Войти
В помощь школьнику
  • Кто и из-за чего развяжет третью мировую войну
  • Что такое иллюзии каковы их причины
  • Виртуальная выставка – проводник в потоке информации «Читаем книги Альберта Лиханова»
  • Почему водород - это самый распространенный элемент во Вселенной
  • Уральские казаки - все подробности
  • Дистанционное образование — кому это надо
  • Звуковые повторы. Звуки и буквы Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

    Звуковые повторы. Звуки и буквы Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

    Повторение

    Что изображено на картинке? (Буква "А")
    Какой звук она обозначает?
    Что такое буква? (Значок для обозначения звука)
    Чем отличается звук от буквы?
    Что вы знаете о букве "А"?
    обозначает гласный звук
    может стоять в начале, середине, конце слова
    может быть отдельным словом

    Сейчас мы познакомимся еще с одной буквой.

    Как поет кукушка? (Ку-ку)
    - Какой гласный звук мы слышим? [у]
    - Как кричат, когда заблудились в лесу? (Ау!)
    - Вы догадались, с какой буквой мы познакомимся сегодня?

    Задание

    Задание

    Печатание буквы "У".

    Упражнение в узнавании звука [у] в словах.

    В каком слове есть звук [у]?

    Я буду называть слова. Если в слове слышится звук [у] - хлопайте в ладоши (вставайте), если в слове нет звука [у] - не хлопайте (сидите на месте). Скажите, где находится звук: (в начале, середине или конце слова).

    Ученик; идут;идет, ручка, доска, ключ, кино, учебник, школьник, девочка, урок, пою, пишу.

    Упражнение в самостоятельном подборе слов со звуком [у]
    - в начале слова (учебник, улица, ужин, ухо, утюг);
    - в середине (муха, музыка, пушка...);
    - в конце (пишу, читаю, лечу...).

    Упражнение в сливании звуков

    Я буду называть согласный, а вы причитывайте к нему звук [у] по схеме
    Б - БУ
    Д - ДУ
    т - ТУ
    к - КУ
    л - ЛУ
    м - МУ

    Послушайте маленький рассказ:

    "У Маши кукла. Ее назвали Мариной. Это подарок Маше на день рождения"

    О ком этот рассказ?
    - Что говорится о Маше?
    - Сколько здесь предложений?
    - Назовите первое предложение.
    - Сколько в этом предложении слов?
    - Какое короткое слово вы слышите в начале предложения? (У)

    Звук [у], как и звук [а], может образовывать целое слово.

    Задание

    Прочитай предложение по схеме

    Задание

    Составьте предложения с маленьким словом "У". Запишите их схемы.

    Задание

    Быстро просмотри весь текст, подчеркни все буквы "У" и "А". Не пропусти!

    Мишка лапу занозил -
    Наступил на шишку.
    Обозлился, погрозил:
    "Ты узнаешь Мишку!"
    Шишку в сучья закопал,
    Поплясал на сучьях,
    Поскользнулся и упал
    У норы барсучьей.
    Вышел заспанный барсук,
    Заворчал на мишку.
    Мишка струсил, влез на сук,
    Притаился мышкой.
    З. Александрова

    Если понравилось стихотворение - выучи наизусть. Расскажи друзьям, родственникам или знакомым.

    Закрепление умений различать звуки

    Игра "Твердый - мягкий"

    Поделить группу детей на две команды: команда ТОМА дружит с твердыми согласными, команда ТИМА дружит с мягкими согласными. Если слово начинается с твердого согласного - встают друзья Тома, если слово начинается с мягкого согласного - встают друзья Тима.
    сестры; буря; беда; вилка; кошка; ветер; шляпа; сапоги; бусинка; зеркало; природа; курица; мешок.

    Упражнение в составлении звуковых схем слов .

    Выложите при помощи карточек звуковые схемы слов:

    Игра "Попробуй поспорить" (структурный анализ слова)
    Я утверждаю, что в слове "ДОЧЬ" 4 звука. Прав ли я? (Нет, в этом слове 3 звука)
    В слове "СТОЛ" последний звук [т]? Прав ли я? (Звук [т] - второй)
    В слове "ЛОСЬ" есть мягкий согласный. Какой? (Да [с’])
    В слове "ТЕНЬ" есть один мягкий согласный [т’]. (Два мягких звука: [т’] и [н’])
    В слове "ПОЖАР" третий звук [ж]? (Да)
    В слове "ШКОЛА" 3 гласных звука. (Нет, два гласных: [о] и [а]) И др. задания.

    Русский язык славится по всему миру своей красотой и богатством. Известность он заслужил благодаря огромному количеству входящих в активный запас.

    В этой статье мы ответим на вопрос: «Что такое звукопись?». Этот часто встречается в поэтических произведениях русских авторов.

    Звукопись — фонетическое речевое средство, придающее произведению особую художественную выразительность. В его основе лежит повторение различных фонетических сочетаний. Это прием усиления изобразительных свойств текста. Он помогает сделать текст более экспрессивным, создать слуховые образы. Например, может передать шум дождя, топот копыт, раскаты грома.

    Суть звукописи сводится к повторению определенных звуков или слогов с целью достижения необходимого изобразительного эффекта. Существует всего четыре разновидности этого приема:

    1. Автор использует комбинации из одних и тех же звуков в разных словах для достижения речевой образности. Рассмотрим понятный пример: «В глуши шуршали камыши». Виден многократный повтор звука «ш».
    2. Применяется повтор букв, схожих по своему фонетическому звучанию. К примеру: «На цыпочках скачет чиж». Комбинирование звуков «ц», «ч» и «ж».
    3. В основе приема лежит использование звуков, создающих контраст своим звучанием (таких как «д» и «л»). Познакомимся с примером: «Майский дивный день лета лучший дар».
    4. Прибегают к нескольким видам звуковой организации, дополняя интонационными особенностями.

    Мы узнали, что такое звукопись. И теперь перейдем к знакомству с ее приемами.

    Аллитерация и консонанс

    Аллитерация — прием речевой выразительности, в основе которого лежит повтор С ним мы сталкиваем и в русской, и в зарубежной поэзии. Удачное использование аллитерации показывает, насколько сильно развито у автора чувство художественного такта.

    Для того чтобы удачно использовать этот прием, необходимо быть обладателем чувства меры. Надо точно чувствовать, сколько повторяющихся звуков можно вписать, не перегружая текст.

    Аллитерация применяется поэтами для создания определенных ассоциаций. Например, повтор звука «р» может передать звучание мотора, а «гр» - звучание грома.

    В русском языке аллитерация существует рука об руку с консонансом (повтором согласного, которым заканчивается слово).

    Звукопись: примеры аллитерации

    Многие русские поэты знамениты своим умением удачно использовать прием аллитерации. Самые известные из них: А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Г. Р. Державин, В. В. Маяковский, Ф. И. Тютчев.

    Рассмотрим несколько примеров из их работ, чтобы понимать, как выглядит звукопись в стихах талантливых и признанных поэтов:

    1. «Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир», — строчка из стихотворения В. В. Маяковского «Нате». Мы видим повторение звуков «ч», «с».
    2. В «Медном всаднике» А. С. Пушкина нам также встречается выразительный и удачный пример многократного использования глухого звука: «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой». Автор применяет фонетический повтор «ш», который вызывает в воображении образ шипящего шампанского.
    3. Произведение Г. Р. Державина «Водопад» представляет нам повтор звуков «гр», которые воспроизводят звучание грома: «Грохочет эхо по горам, как гром гремящий по громам».

    Ассонанс

    Ассонанс — повторение гласного, стоящего под ударением, или их сочетания в пределах одного стиха или фразы. Этот прием используют с целью сделать произведение более легким для восприятия на слух. А его звучание - более мелодичным.

    Ассонанс встречается гораздо реже аллитерации. Его не так просто заметить в тексте, но, если быть внимательным, это возможно.

    Ассонанс используется поэтами уже не один век. Например, он встречается во французском и старинных фольклорных песнях.

    Примеры ассонанса

    Как и аллитерация, ассонанс встречается в произведениях многих русских поэтов. По этой причине их стихи отличаются особенным благозвучием и выразительностью. Рассмотрим примеры того, как выглядит звукопись в литературе:

    1. В стихотворении А. Блока «Фабрика» встречается повтор ударного гласного «о»: «Скрипят задумчивые болты, подходят люди к воротам».
    2. В романтической поэме А. С. Пушкина можно найти развернутый пример использования ассонанса: «Его молоденькая дочь пошла гулять в пустынном поле». Повторяется ударный звук «о» в каждой самостоятельной части речи.
    3. Произведение Б. Л. Пастернака «Зимняя ночь» также показывает удачный пример применения ассонанса: «Мело, мело по всей земле во все пределы». Четко видно повторение ударного звука «э» в каждом самостоятельном слове, из-за этого приема строка кажется более певучей.

    Диссонанс и липограмма

    Диссонанс и липограмма — приемы звукописи, которые редко встречаются в современной русской литературе.

    Липограммой называется художественный прием, суть которого заключается в том, что поэт сознательно избегает употребления какого-либо звука. В золотой век литературы применение этого средства считалось показателем высокого уровня мастерства поэта.

    Среди русских писателей самым известных приверженцем липограммы является Г. Р. Державин. Рассмотрим звукопись, примеры использования которой можно найти в его стихотворении «Свобода»:

    Теплой осени дыханье,

    Помавание дубов,

    Тихое листов шептанье,

    Стих состоит из четырех строф по шесть строк в каждой. Ни в одной из них вы не найдете слова, содержащего букву «р».

    Прием встречается в произведениях поэтов-экспериментаторов серебряного века. Например, у В. В. Маяковского, И. Северянина.

    Рассмотрим пример из стихотворения В. В. Маяковского «Рабочим Курска, добывшим первую руду…».

    Сквозь огонь прошли,

    сквозь пушечные дула.

    Вместо гор восторга -

    горе дола.

    Анафора и эпифора

    Звукопись в литературе включает множество приемов. Они могут быть как общепринятыми, так и авторскими. Рассмотрим еще несколько приемов.

    Звуковая анафора и эпифора — это повтор одного звука или созвучий в начале или на конце слова соответственно. Прием широко используется в поэтических работах.

    Познакомимся с примерами, встречающимися у известных русских поэтов:

    1. В стихотворении К. Бальмонта можно найти эпифору: «Шумели, сверкали и к дали влекли, и гнали печали, и пели вдали». На конце каждого глагола мы видим сочетание звуков «ли», что придает строкам особую мелодичность и певучесть.
    2. Пример анафоры с использованием повторения двух звуков «д» и «м» встречается в произведении М. Цветаевой «Тебе - через сто лет»: «Друг! Не ищи меня! Другая мода! Меня не помнят даже старики». Повтор фонетических сочетаний в данном случае помогает выделить автору наиболее значимые для него слова.

    Каламбурные рифмы

    Средства речевой выразительности прославили русский язык. Звукопись - один из приемов, которые делают нашу литературу необычайно певучей и выразительной.

    Каламбурные рифмы — художественное средство, в основе которого лежит игра слов и звукового сходства. Поэт рифмует строчки за счет или омонимии.

    Часто этот прием используется для достижения комичности. Встречается в работах В.В. Маяковского, А. С. Пушкина, Эмиля Кроткого, Д. Минаева. Рассмотрим несколько примеров:

    1. В «Частушках» В. В. Маяковского легко можно найти каламбурную рифму:

    В октябре с небес не пух —

    снег с небес валится.

    Что-то наш Деникин вспух,

    стал он криволицый.

    2. Не совсем юмористическое применение каламбурной рифмы можно увидеть в ироничном творении известной поэтессы М. Цветаевой «Мука и мука»:

    Все перемелется? Будет мукой?

    Нет, лучше мукой!

    Итог

    Из этой статьи вы узнали, что такое звукопись. Рассмотрели ее самые распространенные приемы и примеры использования в русской поэзии, убедились в том, что необычайную красоту и выразительность поэтическим произведениям придает мастерское использование речевых средства выразительности.

    Теперь вы без труда сможете определить, какой звуковой прием использовал поэт, и оцените его талант по заслугам.

    Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах - это не всегда одно и тоже.

    Буквы - это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки - слоги - слова.

    Список всех букв - это просто алфавит

    Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

    Алфавит русского языка:

    Всего в русском алфавите используется:

    • 21 буква для обозначения согласных;
    • 10 букв - гласных;
    • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

    Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» - буквы "Т" и "С" сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква "Ю" в данном случае произносится как [йу].

    Что такое фонетический разбор?

    Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

    Фонетическая транскрипция

    Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

    • чёрный -> [ч"о́рный"]
    • яблоко -> [йа́блака]
    • якорь -> [йа́кар"]
    • ёлка -> [йо́лка]
    • солнце -> [со́нцэ]

    В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

    • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – ;
    • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] - апострофом;
    • ударный [´] - ударением;
    • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] - гравис (в школьной программе не практикуется);
    • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
    • для удвоенных согласных применяется [:] - знак долготы произнесения звука.

    Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

    Как сделать фонетический разбор слова?

    Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

    • Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
    • Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
    • Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
    • Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
    • В транскрипции разберите слово по звукам.
    • Напишите буквы из фразы в столбик.
    • Напротив каждой буквы квадратных скобках укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
    • Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
      • для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
      • в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
    • В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.

    Данная схема практикуется в школьной программе.

    Пример фонетического разбора слова

    Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.

    Звуковая характеристика букв:

    я [й] - согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] - гласн., безударныйв [в] - согл., парный твердый, парный зв.л [л’] - согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] - гласн., ударныйн [н’] - согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] - гласн., безударный [й] - согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] - гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

    Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

    Фонетика и звуки в русском языке

    Какие бывают звуки?

    Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым - мягким, звонким - глухим, шипящим, сонорным.

    Сколько в русской живой речи звуков?

    Правильный ответ 42.

    Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

    Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

    • [б] - бодрый и [б’] - белка;
    • или [д]-[д’]: домашний - делать.

    А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

    Гласные звуки в словах русского языка

    Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

    Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

    Сколько гласных звуков в русской фонетике?

    В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

    Фонетика: характеристика ударных гласных

    Главная фонематическая особенность русской речи - четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

    • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
    • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

    В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: ку ку ру за, дощечку , у чу сь, у лов, - во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’у ´сл’и], ключ [кл’у ´ч’] и тд.

    Разбор по звукам ударных гласных

    Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [ко´ т’ик], колокольчик [калако´ л’ч’ык], молоко [малако´ ], восемь [во´ с’им’], поисковая [паиско´ вайа], говор [го´ вар], осень [о´ с’ин’].

    Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака"о ], патио [па"тио ], радио [ра"дио ], боа [бо а"] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой«ё» – [о]: тёрн [т’о´ рн], костёр [кас’т’о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

    Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

    Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за"мок - замо"к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

    • Я дома [йа до "ма].
    • Новые дома [но"выэ да ма"].

    В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

    • горы - гора = [го "ры] - [га ра"];
    • он - онлайн = [о "н] - [а нла"йн]
    • свиде те льница = [св’ид’э "т’и л’н’ица].

    Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

    Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

    • в первую очередь относительно ударного слога;
    • в абсолютном начале или конце слова;
    • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
    • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

    Так, различается 1-ая степень редукции . Ей подвергаются:

    • гласные в первом предударном слоге;
    • неприкрытый слог в самом начале;
    • повторяющиеся гласные.

    Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

    (неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

    • впе-ре -ди [фп’ир’и д’и´];
    • е -сте-стве-нно [йи с’т’э´с’т’в’ин:а];

    Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

    • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
    • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
    • ласточка [ла´-ста -ч’ка ];
    • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

    Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., - это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

    • чашечка;
    • богиня;
    • с песнями;
    • перемена.

    Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

    Фонетически буквы Е - [йэ], Ё - [йо], Ю - [йу], Я - [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

    При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

    Ё - [йо], Ю - [йу], Е - [йэ], Я - [йа] в случаях, когда находятся:

    • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
      • - ёжиться [йо´ жыц:а], ёлочный [йо´ лач’ный], ёжик [йо´ жык], ёмкость [йо´ мкаст’];
      • - ювелир [йув ’ил’и´р], юла [йу ла´], юбка [йу´ пка], Юпитер [йу п’и´т’ир], юркость [йу ´ркас’т’];
    • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
      • - ель [йэ´ л’], езжу [йэ´ ж:у], егерь [йэ´ г’ир’], евнух [йэ´ внух];
      • - яхта [йа´ хта], якорь [йа´ кар’], яки [йа´ ки], яблоко [йа´ блака];
      • (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
    • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
      • - приё мник [пр’ийо´мн’ик], поё т [пайо´т], клюё т [кл’уйо ´т];
      • -аю рведа [айу р’в’э´да], пою т [пайу ´т], тают [та´йу т], каюта [кайу ´та],
    • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» - всегда, а«Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: - объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [адйу "та´нт]
    • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» - всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: - интервью [интырв’йу´ ], деревья [д’ир’э´в’йа ], друзья [друз’йа´ ], братья [бра´т’йа ], обезьяна [аб’из’йа´ на], вьюга [в’йу´ га], семья [с’эм’йа´ ]

    Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

    Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

    • в самом начале слова:
      • - единение [йи д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
      • - январский [йи нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
      • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [йэ врап’ио´иднайа], Евгений [йэ] вге´ний, европеец [йэ врап’э´йиц], епархия [йэ] па´рхия и тп).
    • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
      • своевременно [свайи вр’э´м’ина], поезда [пайи зда´], поедим [пайи д’и´м], наезжать [найи ж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´йи ц], учащиеся [уч’а´щ’ийи с’а], предложениями [пр’идлажэ´н’ийи м’и], суета [суйи та´],
      • лаять [ла´йи т’], маятник [ма´йи тн’ик], заяц [за´йи ц], пояс [по´йи с], заявить [зайи в’и´т’], проявлю [прайи в’л’у´]
    • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: - пьянит [п’йи н’и´т], изъявить [изйи в’и´т’], объявление [абйи вл’э´н’ийэ], съедобный [сйи до´бный].

    Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

    Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [йа ´рмарка], но яйцо [йи йцо´].

    Важно:

    Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука - [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: - соловьи [салав’йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’йи’ х" но´шках], кроличьи [кро´л’ич’йи ], нет семьи [с’им’йи´ ], судьи [су´д’йи ], ничьи [н’ич’йи´ ], ручьи [руч’йи´ ], лисьи [ли´с’йи ]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павильо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтальо н, шампиньо н, шиньо н, компаньо н, медальо н, батальо н, гильо тина, карманьо ла, миньо н и прочие.

    Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук

    По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

    • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
      • ё - [о],
      • е - [э],
      • ю - [у].
      Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [жо´ лтый], шёлк [шо´ лк], целый [цэ´ лый], рецепт [р’ицэ´ пт], жемчуг [жэ´ мч’ук], шесть [шэ´ ст’], шершень [шэ´ ршэн’], парашют [парашу´ т];
    • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’] . Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
      • ё – [о]: путёвка [пут’о´ фка], лёгкий [л’о´ хк’ий], опёнок [ап’о´ нак], актёр [акт’о´ р], ребёнок [р’иб’о´ нак];
      • е – [э]: тюлень [т’ул’э´ н’], зеркало [з’э´ ркала], умнее [умн’э´ йэ], конвейер [канв’э´ йир];
      • я – [а]: котята [кат’а´ та], мягко [м’а´ хка], клятва [кл’а´ тва], взял [вз’а´ л], тюфяк [т’у ф’а´ к], лебяжий [л’иб’а´ жый];
      • ю – [у]: клюв [кл’у´ ф], людям [л’у´ д’ам ], шлюз [шл’у´ с], тюль [т’у´ л’], костюм [кас’т’у´ м].
      • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [атэ´ л’], бретелька [бр’итэ´ л’ка], тест [тэ´ ст], теннис [тэ´ н:ис], кафе [кафэ´ ], пюре [п’урэ´ ], амбре [амбрэ´ ], дельта [дэ´ л’та], тендер [тэ´ ндэр], шедевр [шэдэ´ вр], планшет [планшэ´ т].
    • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: - зе рно [з’и рно´], зе мля [з’и мл’а´], ве сёлый [в’и с’о´лый], зве нит [з’в’и н’и´т], ле сной [л’и сно´й], ме телица [м’и т’е´л’ица], пе ро [п’и ро´], прине сла [пр’ин’и сла´], вя зать [в’и за´т’], ля гать [л’и га´т’], пя тёрка [п’и т’о´рка]

    Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

    Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

    Сколько согласных звуков в русской речи?

    В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно - 36.

    Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

    В нашем языке согласные бывают:

    • твердые - мягкие и образуют соответствующие пары:
      • [б] - [б’]: б анан - б елка,
      • [в] - [в’]: в ысота - в ьюн,
      • [г] - [г’]: г ород - г ерцог,
      • [д] - [д’]: д ача - д ельфин,
      • [з] - [з’]: з вон - з ефир,
      • [к] - [к’]: к онфета - к енгуру,
      • [л] - [л’]: л одка - л юкс,
      • [м] - [м’]: м агия - м ечты,
      • [н] - [н’]: н овый - н ектар,
      • [п] - [п’]: п альма- п ёсик,
      • [р] - [р’]: р омашка - р яд,
      • [с] - [с’]: с увенир - с юрприз,
      • [т] - [т’]: т учка - т юльпан,
      • [ф] - [ф’]: ф лаг - ф евраль,
      • [х] - [х’]: х орек - х ищник.
    • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
      • звуки [ж], [ц], [ш] - всегда твердые (ж изнь, ц икл, мыш ь);
      • [ч’], [щ’] и [й’] - всегда мягкие (доч ка, чащ е, твоей ).
    • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.

    Согласный может быть звонким - глухим , а так же сонорным и шумным.

    Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

    • Сонорные (л, м, н, р, й) - самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: л ев, р ай , н ол ь.
    • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум - значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): з ав од , б люд о, ж из нь.
    • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: ст опк а, ф ишк а, к ост юм, ц ирк, заш ить.

    Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) - щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

    Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук - звонкий согласный, если же слышится шум, - то глухой.

    Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» - в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» - аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

    Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

    Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

    Позиционное оглушение/озвончение

    В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

    • в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ш ], снег [с’н’э´к ], огород [агаро´т ], клуб [клу´п ];
    • перед глухими согласными: незабудк а [н’изабу´т ка], обх ватить [апх ват’и´т’], вт орник [фт о´рн’ик], трубк а [трупк а].
    • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] - [в’], [л] - [л’], [м] - [м’], [н] - [н’], [р] - [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

    В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] - [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

    При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

    По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бесш умный [б’иш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция - процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

    Мягкие согласные в русском языке

    В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

    • Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
    • мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
    • [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
    • всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэн’з ’ийа], рецензия [р’ицеэн’з ’ийа], пенсия [пэн’с’ ийа], ве[н’з’] ель, лице́[н’з’] ия, ка[н’д’] идат, ба[н’д’] ит, и[н’д’] ивид, бло[н’д’] ин, стипе[н’д’] ия, ба[н’т’] ик, ви[н’т’] ик, зо[н’т’] ик, ве[н’т’] илъ, а[н’т’] ичный, ко[н’т’] екст, ремо[н’т’] ировать;
    • буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стаканч ик [стака′н’ч’ик], сменщ ик [см’э′н’щ’ик], понч ик [по′н’ч’ик], каменщ ик [кам’э′н’щ’ик], бульварщ ина [бул’ва′р’щ’ина], борщ [бо′р’щ’];
    • часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: ст енка [с’т’э′нка], жизнь [жыз’н’], зд есь [з’д’эс’];
    • чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;

    Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.

    Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

    Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

    • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: приезж ий [пр’ийэ´жж ий], восш ествие [вашш э´ств’ийэ], изж елта [и´жж элта], сж алиться [жж а´л’иц:а].

    Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

    • Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж» , произносятся как двойной твердый согласный [ж:] , а «сш» – «зш» - как [ш:] : сжали, сшить, без шины, влезший.
    • Сочетания «зж» , «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:] : езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
    • Сочетания «сч» , «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:] : счет [щ’: о´т], переписчик, заказчик.
    • На стыке предлога со следующим словом на месте «сч» , «зч» транскрибируется как [щ’ч’] : без числа [б’эщ’ ч’ исла´], с чем-то [щ’ч’ э′мта].
    • При звуко буквенном разборе сочетания «тч» , «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:] : лётчик [л’о´ч’: ик], молодч ик [мало´ч’: ик], отч ёт [ач’: о´т].

    Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

    • сч → [щ’:] : счастье [щ’: а´с’т’йэ], песчаник [п’ищ’: а´н’ик], разносчик [разно´щ’: ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
    • зч → [щ’:] : резчик [р’э´щ’: ик], грузчик [гру´щ’: ик], рассказчик [раска´щ’: ик];
    • жч → [щ’:] : перебежчик [п’ир’ибе´ щ’: ик], мужчина [мущ’: и´на];
    • шч → [щ’:] : веснушчатый [в’исну′щ’: итый];
    • стч → [щ’:] : жёстче [жо´щ’: э], хлёстче, оснастчик;
    • здч → [щ’:] : объездчик [абйэ´щ’: ик], бороздчатый [баро´щ’: итый];
    • сщ → [щ’:] : расщепить [ращ’: ип’и′т’], расщедрился [ращ’: э′др’илс’а];
    • тщ → [ч’щ’] : отщепить [ач’щ’ ип’и′т’], отщёлкивать [ач’щ’ о´лк’иват’], тщетно [ч’щ’ этна], тщательно [ч’щ’ ат’эл’на];
    • тч → [ч’:] : отчет [ач’: о′т], отчизна [ач’: и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ч’: и′тый];
    • дч → [ч’:] : подчёркивать [пач’: о′рк’иват’], падчерица [пач’: ир’ица];
    • сж → [ж:] : сжать [ж: а´т’];
    • зж → [ж:] : изжить [иж: ы´т’], розжиг [ро´ж: ык], уезжать [уйиж: а´т’];
    • сш → [ш:] : принёсший [пр’ин’о′ш: ый], расшитый [раш: ы´тый];
    • зш → [ш:] : низший [н’иш: ы′й]
    • чт → [шт] , в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт] : чтобы [шт о′бы], не за что [н’э′ зашт а], что-нибудь [шт о н’ибут’], кое-что;
    • чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’ич’т а´т’ил’], почта [по´ч’т а], предпочтение [пр’итпач’т ’э´н’ийэ] и тп;
    • чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´шн а′], скучно [ску´шн а′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
    • чн → [ч’н] - буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´зач’н ый], дачный [да´ч’н ый], земляничный [з’им’л’ин’и´ч’н ый], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
    • !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.

    Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

    Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

    В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

    • «Т» - в сочетаниях:
      • стн → [сн] : местн ый [м’э´сн ый], тростник [трас’н ’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов лестн ица, честн ый, известн ый, радостн ый, грустн ый, участн ик, вестн ик, ненастн ый, яростн ый и прочих;
      • стл → [сл] : счастл ивый [щ’:асл ’и´вый"], счастл ивчик, совестл ивый, хвастл ивый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
      • нтск → [нск] : гигантск ий [г’ига´нск ’ий], агентск ий, президентск ий;
      • стьс → [с:] : шестьс от [шэс: о´т], взъестьс я [взйэ´с: а], клястьс я [кл’а´с: а];
      • стс → [с:] : туристс кий [тур’и´с: к’ий], максималистс кий [макс’имал’и´с: к’ий], расистс кий [рас’и´с: к’ий], бестс еллер, пропагандистс кий, экспрессионистс кий, индуистс кий, карьеристс кий;
      • нтг → [нг] : рентг ен [р’энг ’э´н];
      • «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыбаться [улыба´ц: а], мыться [мы´ц: а], смотрится , сгодится , поклониться , бриться , годится ;
      • тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: детс кий [д’э´ц к’ий], братс кий [бра´ц кий];
      • тс → [ц:] / [цс] : спортс мен [спарц: м’э´н], отс ылать [ацс ыла´т’];
      • тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: братц а [бра´ц: а], отц епить [ац: ып’и´т’], к отц у [к ац: у´];
    • «Д» - при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
      • здн → [зн] : поздн ий [по´з’н’ ий], звёздн ый [з’в’о´зн ый], праздн ик [пра′з’н ’ик], безвозмездн ый [б’извазм’э′зн ый];
      • ндш → [нш] : мундш тук [мунш ту´к], ландш афт [ланш а´фт];
      • ндск → [нск] : голландск ий [гала´нск ’ий], таиландск ий [таила´нск ’ий], нормандск ий [нарма´нск ’ий];
      • здц → [сц] : под уздц ы [пад усц ы´];
      • ндц → [нц] : голландц ы [гала´нц ы];
      • рдц → [рц] : сердц е [с’э´рц э], сердц евина [с’ирц ыв’и´на];
      • рдч → [рч"] : сердч ишко [с’эрч ’и´шка];
      • дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: подц епить [пац: ып’и´т’], двадц ать [два´ц: ыт’];
      • дс → [ц] : заводс кой [завац ко´й], родс тво [рац тво´], средс тво [ср’э´ц тва], Кисловодс к [к’иславо´ц к];
    • «Л» - в сочетаниях:
      • лнц → [нц] : солнц е [со´нц э], солнц естояние;
    • «В» - в сочетаниях:
      • вств → [ств] буквенный разбор слов: здравств уйте [здра´ств уйт’э], чувств о [ч’у´ств а], чувств енность [ч’у´ств ’инас’т’], баловств о [баластв о´], девств енный [д’э´ств ’ин:ый].

    Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

    • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
    • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

    Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

    Использованная литература:

    • Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
    • Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
    • Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
    • Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
    • Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999

    Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

    Поговорим о звуках и буквах. Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим и пишем. Эти два понятия неразрывно связаны, поэтому их часто смешивают.

    Звуки составляют оболочку звучащего и произносимого слова. Они нужны для различения слов: крот - рот, кот - ток, бой - вой, галка - галька.

    Виды звуков
    Гласных звуков - 6:
    - ударные,
    - безударные.

    Согласных звуков - 37:
    - звонкие,
    - глухие,
    - твердые,
    - мягкие.

    – прямые скобки служат для обозначения звука и его пары.

    Чтобы ученики отлично знали буквы, мои коллеги, учителя начальных классов Золотарёва М.М. и Кубышкина Е.Л., придумали замечательную страну. В ней есть домики парных и непарных согласных, дорожка сонорных согласных, замок йотированных гласных букв.

    Буквы - это письменные знаки. Письменными знаками являются цифры, пробелы между словами, кавычки, точка, запятые, многоточие, двоеточие, скобки. Полный последовательный перечень букв называется алфавитом.

    Русский алфавит: 33 буквы

    10 гласных букв: а, о, э, у, ы, и, е, ё, ю, я.

    21 согласная буква: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

    Две буквы не имеют звукового значения: ъ, ь.

    Буквы заключаются в кавычки « », когда мы указываем их в фонетическом разборе.

    Каждая буква имеет две разновидности - прописную и строчную. ПрописнАя буква пишется как заглавная, большая. СтрочнАя - маленькая буква. Они различаются в печатном и рукописном виде.

    Аа Бб Вв Гг Дд
    а бэ вэ гэ дэ
    Ее Ёё Жж Зз Ии
    е ё жэ зэ и
    Йй Кк Лл Мм Нн

    и краткое

    ка эль эм эн
    Оо Пп Рр Сс Тт
    о пэ эр эс тэ
    Уу Фф Хх Цц Чч
    у эф ха цэ че
    Шш Щщ Ъъ Ыы Ьь
    ша ща твёрдый знак ы мягкий знак
    Ээ Юю Яя
    э оборотное ю я

    При необходимости можно обратиться к терминам.

    Фонетика [от греческого “phonetikos” – касающийся звуков] – раздел лингвистики, который изучает звуковой строй языка.

    Фонема [от греческого “phonema” – звук] – единица звукового строя языка, служащая для построения и различения слов (мел – мель, власть-сласть).

    Графика [от греческого “graphikos” – нарисованный] - раздел лингвистики, который изучает начертания письменных или печатных знаков, букв.

    Транскрипция (транскрибировать) [от латинского “transcription” - переписывание] – передача звуков какого-либо языка условными знаками, буквами, отличающимися от принятой системы письма на этом языке.

    К звуковым средствам художественной изобразительности относят аллитерацию, ассонанс, звуковые повторы.

    Аллитерация - усиление изобразительности текста через повторы согласных звуков.

    ШиПеНье ПеНистых БокаЛов

    И ПуНШа ПЛамеНь гоЛуБой.

    А.С. Пушкин

    Ассонанс - усиление изобразительности через повторение гласных звуков.

    Скучна мне Оттепель: вОнь, грязь - веснОй я бОлен;

    КрОвь брОдит; чувства, ум тоскОю стеснены.

    СурОвою зимОй я бОлее довОлен.

    А.С. Пушкин

    Звуковые повторы - усиление изобразительности через повторение сочетаний звуков.

    В зАре гОРит ГРядущих ГРоз баГРянец.

    Игра "Измени один звук"

    Ведущий предлагает:

    Я назову слово, а вы измените в нем только один звук, чтобы получилось новое слово.

    Например: розы - козы

    Сыр - (сын, сор, сыпь)

    угол – (уголь)

    стол - (стул, стоп, стон, сток)

    бочка - (кочка, точка, почка, дочка)

    день - (динь, тень, пень, лень)

    ночь - (дочь, нож)

    ТИР - (ПИР, МИР)

    пил - (пир, бил)

    жар - (шар, пар)

    палка - (полка)

    игла - (игра)

    ЗАНЯТИЕ 9 1.Звук [у] и буква "У"

    ПОВТОРЕНИЕ Что изображено на карточках? (Буква "А")

    Какой звук она обозначает?

    Что такое буква? (Значок для обозначения звука)

    Чем отличается звук от буквы?

    Что вы знаете о букве "А"?

    обозначает гласный звук

    может стоять в начале, середине, конце слова

    может быть отдельным словом

    Сейчас мы познакомимся еще с одной буквой.

    Как поет кукушка? (Ку-ку)

    Составьте звуковую модель ее пения при помощи карточек-звуков.

    - о - -о (син, кр, - син, кр)

    Какой гласный звук мы слышим? [у]

    Какой согласный повторяется? [к]

    В пении какой птицы тоже встречается звук [у] (Петух кричит: "Кукареку!")

    Как кричат, когда заблудились в лесу? (Ау!)

    Давайте попробуем записать это буквами-значками:

    А... Какой же следующий звук? Вы уже догадались с какой буквой сейчас познакомитесь? (с буквой "У")

    Задание № 1 Напишите в тетради такой значок. Печатание буквы "У".

    Упражнение № 1 в узнавании звука [у] в словах.

    Я буду называть слова. Если в слове слы­шится звук [у] - хлопайте в ладоши (вставайте), если в слове нет звука [у] - не хлопайте (сидите на месте). Скажите, где находится звук: (в начале, середине или конце слова).

    Ученик; идут;идет, ручка, доска, ключ, кино, учебник, школьник, девочка, урок, пою, пишу.

    Упражнение № 2 в самостоятельном подборе слов со звуком [у]

    В начале слова (учебник, улица, ужин, ухо, утюг);

    В середине (муха, музыка, пушка...);

    В конце (пишу, читаю, лечу...).

    Упражнение № 3 в сливании звуков

    Я буду называть согласн ый, а вы причитывайте к нему звук [у] по схеме

    Послушайте маленький рассказ: "У Маши кукла. Ее назвали Мариной. Это подарок Маше на день рождения"

    О ком этот рассказ?

    Что говорится о Маше?

    Сколько здесь предложений?

    Назовите первое предложение.

    Сколько в этом предложении слов?

    Какое короткое слово вы слышите в начале предло­жения? (У)

    Звук [у], как и звук [а], может образовывать целое слово.

    Задание №2 Составьте предложения по картинкам с малень­ким словом "У".

    Запишите их схемы.

    Задание №3 (на внимание)

    Быстро просмотри весь текст, подчеркни все буквы "У" и "А". Не пропусти!

    Мишка лапу занозил -

    Наступил на шишку.

    Обозлился, погрозил:

    "Ты узнаешь Мишку!"

    Шишку в сучья закопал,

    Поплясал на сучьях, Щ

    Поскользнулся и упал

    У норы барсучьей.

    Вышел заспанный барсук,

    Заворчал на мишку.

    Мишка струсил, влез на сук,

    Притаился мышкой. Щ З.Александрова

    Если понравилось стихотворение - выучи наизусть. Расскажи друзьям, родственникам или знакомым.