Великой Отечественной войны были построены типовые корпуса. В больнице работали Н.Н. Баженов, В.А. Гиляровский, Е.К. Краснушкин, А.С. Кронфельд, А.В. Снежневский и другие психиатры. В 1975 открыт мемориальный музей П.Б. Ганнушкина.
    И заканчивается наша прогулка на Оленьем (Глебовском) мосту , который соединяет Олений и Богородский Валы.


    Мост был построен в 1982 году на спрямлённом русле реки взамен деревянного.
    Свое название он получил по Глебовской плотине. До 2000-го года набережная Яузы здесь заканчивалась, теперь ее продлили до Ростокинского проезда.
    От устья реки до Оленьего моста 9,6 км.

    Используемая информация:
    Романюк С.К. По землям московских сел и слобод

    Искателями давно замечена интересная закономерность связанная с повышенной секретностью при строительстве искуственных гидротехнических сооружений. Особенно этим славится Московский гидроузел. Оно конечно понятно - стратегический ресурс города, водообеспечение, вода важнее продовольствия, а диверсии могут иметь последствия очень большие. НО.... При чем тут секретность при строительстве открытых, и практически доступных любому прохожему сооружений. Я могу понять, когда закрытые сооружения строят, чтобы ни одна нехорошая личность не знала, но вот каналы..... Что-то тут не то.

    Но оказывается данная секретность присуща в истории строительства этих открытых сооружений, а это уже никакой стратегической целесообразностью не объяснить, если только эта секретность не предназначена для сокрытия каких-то фактов.
    Чтобы ненароком не нарушить секретных данных, и не иметь последствий, я буду предлагать только открытые материалы, которые любой может при желании найти сам. Но как обычно - найти может, увидеть может, а увидеть подвох - не может.

    Река Яуза - одна из самых загадочных рек Москвы. По территории Москвы практически везде одета в каменные одежды, и внешним видом больше напоминает канал, чем реку, но тем не менее - это Река.

    Вот как она выглядит в нашем городе:

    То что она достаточно старая, ни один историк спорить не будет, с её названием связано много исторических фактов и топонимов на территории Москвы. И то что она является одной из крупнейших приток Москва-реки, ни для кого не секрет. Но её особенностью является её происхождение.

    Яуза, наиболее крупный левый приток Москвы - реки, берет свое начало в районе г. Мытищи. Общая протяженность реки - 48 километров, в том числе в черте города - 30 километров.
    Яуза впадает в р. Москву у Большого Устьинского моста. В черте города река принимает 80 притоков, основные из которых: Лихоборка, Ичка, Золотой Рожок, Каменка, Будайка, Копытовка, Рачка, Рыбинка, Синичка, Чермянка.
    В конце 30 - х годов 20 века русло реки было выправлено и расширено почти в 2 раза - до 25 метров.
    В 1940 году в трех километрах от устья реки был построен гидроузел, который превратил Яузу в судоходную реку (на протяжении 9,5 км для маломерных судов).
    Взято отсюда:http://www.mosvodostok.com/objects/rivers/

    О ней есть очень хороший и красочный материал http://www.biancoloto.com/yauza.html

    Часть позволю процитировать:
    Яуза - самый крупный приток Москвы-реки, вторая по величине река города (после Москвы-реки).
    Длина 48 км (в черте города 29 км).
    Яуза берёт свое начало из болот на территории Лосиного Острова. Пересекает г.Мытищи, посёлки Тайнинка и Перловка, после чего входит в Москву, где принимает многочисленные притоки.
    В Москве протекает в районах Медведкова и Бабушкина, пересекает Окружную железную дорогу, проспект Мира, Ярославское, Казанское и Курское направления Московской железной дороги, Садовое кольцо; впадает в Москву-реку у Большого Устьинского моста.

    Факты которые приводятся выше, общеизвестные, но есть странности. Например место начала Яузы, согласно официальной истории - Мытищинские болота (некоторые говорят о мытищинских торфяниках), вот как выглядит это место сейчас:

    Глядя на этот снимок создается впечатление, что болота эти практически пересохли, а раньше были достаточно большим водоемом. Но скорость их высыхания говорит о том, что им не может быть тысячи лет, максимум сотни (кстати эта странная особенность пересыхания болот по всей территории России, и не только, за последнее столетие, уже не раз поднималась. Но никто так и не дал убедительного объяснения этому феномену. А может быть Яуза раньше была соеденена каналом (каналами) с Волгой?
    А может и сама была по сути каналом?
    Если посмотреть на карту - то явно видно это странное соседство истока Яузы - кажется что Яуза берет начало из Акуловского водоканала. Который согласно официальной истории наполняет Москву водой из другой реки - Волги. Но проблема в том что Акуловский водоканал был построен только в 30-е годы, 20-го века, а Яуза существует не одну сотню лет до этого... парадокс?

    Более того, местами, река Яуза, до попадания в город, своими практически прямыми линиями, мне лично сильно напоминает канал.
    Не может река на равнине иметь такое ровное русло, ну не бывает так....
    Посмотрите сами:

    Если эти километры прямых берегов проделала природа, то тогда нужно признать что природа обладает либо чувством юмора, либо разумом и техническими возможностями.

    Если это так, то тогда мы имеем замкнутую водную систему - Волга-Москва-река, которая экономит сотни километров, если двигаться по естественному маршруту: Волга-Ока-Москва. Дублируя нынешний канал имени Москвы, собственно сегодня, Акуловский водоканал является частью этой системы. Но не могла ли Яуза до строительства этой системы ранее соединяться другими каналами с Волгой?

    Кстати, о районе где проходит данное сооружение можно найти побольше информации у данного писателя:
    http://misha-grizli.livejournal.com/94537.html

    Второе - Яуза большей частью протекает по парку Лосиный остров, который сегодня насажен ровными рядами, и не факт, что до него этот район был диким непроходимым буреломом, как нам пытаются доказать.
    А значит этот район мог быть обширными полями, по которым должна была проходить система оросительных каналов, (их следы сейчас являются следами торфоразработок) также как и в других местах Москвы и ближнего Подмосковья:

    Как например известные реки у города Раменское, которые почему-то так и хочется назвать каналами: р. Черновка. р. Гжелка, р. Дорка. Таких прямых каналов-рек вокруг москвы - десятки. И никого эти "природные" идеально прямые реки не смущают.

    Возможно некогда Лосиный остров был действительно островом, вокруг которого были непроходимые Мытищинские болота, и на котором жили лоси?
    Но сейчас не о них....
    Вернемся к Яузе и её "Истоку" - Акуловскому водоканалу:
    Ещё раз о странностях в истории этих сооружений:
    даже в википедии есть такая информация:
    https://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EE%F1%F2%EE%F7%ED%FB%E9_%E2%EE%E4%EE%EF%F0%EE%E2%EE%E4%ED%FB%E9_%EA%E0%ED%E0%EB

    Цытата оттуда:
    «Гробовое молчание»
    Основной причиной, по которой десятки лет ничего не сообщалось о судьбе сотен тысяч людей, занятых на строительстве сооружений Москва-Волгостроя (МВС), был особый режим секретности, соблюдавшийся на этих объектах. Это касалось не только заключённых, но и вольнонаёмных работников, специалистов, поступающих на работу в эту систему. За нарушение предписаний предусматривалась уголовная ответственность, что в то время было почти равносильно смерти.

    В 1936 году подписка, которую давали при поступлении на работу вольнонаемные сотрудники МВС, выглядела так: «Даю настоящую подписку управлению строительства Москва—Волгострой в том, что нигде, никому и ни при каких обстоятельствах не буду сообщать какие бы то ни было сведения, касающиеся жизни, работ, порядков и размещения лагерей НКВД, а также и в том, что не буду вступать с заключенными ни в какие частные, личные отношения и не буду выполнять никаких их частных поручений. Мне объявлено, что за нарушение этой подписки я подлежу ответственности в уголовном порядке как за оглашение секретных сведений. Родственников и знакомых, содержащихся в Дмитлаге НКВД СССР как заключенных, я не имею (если имеет, то указать, кого именно)». Далее указывались число, подпись, место работы и должность. Такая подписка имела гриф «совершенно секретно».

    Свидетельства очевидцев[править | править вики-текст]
    В 1990 году Московская археологическая экспедиция проводила комплексное исследование Государственного природного национального парка (ГПНП) «Лосиный Остров». В ходе его были записаны рассказы местных жителей-старожилов из сёл Щитниково, Оболдино, связанные со временем строительства канала.

    Лагерные бараки находились в 1,4 км к северо-западу от села Оболдино, в посёлке Оболдинском. Заключённых местные жители называли «канальщиками». Их захоронениями были усеяны леса вокруг канала.

    Ерохина К. И. (приехала в Оболдино в 1948): "Многие рассказывали, строили его этот канал, тюремщики. Копали они его лопатами и насыпь делали, всё руками, лопатами".

    Дюков Е. И. (в 1940, восьми лет, приехал в Оболдино): "Я помню, я ещё мальчишкой был, за 12-м каналом, как перейдёшь переключатель, там песок брали. Сколько раз мы находили черепа... Как копали канал, там заключённых хоронили. И кости там... А потом там, где был лагерь... их начали хоронить. Табличку повесят «Место захоронения», а весной идёшь — кости торчат".

    Плакат «Каналоармеец»[править | править вики-текст]
    Одним из ценных свидетельств грандиозного ГУЛАГовского строительства 1930-х годов является выразительный плакат, сохранившийся в отечественных архивах: изображение двух заключённых — землекопа и арматурщика-бетонщика — с призывом «Каналоармеец! От жаркой работы растает твой срок».

    Само появление термина «каналоармеец» связывают с поездкой Анастаса Микояна на трассу строящегося Беломорско-Балтийского канала в марте 1932 года, когда его предложил начальник ГУЛАГа ОГПУ Лазарь Коган.

    Интересно, что строительство Канала имени Москвы, Акуловского канала, реконструкция Яузы, и других гидротехнических сооружений Московской области и других прилегающих районов, велось в 30-е годы, и курировало его НКВД, секретность там просто зашкаливала, собственно вышеприведенная информация как раз это подтверждает. Какую такую информацию нельзя было под страхом смерти раскрывать строителям, часть из которых наверное там в этих болотах и осталась, унеся с собой этот страшный, для кого-то секрет.
    Неужели секрет, ради которого человека могли лишить жизни состоял в том, что кто-то мог рассказать, сколько лопат земли в час может выбросить строитель, или сколько сантиметров бетона ушло на сооружение стен?
    Не думаю.
    Скорее всего секретом было то, что строители восстанавливали то, что было построена задолго до них. И кураторам, этого процесса было очень хорошо известно, об этом.
    А вспоминая кем были первые Советские руководители, мы заходим на очень опасную территорию.... Но это уже совсем другая история.

    Удачи всем и Разума.


    Использованы только собственные фотографии - дата съемки 17.05.2014

    Яуза - малая река в Московской области и в Москве, левый приток реки Москвы (самый крупный в пределах столицы). Длина - 48 км. Протяжённость реки в черте столицы составляет 27,6 км. Устье Яузы находится в центре г. Москвы, у Большого Устьинского моста.
    Притоки Яузы: правые - Работня, Сукромка, Чермянка, Лихоборка, Каменка, Горячка, Копытовка, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинка, Чечёра, Черногрязка; левые - Ичка, Будайка, Хапиловка, Синичка, Золотой Рожок.
    Русло Яузы заполнено наносами и различным мусором. Река сильно загрязнена неочищенными стоками и нефтепродуктами. Особенно сильно загрязнён участок Яузы от устья Хапиловки (Электрозаводский мост). Участились случаи отравления рыбы в реке. Вода имеет специфический «яузский» запах.
    Из рыб в верхнем течении Яузы (в районе Медведкова) наиболее распространены мелкие плотва и окунь, попадаются щурята. В нижнем течении основная рыба - уклейка, эпизодически встречаются щука и даже жерех.

    Первые упоминания о деревянной церкви, расположенной на месте современного Никольского храма относятся к 1547 г. Эта церковь была построена в слободе котельников и называлась церковь святой Троицы в Старых Кузнецах. Согласно архивным данным в 1657 г. купцы Строгановы строят на месте деревянной церкви новый каменный Никольский храм со своей родовой усыпальницей. Строгановы на тот момент являлись крупными купцами и промышленниками, их усадьба была расположена на соседней Гончарной ул. В последующие годы при церкви были похоронены многие известные члены семейства Строгановых.
    К началу XIX века церковь обветшала. В 1822 г. на средства С.М.Голицына было начато строительство нового храма, сохранившегося до настоящего времени. Авторами проекта стали архитекторы О.И.Бове и Д.И.Жилярди.
    Храм был построен в стиле ампир. Главный объём храма - четверик на котором установлена ротонда с полуциркульными окнами, разделёнными пилястрами. Южную часть здания, выходящую на переулок, украшает декоративный портик с тремя скульптурными барельефными композициями - «Вход Господень в Иерусалим», «Поклонение волхвов», «Избиение младенцев». С северной стороны храма, обращённой внутрь квартала, устроен придел преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Из-за сильного перепада рельефа повышена цокольная часть под трапезной и колокольней. В 1873 году на средства вдовы дьякона Евдокии Виноградовой в трапезной был устроен придел великомученицы Евдокии, к новому приделу и колокольне пристроены входные лестницы. Никольский храм был закрыт в 1932 году. Небольшая часть церковных ценностей была передана в Коломенский музей и в один из храмов в Коломенском, всё остальное было разграблено или уничтожено. С храма были сняты кресты и глава, сбиты рельефы, разрушена церковная ограда. После перестройки в здании храма разместилась химическая лаборатория Управления геологии. В 1970-х годах Никольский храм частично реставрируется и ставится под охрану государства как памятник архитектуры. В это же время были уничтожены располагавшиеся в храме семейные захоронения Голицыных и Строгановых. В 1992 году Никольский храм был передан Русской Православной Церкви, а его настоятелем стал иерей Михаил Жуков. В этом же году состоялось малое освящение храма и начались активные реставрационные работы. Сразу после открытия в храм вернулись старинные иконы, которые были вынесены из него тайком, перед самым закрытием, последним священником протоиереем Николаем (Чертковым). Образ Божией Матери «Феодоровская» тайно сохранялся дома в семье протоиерея Николая. Две иконы преподобных Зосимы и Савватия Соловецких были отданы на сохранение в церковь Николая Чудотворца в Клённиках. В 1998 году в отреставрированном храме было открыто представительство Православной Церкви Чешских Земель и Словакии в Москве. 28 октября 1998 года состоялось Большое освящение храма Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Присутствовавший на освящении Никольского храма Блаженнейший Митрополит Дорофей от лица Православной церкви Чешских земель и Словакии наградил иерея Михаила (Жукова) орденом равноапостольных Кирилла и Мефодия за заслуги в работах по восстановлению храма.

    Гончарная ул., 29. Храм Успения Богородицы в Гончарах. Подворье Болгарского патриархата. Возведен в 1654 г. Придел святого Тихона Амафунтского пристроен в 1802 г. Передан Болгарской Православной церкви в 1948 г.

    Гончарная ул., 29. Храм Успения Богородицы в Гончарах.


    Верхняя Радищевская ул.

    Памятник А.Н.Радищеву

    Верхняя Радищевская ул., 9а строение 2. Особняк 1896 г.


    Верхняя Радищевская ул., 7 и 9 стр.1

    Верхняя Радищевская ул., 9 стр.1


    Дворик дома 19 по Верхней Радищевской ул.


    Верхняя Радищевская ул., 19


    Верхняя Радищевская ул.


    1-й Котельнический пер., 3 строение 1. Ансамбль городской усадьбы Шапкиных - В.П. Щукина - М.Ф. Михайлова. Главный дом с палатами. Середина-конец XVII в., перестроен в 1860-80-е годы. Гражданский инженер Н.Г.Фалеев.


    1-й Котельнический пер., 3 строение 1


    Храм святителя Николая в Котельниках

    Храм святителя Николая в Котельниках

    Памятный камень на месте родовой усыпальницы Строгановых


    Внутренний двор сталинской высотки на Котельнической набережной

    Вентиляция


    Памятник Дмитрию Донскому (2013 г., скульптор В.М.Клыков)


    Серебряническая наб., 11. Заброшенная типография МВД

    Серебряническая наб., 15. Заброшенное здание бывшего Симоновского суда. Бывшая богадельня. Построена в 1900 г., архитектор Д.В.Шапошников.


    Река Яуза


    На другой стороне Яузы расположена усадьба Усачевых-Найденовых


    ул. Земляной Вал, 57 строение 6. Музей и общественный центр им. Андрея Сахарова.

    Заброшенный роддом им. Клары Цеткин. Ранее – Морозовская богадельня. Здание построено в 1891 г. (архитектор М.И.Никифоров) на бывшей территории фабрики, основанной С.В.Морозовым.

    Шелапутинский пер., 3 строение 1. Заброшенный роддом им. Клары Цеткин


    Река Яуза, Костомаровский мост


    Андроников виадук. Построен в 1865 г. по проекту инженеров Н.М.Колоколова, С.Я.Терёхина и архитектора Б.М.Надежина.


    Андроников виадук


    Андроников виадук


    Река Яуза, Таможенный пешеходный мост


    ул. Золоторожский Вал, 34. Бывшая типография завода "Серп и молот".


    Бывшая типография завода "Серп и молот"




    Обрыв, где находили окаменелости (древние ракушки и т.п.)


    Вид на Таможенный мост от парка усадьбы Строгановых


    Яуза - левый приток Москвы-реки, вторая по величине река Москвы. Длина 48 км (в черте города - 29 км). Площадь бассейна 452 км 2 (в пределах города 272 км 2). Средний расход воды - около 9,4 м 3 /с.

    Берёт начало из болот на территории "Лосиного Острова", образуя уникальный Яузский водоболотный комплекс (восточнее г. Мытищи, у с. Оболдино). Пересекая Ярославское ш., устремляется течением с востока на юго-запад. От шоссе до Ярославской железной дороги протекает по территории завода "Метровагонмаш", после моста протекает по территории города (образуя запруду, разделённую проезжими мостами), в черте посёлков Тайнинское и Перловка, разделяя деревенскую часть города от современной жилой застройки. Перед пересечением Кольцевой дороги принимает р. Сукромку. После входа в Москву Яуза принимает многочисленные притоки: справа — Чермянку, Лихоборку, Каменку, Горячку, Копытовку, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинку, Чечёру, Черногрязку; слева — Ичку, Будайку, Хапиловку, Синичку, Золотой Рожок. В пределах Окружной железной дороги протекает по границам районов Северное Медведково, Лосиноостровский, Южное Медведково, Бабушкинский, Свиблово. Реку здесь пересекает 6 автомобильных мостов (в т.ч. Осташковский, 1-й и 2-й Медведковские), а также большое количество пешеходных (в т.ч. бывший железнодорожный Бескудниковской ветки и автомобильный в районе Лазоревеого пр.). Практически вся долина реки от МКАД до МКМЖД (и далее - вплоть до "Лосиного Острова")является, согласно закону 1991 г., особо охраняемым природным участком с сохранившимися заболоченными старицами. После 2-го Медведковского моста принимает крупный приток - Чермянку. После пересечения Окружной железной дороги течение поворачивает на юго-восток, пересекая ул. Випьгельма Пика, просп. Мира (по 1 и 2 Ростокинским мостам), встречает на своём пути уникальный архитектурный памятник - Ростокинский акведук, затем пересекает пути Ярославского направления МЖД и проходит по границам национального парка "Лосиный Остров". После Богатырского моста протекает на территории бывшего завода "Красный Богатырь", выйдя из границ которого, одевается в сеть набережных проспект. Все эти почти 10 км Яузу пересекают множество архитектурных мостов-путепроводов (в т.ч. Преображенский метромост). Яуза впадает в Москву-реку у Большого Устьинского моста.

    До XVIII в. была известна как часть торгового пути из бассейна Москвы в бассейн Клязьмы с волоком в районе Мытищ. Ключи в верховьях Яузы с начала XIX в. до середины XX в. были основой первого централизованного Мытищинского водопровода. С начала XVIII в. берега Яузы от устья до Сокольников застраивались, русло было перегорожено многочисленными плотинами с мельницами, что сильно загрязняло воду. В конце 1930-х гг. русло Яузы было выправлено и расширено почти вдвое (до 30 м), построены гранитные набережные, перекинуты новые мосты. В 1940 в 3 км от устья, между Разумовской и Золоторожской набережными, сооружён Сыромятнический гидроузел (со шлюзом), плотина которого подняла уровень воды выше гидроузла на 2 м. От устья до гидроузла уровень воды поддерживается Перервинской плотиной на Москве-реке. В относительно естественном состоянии долина Яузы сохранилась только между Сокольниками и Лосиным Островом, где она частично покрыта лесом; в других местах вдоль Яузы встречаются низинные болота и пустыри с рудеральной растительностью. Для обводнения Яузы из Химкинского водохранилища по Лихоборскому каналу (через Головинские пруды) и р. Лихоборку поступает волжская вода.

    По материалам Энциклопедии "Москва". Изд. "Большая Российская Энциклопедия", 1997.


    Схематичный план р. Яузы от МКАД до Богатырского моста. Цифрами показаны номера репортажей.
    Картографический источник - maps.google.com

    Часть 1 . Яуза от МКАД до Широкой ул.
    Часть 2 . Яуза от Широкой ул. до Осташковской ул.
    Часть 3 . Яуза от Осташковской ул. до Енисейской ул.
    Часть 4 . Яуза от Енисейской ул. до Медведковского метромоста.
    Часть 5 . Яуза от Медведковского метромоста до ул. Менжинского.
    Часть 6 . Яуза от ул. Менжинского до Кольской ул.
    Часть 7 . Яуза от Кольской ул. до бывш. ж.-д. моста Бескудниковской ветки.
    Часть 8 . Яуза от бывш. ж.-д. моста Бескудниковской ветки до бывш. автомобильного моста у Лазоревого пр.
    Часть 9 . Яуза от пр. Серебрякова до ул. Вильгельма Пика.
    Часть 10 . Яуза от ул. Вильгельма Пика до просп. Мира.
    Часть 11 . Яуза от просп. Мира до моста Ярославской ж.д.
    Часть 12 . Яуза от моста Ярославской ж.д. до Богатырского моста.

    Первая часть нашего долгого маршрута по Яузе посвящена участку реки от МКАД до Полярной ул.

    На Кольцевой дороге, перед самым мостом, располагается указатель "Яуза". Никакой полезной для автомобилистов информации он не несёт, поэтому будем считать, что установлен в просветительских целях - как-никак, Яуза - вторая по величине река столицы.

    Мост МКАД через Яузу. По обеим сторонам устроены пешеходные дорожки, облюбованные гастролёрами с мытищинской ярмарки.

    Вид с моста (куда тоже можно попасть по лестницам с бетонными ступеньками) на юг, куда нам и предстоит направиться.

    Вид на реку. Отправляемся в путь по правому (западному) берегу Яузы. Внимание сразу привлекает брошенная шина.

    Небольшой заливчик у левого берега.

    Конечно, тоскливые зимние пейзажи намного уступают ярким летним. Однако сейчас нам предоставляется неплохой шанс увидеть реку в её естественном состоянии, подбираясь к самой воде и не боясь утопнуть в прибрежной растительности. Да и мусора почти не видно. Разве что одинокая коробка плывёт по реке.

    Река с завидной периодичностью то разливается, то снова уменьшает свои размеры.

    Вид на север.

    У правого берега - небольшая парковая зона.

    Вот и непосредственно небольшой разлив и снова сужение русла.

    Совсем узкий участок. Возможно, река здесь станет шире, когда берега освободятся от наросших льдов. На другом берегу - засохшая в прошлом году растительность.

    И снова на север от самого берега Яузы.

    Река на данном заповедном участке совсем не радует своими достопримечательностями. Но небольшой ручеёк справа всё же скрашивает картину.

    Берега ещё не подверглись искусственному укреплению.

    Весной, наверное, здесь всё не так. Но тёплый зимний день не мог помешать этой прогулке.

    Перед нами замаячила стайка уток.

    Голуби тоже жалуют своим вниманием эту местность.

    Некоторые прибережные участки покрыты склонившимися к воде деревьями.

    А где-то - совсем не защищённый берег.

    Очередной разлив - наверное, самый большой на этом участке Яузы.

    Давно мы не смотрели на пройденный путь...

    Вид от берегов широкого участка. Река совсем мелководна - хорошо проглядывается песчаное дно.

    И ещё раз на север.

    Пешеходная дорожка.

    Сугробы и обрывистые берега заставляют нас подняться наверх.

    На правом берегу - снегосплавной пункт и многочисленные гаражные кооперативы. Смотреть на всё это даже не хочется.

    Лучше продолжим любоваться зимней Яузой. Перспектива на юг.

    Прямой участок русла.

    Ещё один широкий разлив и ещё одно утиное племя.

    На правом берегу (в комплексе исследуемого памятника природы регионального значения "Долина р. Яузы от МКАД до Широкой ул.") располагается особо охраняемая природная территория г. Москвы - правобережная старица Яузы с фрагментом низкой поймы. Увы, зимой мы можем видеть только камыши да рогоз на месте болотного комплекса.

    Приближаемся к мосту через Широкую ул.

    Этот ручеёк по правому берегу - место впадения в Яузы вод со старицы реки.

    Разлив ручья.

    Спрямление.

    Труба, из которой Яуза получает ещё один источник воды. Этот ручеёк у впадения соединяется со старым руслом.

    Переходим ручей.

    Мост Широкой ул., а также трубный мост.

    Вид на север.

    Поднимемся на мост.

    И ещё чуть на восток.

    Теперь мы уже на правом берегу.

    Под мостом через Яузу. Туда нам только предстоит пройти.

    Небольшой полуостровок. Справа - место впадения в Яузу Ички.

    А вот и сама Ичка.

    Спрямлённое русло реки.

    Ещё восточнее.

    На запад.

    Ичку над поверхностью воды тоже пересекают коммуникации.

    И наконец трубы, из которых вытекает Ичка.