Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звук и буква ы. Урок обучения грамоте "знакомство с буквой ы" Знакомство с буквой ы
Разделы: Начальная школа
"Пых - пых - пых". Кто это там пыхтит?
На самом тёмном чердаке живёт косматый Пых.
На чердаке, на сквозняке, среди забытых книг.
Он летней ночью в тишине картинки смотрит при луне.
Глазёнки у него горят, как угольки в кострах,
На воробьёв и на мышат он нагоняет страх.
Он прибыл к нам из дальних мест,
Он дождик пьёт и ветер ест.
Он не боится высоты, не птица он, не зверь: (показ рисунка)
Пых познакомит вас с новой буквой и звуком, который он обозначает. Кроме того, у него для вас много интересных заданий.
Вот первое: (на листке картинки - бабочка, кузнечик, стрекоза, рыбка). Ответьте, кто лишний? Почему? (работа в парах: обсудите и объясните)
Дети: Рыбка,т.к. она живёт в воде, а остальные - насекомые.
Работа в учебнике на с.54.Звукобуквенный анализ слова РЫБА. Составляем схему.
Назовите второй звук. [ы]
Обозначаем буквой Ы.
Какая буква? Гласная
После какого согласного стоит? Твёрдого
А на что она похожа?
Вот топор, полено рядом-
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы,
Все мы знать её должны. (показ картинки)
Пых любит эту букву. Пых - пых - пых. Он знает много слов с этой буквой. А какие слова вы знаете? Сразу говорите, где находится этот звук. (дым, сыр, усы, :)
А где же слова со звуком Ы в начале слова? Их нет!
Какой сделаем вывод?
Вот что совершенно верно:
Ы не нравится быть первой,
Ы не начинает слов -
Видно, нрав её таков.
А как в учебнике об этом написал С.Маршак? (с.54)
Читающие дети читают стих. Нечитающие считают, сколько раз встречается буква Ы. (7)
Физкультминутка.
Сейчас будьте внимательны! Пых предлагает вам игру. Я читаю стих., а вы слушаете и запоминаете, у кого растут усы? (М.Пляцковский. "У кого растут усы?")
У кого растут усы?
У моржа и у лисы,
У бобра и у крота,
У кота и у кита.Есть усы у мотыльков,
У тюленей, у жуков.
Есть у зайца и сверчка,
У сома и хомяка.Есть у тигров и мышей,
Есть у львов и у ежей:
Даже папа для красы
Отрастил себе усы!
Проверка.
Работа с учебником(с.54). Звукобуквенный анализ слова УСЫ. Составление схемы. Проверка.
Самостоятельная работа со словом ДЫМ. (один у доски)
Проверка.
Пых любит превращения. Но прежде надо догадаться, как назвать картинку, чтобы количество звуков в её названии соответствовало количеству звуковых домиков. (с.55)
Дети: МЫШКА
Что нужно поменять, чтобы МЫШКА превратилась в МУШКУ, МОШКУ, МИШКУ?
А схемы не изменятся?
Дети: В схеме слова МИШКА надо поменять синий квадрат на зелёный.
Дети: Перед И согласные мягкие.
Перед какими гласными согласные твёрдые? Мягкие?
В копилке Пыха осталось ещё одно задание - кроссворд. Это домашнее задание.
Рефлексия.
Что нового узнали на уроке?
Чем эта буква отличается от других букв?
Какой звук обозначает буква Ы?
После каких согласных букв будем её писать?
Ы живёт в семействе гласных -
Звуков чистых, чётких, ясных.
Выход, мыло, тыква, пыль,
Мыши, мысли, сыр и быль.
В алфавите Ы важна,
Словно в пище соль нужна.
Гласный звук Ы, буква Ы.
Цель:
Знакомство со звуком и буквой Ы.
Задачи:
Формировать навык чтения прямых и обратных слогов.
Совершенствовать умение работать со схемами слов.
Формировать навык определять место звука в слове.
Корректировать общую моторику, зрительное и слуховое внимание, фонематический слух, слоговой анализ, буквенный синтез.
Оборудование:
Карточка с плюсом и минусом на каждого ребенка;
Буквы А, О, У, Ы из разрезных азбук;
Фигурки корабликов с написанными согласными на бортах;
Стилизованная буква Ы, печатная буква Ы;
Модели слов.
Возраст: 6-7 лет.
Тип занятия: формирование умений и навыков.
Наглядно-дидактический материал:
Картинка лодки с детьми; картинка теплохода;
Карточка «Путь солдата»;
Настольная маршрутная дорожка «Карта побережья»;
Карточки – лото, среди которых встречается звук Ы: бык, стол, шары, крыша, труба, дым, часы, кони и т.д.
Формы работы с обучающимися: игра, кроссворд.
Формы организации занятия: фронтальная.
Вид занятия: занятие-игра.
Структура занятия:
1. Представление звука.
2. Знакомство с артикуляционным укладом при его произношении.
3. Характеристика звука: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий.
4. Физкультминутка.
5. Выделение звука на слух из ряда звуков, из слов, из предложений.
6. Знакомство с буквой. Закрепление образа буквы.
7. Чтение слогов и слов с этой буквой.
8. Применение разных способов чтения (по ступенькам, по веревочке, по горкам).
9. Выводы.
Ход занятия
1. Рассказ с присутствием движений и голосовых упражнений.
Показываются картинки лодки с детьми и плывущего теплохода.
Педагог: мы сейчас отправимся в путешествие на лодке. Слушайте меня внимательно и повторяйте за мной движения.
«Наступило лето. Дети поехали кататься на лодке (Имитация гребли веслами). Тихо качались волны. Навстречу детям плыл теплоход, (Руки вытянуты вперед, ладони сложены вместе) он загудел: Ы-Ы-Ы-Ы (Вместе с детьми). Дети продолжали плыть. Теплоход опять загудел: Ы-Ы-Ы-Ы, проплывая мимо лодки. Дети весело замахали пассажирам теплохода (Дети машут). Они на лодочке ловили рыбу и ныряли в воду и плавали (Показать движения)».
Педагог: кто помнит из рассказа, как гудел теплоход? (Ы-Ы-Ы-Ы)
2. Акустический и артикуляционный анализ звука Ы.
Педагог: О каком звуке мы сегодня будем говорить? (О звуке Ы). Какой это звук? (Гласный). Мешает ли что-нибудь при его произношении? (Преграды нет). Какие гласные звуки мы уже изучили? (А, О, У) Чем гласные отличаются от согласных? (Гласные поются, а согласные – нет).
Звук Ы – гласный, при его произнесении во рту ничего не мешает, нет преграды для прохождения воздушной струи, его можно петь. Губы при этом – в улыбке.
3. Постановка игровой задачи.
Рассматривается маршрутная дорожка «Карта побережья».
Педагог: на своей лодке мы доплыли до чудесного побережья и будем его сейчас обследовать.
Пункт №1. Водопад.
Выделение звука Ы из ряда других звуков, выделение слога с Ы.
Цель упражнения: развитие слогового анализа.
Для упражнения потребуются карточки с плюсом и минусом на каждого ребенка.
Педагог: чтобы нам перебраться через водопад и двигаться дальше, надо поднять карточку с минусом, если не услышите звука Ы в ряду других звуков, и карточку с плюсом, когда услышите Ы в ряду других звуков: А, О, У, Ы, И, Ы, Э, Ы и т.д.
А теперь задание посложнее: поднимите карточку с плюсом, когда услышите в словах звук Ы, и карточку с минусом, когда этого звука в слове нет.
Слова: горы, пенал, рыба, диван, коты, боты, розы, книга, козы, роты, стол, пузырь, мел, мыло, ветер, голы, стол.
Пункт №2. Холм.
Выделение звука Ы из названия предметных картинок.
Цель упражнения: развитие звукового анализа.
Для упражнения потребуются карточки-лото, в названии которых встречается звук Ы: бык, стол, шары, столы, крыша, труба, дым, цветы и т.д.
Педагог: только мы собрались продолжить свой путь, как дорога внезапно оборвалась, и нам пришлось прыгать с холма. Все встали, подпрыгнули, перешагнули через камни и тихонько сели. Пока мы прыгали, все карточки-лото рассыпались. И теперь нам надо выбрать только те, в названии которых есть звук Ы.
Пункт №3. Таинственная пещера.
Представление буквы Ы.
Цель упражнения: развитие зрительного восприятия.
Для упражнения потребуются печатная буква Ы, стилизованная буква Ы.
Педагог: вот мы обнаружили таинственную пещеру, только собрались туда заглянуть, но не смогли. Знаете, почему? Потому, что с нами в путь отправилась буква, которую мы с вами изучаем. Какая это буква? (Буква Ы). Показываю вам букву. Посмотрите, какая она толстенькая. Вот она и не смогла пройти внутрь пещеры, просто застряла.
«Ы – какя ты толстушка!
Твой животик, как подушка!
Чтобы легче было жить,
Палочку пришлось добыть!»
И. Лопухина
Показывается печатная и стилизованная буква Ы.
Динамическая разминка
«Ы » - сказала буква Ы, Показывается буква Ы.
Озорная буква Ы. Хлопки над головой и сзади туловища.
Я не просто буква «Ы» - Хлопки вверху руки и в стороны.
Я несчастная, увы…
Я в начале не бываю: Руки на поясе, лопатки свести и расправить.
Слов своих не начинаю –
Все в конце, увы, увы, Ходьба на месте.
Ставят чаще Ы-Ы-Ы.
Вот какая буква Ы - Поднять руки вверх и развести в стороны,
Невезучая, увы! Опустить вниз и расслабить руки.
Пункт №4. Болото.
Цель упражнения: развитие умения выделять гласный звук из слова.
Для занятия потребуется доска и мел.
Педагог: чтобы перейти через болото, надо прыгать с кочки на кочку. Такими кочками для нас будут буквы, которые мы будем записывать на доске. Я называю слова, вы – находите только гласный звук и записываете его на доске. Я вас буду по очереди вызывать к доске. А потом мы проверим, правильно ли мы выполнили задание.
Слова: вол, бак, сын, дом, рысь, раз, лук, дым. Дорожка – О, А, Ы, О, Ы, А, У, Ы.
Пункт № 5. Чтение слогов прямых и обратных.
Цель упражнения: развитие навыка чтения в занимательной форме.
Занятие проводится у доски.
Дети выбирают себе корабли с буквами.
Педагог: играем в капитанов. Я буду вызывать вас по одному к доске и вы будете капитанами, которые управляют кораблями с буквами. Ваша задача -подплыть к одной из букв и прочитать полученный слог.
Пункт № 6. Игра «Измени в словах звук О на звук Ы».
Цель упражнения: развитие фонематического слуха.
Педагог читает стихотворение, выделяя голосом звук О. Дети его меняют на звук Ы.
Педагог: С тобою «Ы» играет в прятки.
Найди скорее отпечатки.
В словах ошибки все исправь,
На место букву Ы поставь!
Увидел я в клетке рысь,
Ей, как кошке, крикнул: «БрОсь!»
На столе - большая пышка,
В норку ее тащит мОшка.
Стоит избушка у воды,
А из избы струится дОм.
В загоне около избы
Стоит рогатый сильный бОк.
Приоткрыв у миски крОшку,
СОр из брОнзы видит мОшка.
Любит мОшка брОнзы, сОр,
Хоть и много в сОре дОр!
И. Лопухина
Пункт №7. Поищем соседей для буквы «Ы». Подбор слов к моделям.
Цель упражнения: коррекция звукового анализа и синтеза.
Педагог: давайте поищем «соседей» для буквы Ы так, чтобы когда все буквы встанут рядом, получилось слово.
Ы
(Сыр, бык, дым)
Ы
(Дыня, быки, лыко)
Пункт №8. Высокие горы.
Цель упражнения: развитие буквенного синтеза.
Читаются слова, написанные по цепочке, по карточке «Путь солдата».
Педагог: Встречаем мы солдата по дороге:
Шел солдат с задания,
Шел издалека.
Он отстал немного
От своего полка.
По горам карабкался,
Через реки плыл,
Да слова пароля своего забыл.
Мы с вами за ним
Устремляемся в путь.
Ты слова его пароля
Прочитать не забудь!
Каждая буква написана в своем кружочке. Читаем по цепочке, называем слова (сомы, муха, мыло, ломы, шумы, осы).
А сейчас давайте придумаем солдату пароль, чтобы в нем было не меньше двух прочитанных слов.
Дети придумывают предложение - пароль.
10. Итоги занятия.
Педагог: какой звук мы сегодня изучали? Дайте его характеристику.
Тема : Звук и буква ы.
Цель: 1.Познакомить со звуком и буквой Ы
Задачи: 1.Учить чётко произносить звук Ы, находить букву, читать слоги, слова.
2. Коррекция зрительной и слуховой памяти, внимания, речевой моторики на основе упражнений.
3. Мотивация к учению.
Оборудование: разборная буква Ы, буква Ы демонстрационная, раздаточные
буквы, предметные картинки «один- много», «Волшебная ниточка».
Ход урока
I Орг. момент.
Сядет тот, на кого я посмотрю.
II АОЗ
Вспомнить гласные звуки (символы, артикуляцию) почему называют гласными.
Узнай звук по немой артикуляции, озвучь его.
1.введение в тему. Назвать картинки, выделить гласный звук. Сыр, дым, мышь, сын, рысь.
III Изучение нового материала.
Чтобы мы могли красиво отвечать на мои вопросы сделаем артикуляционную
гимнастику. «Улыбочка» – растянуть губы в улыбке. «Трубочка» – вытянуть губы вперед.
«Улыбочка» – «Трубочка». «Окошко» – широко открыть рот. «Окошко открываем и закрываем ».(или «Слоник» и «Лягушка») (СЛАЙД)
Мы сейчас отправимся в путешествие на лодке. Слушайте меня внимательно и повторяйте замной движения.
«Наступило лето. Дети поехали кататься на лодке (Имитация гребли веслами). Тихо качались волны. Навстречу детям плыл теплоход, (Руки вытянуты вперед, ладони сложены вместе) он загудел: Ы-Ы-Ы-Ы (Вместе с детьми). Дети продолжали плыть. Теплоход опять загудел: Ы- Ы-Ы-Ы, проплывая мимо лодки. Дети весело замахали пассажирам теплохода (Дети машут).
Они на лодочке ловили рыбу и ныряли в воду и плавали (Показать движения)».
Как гудел пароход?
Произнесение звука Ы. Артикуляция.
На что похож звук? На гудок парохода. Произнесение громко с затиханием, тихо – с нарастанием громкости, отрывисто, с повторением ритма и хлопками: ы-ы-ыыы, ыыы-ы-ы и т.п.
2. Буква Ы.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».
Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы, начиная с большого)
Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулаки)
Листья березы,
листья рябины,
листья тополя,
листья осины,
листья дуб а мы соберем (загибают пальцы, начиная с большого)
Маме осенний букет отнесем («шагают» по столу средним и указательным пальцами).
На доске – магнитная выставляется буква
У детей – инд. .карточки с буквой.
Обвести пальчиком
Составить из частей букву Ы
Слепить из пластилина .(РОЛИК)
Чтение слогов на доске
ым мы
ыс сы
ыл лы
ых хы
IV Физминутка(РОЛИК)
V Закрепление изученного материала
Работа с учебником
Произнесение цепочек слогов: мы-лы - сы,- хы. цепочки слов: мыл-был-жил, дым-сыр-сын, рысь-мыс-брысь.
Работа с абаком
Составь слоги по образцу
4 . Выделение звука Ы в конце слова. Я называю слово в ед. числе, дети – во мн. числе
Кот-коты хата-хаты
Сом-сомы шкаф-шкафы
Шар-шары стол-столы
«Услышь звук», поднять букву ы.
1. в ряду звуков: а-ы-о-ы-у-и-м-ы-з-ы-э-я-ы и т.п.
VI Итог. Какой звук учили?
Вспомнить слова со звуком ы.
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Ростовской области»
«Гуковская специальная школа-интернат №11»
Урок на тему:
«Звук и буква « Ы»»
Подготовила и провела: Кобзарева И.В.
учитель 1,3 классов «Особый ребенок»
Анжела
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звук [ы] и буква ы»
Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа ) Тема : Звук [Ы] и буква ы
Подготовила : воспитатель
Горячева Анжела Вячеславовна, город Урай.
Цели :
1. Знакомство с буквой Ы .
2. Обучение различению и четкому произношению звука [Ы] в слогах , словах, предложениях.
3. Упражнять детей в образовании существительных множественного числа.
4. Развитие зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, памяти.
5. Формирование положительной установки на участие в занятии , доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.
6. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки, развивать логическое мышление , умение соотносить усвоенные знания с текстом загадки.
Задачи :
Образовательные : познакомить со звуком [Ы] и графическим образом буквы , учить детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику, формировать навыки звукового анализа .
Развивающие : развивать навыки словообразования прилагательных от существительных, развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание, развивать просодическую сторону речи (силу голоса, высоту голоса, фонематический слух, внимание, мышление, память, пространственное восприятие.
Воспитательные : воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним, умение слушать друг друга; интерес к занятию ; настойчивость.
Оборудование : набор картинок (кукла – куклы, шар – шары и пр., печатная буква Ы
Ход занятия:
1.-Ребята чем мы занимаемся на занятиях по развитию речи ? (Учимся красиво говорить, правильно говорить слова, составляем предложения, учимся правильно произносить звуки .
А для чего мы учим буквы ? (Для того, чтобы научиться читать) .
Чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки , правильно их произносить.
Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным звуком и его образом – буквой . Поучимся находить этот звук в словах .
Давайте вспомним, какие гласные звуки мы уже знаем : [а, о, у, и]. Правильно, молодцы.
А звуки [а , о, у, и] какие? Да, гласные. Мы произносим их свободно, во рту нет препятствий.
Сегодня мы познакомимся еще с одним гласным звуком . Послушайте, какие песенки я вам пропою : аы – оы – уы.
Какой новый звук вы услышали ?
Да, верно. Прозвучал звук Ы . Он у нас тоже гласный звук . И обозначается он вот таким символом. Показать букву Ы .
2.-Ребята, хотите поиграть? Игра называется «Один – много» . Я называю один предмет, а вы много : Кукла – куклы, гриб – грибы, машина – машины, лимон – лимоны, шкаф – шкафы, стол – столы, шар – шары, тыква – тыквы, кот – коты, зонт – зонты, ягода - ягоды, дуб – дубы, зуб – зубы, банан – бананы, двор - дворы, забор - заборы, комар - комары, топор - топоры.
А теперь давайте вместе пропоем звук ы ; - громко, тихо, кратко, длинно.
Дыхательная гимнастика
Вокруг себя обернитесь и в деревья превратитесь. Представьте, что вы превратились в березы. Дует сильный ветер «Ы-Ы-Ы» , раскачивая деревья, низким голосом протягивайте звук . Ветерок стих, стал легким (высоким голосом) . Повторить.
Выходите на ковер, встаньте все в круг. Посмотрите, у нас на ковре лежат карточки. Каждый берет одну карточку. Девочки берут карточку с одним предметом, а мальчики - где много предметов (играет музыка) . Все нашли? Давайте проверим. Посмотрите, все ли правильно? Девочки назовите свои предметы, а сейчас мальчики называют громко свои предметы. Какой звук повторился много раз? Да, звук Ы .
Проходите за столы. Сядьте ровно, выпрямите спины. Давайте вспомним слова со звуком Ы , которые называли мальчики.
Упражнение в словоизменении, выделении последнего звука в слове :
Шла коза,
Навстречу – … (козы) .
Здесь – берёза,
Там – … (берёзы,
Рядом дуб,
А с ним – … (дубы)
Нету слов на букву … (ы)
-Звук Ы у нас особенный . Он никогда не бывает первым, всегда находится в середине, или в конце слова.
3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
Губы открыты или смыкаются? (открыты) .
Зубы открыты или смыкаются? (открыты) .
Где находится язык? (он лежит на дне рта) .
Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (нет) .
4. Произношение звука «Ы» в словосочетаниях, предложениях. Словообразование.
Ребята какие бывают часы : на руках… (наручные, на стене… (настенные, на улице… (уличные, на столе… (настольные) . Машины тоже бывают разные. Одни стирают, значит это… (стиральные машины) . На других шьют, значит это… (швейные машины) . Убирают улицы… (уборочные машины, перевозят грузы… (грузовые машины) .
5. Образование существительных множественного числа.
У соседей сад, у звука [ы] – сады (пример, говорит воспитатель, далее множественное число образуют дети) .
У соседей выросла ягода, а у звука [ы] – ягоды .
У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] – клумбы .
На скотном дворе у звука [ы] не корова , а… (коровы, не овца, а (овцы, не коза, а (козы) .
И дома у звука [ы] не комната , а (комнаты, не диван, а (диваны) .
Интересно, ребята, только появился звук [ы] в конце слова , предметов стало больше.
Попробуем нарисовать букву в воздухе : начинаем сверху, движемся вниз, делаем круг, рядом рисуем палочку сверху вниз. Молодцы. Повторим.
6. Динамическая пауза.
Немного отдохнем.
Тыр-пыр, восемь дыр, (хлопать в ладоши)
В каждой дырке - целый мир, (сделать руками большой круг)
В каждом мире - вкусный сыр, (погладить себя по животу)
В каждом сыре - восемь дыр. (попрыгать на месте)
Повторим.
7. Способствовать четкому произношению звука "Ы" в словах.
-Ребята отгадайте загадки :
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я,
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло) .
Деревянных два коня
Вихрем мчат с горы меня.
У коней обычай свой :
Летом спят, бегут зимой. (Лыжи) .
Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (Цветы) .
Вильнет хвостом туда-сюда
И нет ее, и нет следа. (Рыба) .
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки. (Мышка) .
Белый столб стоит на крыше
И растет все выше, выше.
Вот дорос он до небес
И исчез. (Дым)
8. Заучивание стихотворения М. Мышковской.
Мышка мыла
мылом нос,
Мыла уши,
мыла хвост,
Мыла так,
что стала белой,
И от счастья
мыло съела.
вопросы :
Что и чем мыла мышка?
(Мышка мыла мылом нос, мыла уши, мыла хвост) .
Как она все это мыла и что с ней стало?
(Мыла так, что стала белой, и от счастья мыло съела) .
- Буква ы всегда маленького роста, живет она на шестом этаже, в квартире № 6 (размещение буквы на панно ) .
Вывод : Как мы называем звуки , при произношении которых воздушная струя не встречают преграду? (Гласные) . Каким условным цветом обозначаем гласный звук ? (Красным) . Ребята вам понравилось занятие ? Вы все молодцы!
- "Теория деятельности": кратко о главном
- Некрасов И в ту же ночь пошел я в сад
- Функция корень в excel и примеры ее использования при расчетах Обозначение квадратного корня в excel
- Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных
- Сфера и шар, материалы и задачи
- Физическая химия дисперсных систем определение дисперсных систем
- Зависимое население Аттики Рабы-должникиЧужеземцы